В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Смирнов: Партии показали хороший результат работы Назад
Вячеслав Смирнов: Партии показали хороший результат работы
По материалам круглого стола Общественного комитета "За честные выборы!" от 02.11.2012

Я являюсь Председателем Исполкома Демократической партии России и координатором Совета шести непарламентских политических партий. Это Народная партия, Социал-демократическая партия, Демократическая партия России, Партия социальных сетей, Союз горожан и Коммунистическая партия социальной справедливости. Я расскажу про нашу совместную работу. Наши шесть партий участвовали по максимуму во всех выборах в областные легислатуры и в выборах в семь городских советов. Не все прошли окончательный период регистрации. Мы организационно и в какой-то степени финансово помогали спискам кандидатов, не вмешиваясь в идеологию данных партий. У этих партий разные идеологии, но проблемы организационного характера у всех вновь созданных партий одинаковые. В первую очередь это касается того, что правильная юридическая консультация на местах, особенно в регионах, особенно в регионах и городах, которые далеки от областного центра, практически отсутствует. То есть кандидатам и представителям новых политических партий просто не к кому обратиться за компетентным советом, желательно бесплатным, о том, как правильно составить список, о том, как правильно и в какие сроки выбить необходимые документы с кандидатов, чтобы они оперативно зарегистрировались. В том числе, как правильно открыть счет и как не нарушить финансовое законодательство, за которое могут снять с выборов. Мы оказывали им такую помощь и оказывали помощь по регистрации списков этих партий и кандидатов, предоставляя им бесплатно наших юристов, которые выезжали в регионы. Мы выставили в итоге совместными усилиями более 5 000 наблюдателей на разных участках. Я думаю, что в Центральной избирательной комиссии по всем партиям информация более подробная, чем мы можем здесь сказать. Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях. Первая особенность заключается в том, что в нашей стране очень специфическая структура общества и вообще своеобразная история демократических процессов. У нас сословное общество и политические партии выражают здесь не классовые интересы, а превращаются в инструментарий разных финансово-экономических групп и сословий, за исключением, может быть, Коммунистической партии Российской Федерации, которая пока еще идеологическая партия. Все остальные партии все-таки политический инструмент. И в каждом субъекте Российской Федерации есть два центра власти. И когда мы говорим, что партия власти - "Единая Россия" давит, нарушает и т.д., "Единая Россия" - это такой же инструмент, такой же правовой мешок для депутатов, как и все другие партии. А есть два центра власти. Это, как правило, губернатор и мэр областного центра, и еще мелкие мэры на местах. И если между этими двумя центрами власти есть конфликт, тогда в этом регионе будут интересные выборы и будет многопартийность. Причем конфликт может быть прикрыванием списков правящей партии. В зависимости от того, какие там квоты у мэра, какие там квоты у губернатора в этом списке и кому как интересно 43% получить или 53% получить, потому что депутаты - это конкретные люди, за которыми стоят конкретные финансово-экономические группы. И когда мы выдвигаем молодые партии в регионах, всегда начинается напряжение, потому что и окружение мэра, и окружение губернатора, и люди, которые дружат с ними и находятся в избирательных комиссиях, все время задают нам такой вопрос: "А вы, чьи будете? Вы сейчас кого будете поддерживать?" "У нас здесь ситуация уже более менее устоялась и вдруг неожиданно новые партии влезают. На кого они будут ориентироваться? Кого они будут выдвигать?" Им это все непонятно и соответственно появляется настороженность. Мы выезжали во все регионы, встречались с половиной губернаторов и вице-губернаторов, со многими мэрами для того, чтобы эти проблемы снять. Если мы хотим снимать проблемы, надо работать. Потому что представители олигархических партий, парламентских партий на своих территориях в регионах уже давно и примерно все знают за кого они, кто их поддерживает, кто их спонсирует, а новые парии всегда встречаются с настороженностью. А результаты мы показали разные. Естественно нигде никто не прошел, потому что это был первый старт. Но для того, чтобы снять организационные проблемы, мы выдвигали все наши списки в Москве съездами. Новый закон "О политических партиях" очень облегчает эту проблему, потому что проще собрать 45 делегатов в Москве, сразу все списки выдвинуть здесь в Москве, чем на местах собирать партийные конференции и подвергаться определенному давлению со стороны местной власти, разных групп влияния. Люди живут на определенной территории и на них можно оказать давление, признать конференцию незаконной. Это не касается региональных избирательных комиссий. Это касается отношений в конкретных регионах. А когда съезд проходит в Москве, местные губернаторы или местные мэры никакого давления на нас оказать не могут. Мы от него совершенно независимы. В ряде регионов, например на Сахалине, наши партии выдвигали чисто московские списки. Там были представители из Москвы, были представители из других регионов Российской Федерации, но не было ни одного, проживавшего на Сахалине. Почему? Потому что список был предельный, один-два человека отказались от своего участия в списке, список снимается. Поразительно другое, что при этом на Сахалине список Коммунистической партии социальной справедливости набрал более 3%. Там не велась агитация, там не было вложено ни одного рубля, но избиратели просто, голосуя по привычке, почему-то отдали голоса не за Коммунистическую партию Российской Федерации, а за КПСС, правда, там не было Коммунистов России. Хорошие результаты. Более 1% были показаны и в половине регионов, где мы выдвигали наши шесть партий. Опять же говорю, что финансирование нигде не вкладывалось. Это была централизованная инициатива из Москвы. Но партии показали хороший результат работы. Хотелось бы поблагодарить Центральную избирательную комиссию за помощь. С чем это связано? Во многих регионах, например, в Калининграде при регистрации кандидатов в губернаторы и при нежелании местной власти иметь большое количество кандидатов в губернаторы, которых они не знают, у нас кандидаты в губернаторы были из Санкт-Петербурга и Москвы, юристы избирательных комиссий либо представители партий, которые входят в избирательные комиссии очень по-разному реагировали на то, что список выдвигается съездом из Москвы. Потому что есть в законе "О политических партиях" и в уставах партий пункт о том, что если у вас нет местного отделения, то вы можете выдвигать список либо руководящим органом регионального отделения, либо руководящим органом федеральной партии. У нас не было ни у одной партии местного отделения в городе Калининграде, но было региональное отделение в области. Исходя из этого, местная избирательная комиссия категорически хотела снять трех кандидатов. Они говорили, что раз у нас есть региональное отделение, то мы не можем выдвигать Москвой. Обратившись за юридической помощью в Центральную избирательную комиссию, мы нашли общий язык именно с юристами комиссии, и вопрос был снят. Хочется обратить внимание на две вещи. Это предложение по способу выдвижения кандидатов в губернаторы. У нас законы безавторские. Непонятно, кто автор конкретного закона или конкретного изменения поправки закона "О выборах", который плохо работает, к сожалению. Поэтому неизвестно, кого винить. Но сбор подписей, как уже сказал мой коллега, дал не совсем те результаты, которые ожидались. Авторы закона предполагали, что таким образом привлекут к возможности выдвигать кандидатов в губернаторы местные элиты, которые будут участвовать в процессах. Потому что муниципальные и региональные депутаты - это все-таки местная элита. Это директора школ, это главные врачи больниц. Это люди, которые составляют политический слой данного субъекта Российской Федерации. А оказалось все очень странно. Во-первых, парадоксальная ситуация. Партия "Единая Россия" - правящая партия, которая имеет большинство в Госдуме, которая может без сбора подписей выдвигать кандидата в Президента и которая, как правило, побеждает, не может без сбора подписей региональных депутатов и муниципальных депутатов выдвинуть своего кандидата в губернаторы. Получается, что должность губернатора более весомая, чем должность Президента Российской Федерации, если такие сложности созданы с выдвижением этого кандидата. Второй вариант. Вы все знаете, что большинство депутатов имеет партийность, и большинство депутатов имеет партийность "Единой России", порядка 70%. Это неправильно когда они для того, чтобы поддержать видимость демократичности и большое количество кандидатов вынуждены подписываться за кандидата другой партии. Не важно, какая партия правящая, но неправильно, когда депутат, имеющий один партбилет, подписывается за кандидата в губернаторы, имеющего другой партбилет. Это нонсенс. А если их не брать, а брать только независимых депутатов, они в меньшинстве, то возникает проблема, что где-то можно действовать путем скупки. Это не партии скупали. Это скупали кандидаты, у кого есть деньги. И возникает парадокс. И очень трудно кандидатам от партий, которые в парламенте, находить общий язык с этими независимыми депутатами. Он идет в губернаторы. Он депутат Госдумы, он приходит к нему и говорит: "Подпишись за меня". Сам приходит, в такой ситуации помощника не пошлешь. А ему говорят: "Помнишь, я к тебе обращался два раза с тем, чтобы помочь выбить финансирование для моей школы, куда ты меня послал? Ну и сам иди туда". Это везде. Тем более летом, многие на дачах, многие на курортах. Даже если команда сверху прошла, их поймать невозможно, их физически нет на местах. С этой проблемой все сталкивались и из-за этого были определенные напряжения. Любым способом надо изменять, потому что получается профанация невыгодная никому, ни парламентским партиям, ни непарламентским партиям, ни "Единой России". И второе предложение. Наверное, все-таки назрело идти демократическим путем и отказаться от снятия зарегистрированных списков и зарегистрированных кандидатов, потому что основной произвол не партии делают, а делают власть и группы влияния. Происходит, когда уже зарегистрированные кандидаты и зарегистрированные списки снимаются. Есть закон. Если кто-то нарушил какой-то из пунктов закона, пусть он участвует в выборах до конца. А после выборов - суд и тюрьма. Тогда он лишается депутатской неприкосновенности и всего остального, но снимать с избирательного процесса фаворитов гонки неправильно. Это подрывает легитимность самого избирательного процесса. Это предложение не к Центральной избирательной комиссии, а все-таки к депутатам. Депутаты могут этого добиваться, чтобы практика снятия списков зарегистрированных кандидатов с выборов была отменена, иначе все тогда отдается на откуп судам и происходит непонятная свистопляска, как, допустим, с некоторыми действующими губернаторами от партии "Единая Россия".

Комитет "За честные выборы!"

Док. 656271
Перв. публик.: 23.11.12
Последн. ред.: 26.11.12
Число обращений: 0

  • Смирнов Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``