В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Денежно-кредитная политика как инструмент модернизации экономики` Назад
`Денежно-кредитная политика как инструмент модернизации экономики`
31 октября "Деловая Россия" провела стратегическую экспертную сессию на тему: "Денежно-кредитная политика как инструмент модернизации экономики".
Национальная финансовая политика должна стать инструментом экономического роста - в соответствии с потребностями реальной экономики, современными мировыми тенденциями и лучшими международными практиками. Для этого необходимо внести принципиальные изменения в законодательство, в структуру и механизмы функционирования финансовой системы.

Пока же ситуация "зажатой" денежной системы и крайне низкой доступности финансовых ресурсов продолжает оставаться одной из основных проблем, сдерживающих развитие несырьевого бизнеса и, соответственно, качественный рост экономики.
Модераторами обсуждения стали: А.Галушка, сопредседатель Деловой России, и А.Осипов, вице-президент, председатель Экспертного совета Деловой России.
К обсуждению были приглашены руководители и ведущие эксперты Деловой России, представители органов власти, финансовых регуляторов и ведущих участников рынка - Государственной Думы ФС РФ, Минэкономразвития России, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России, крупнейших государственных и коммерческих банков, ведущих аналитических и консалтинговых центров.
Основное выступление с презентацией сделал М.Ершов, старший вице-президент АКБ "РОСБАНК". Наиболее активное участие в дискуссии приняли: И.Лавровский, председатель комитета Деловой России по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике, ведущий научный сотрудник Института энергетических исследований РАН; А.Аксаков, заместитель председателя комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России; В.Гамза, председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России"; Д.Голубовский, эксперт по финансовым рынкам; А.Данилов-Данильян, сопредседатель "Деловой России", председатель Федерального межотраслевого совета "Деловой России", председатель Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ; А.Зелинский, председатель Совета директоров ОАО "Балтийский Банк"; А.Идрисов, член Генерального совета Деловой России, Управляющий партнер ЗАО "Стратетджи Партнерс Групп" (ЗАО "СПГ"); В.Мехряков, заместитель генерального директора МДМ-банка; А.Осипов, вице-президент, председатель Экспертного совета "Деловой России"; С.Семенищев, руководитель Авторской школы бескризисной экономики.

Денежно-кредитная политика:
разрушение мифов и отказ от стереотипов (позиция Деловой России):
1. Основные экономические показатели в российской экономике ухудшаются. Рост ВВП в сентябре составил 2,5% к прошлому году, инвестиций - 5,6%, промышленного производства - 2%. Инфляция ускоряется - 6,3% в сентябре в годовом исчислении, 7% - ожидаемая в октябре. Численность занятого населения в РФ в сентябре уменьшилась на 0,4 %, число безработных выросло на 0,8 %. Стоимость кредитов растет, MOSPRIME1M составила 6,72%, ставка Центрального Банка - 8,25%. В совокупности, эти явления могут свидетельствовать о приближении к стагфляции.
2. По общему консенсусному ощущению бизнеса, долгосрочные инвестиционные ресурсы практически недоступны.
3. Банки, финансирующие инвестиционные проекты, в условиях отсутствия долгосрочной ресурсной базы, ухудшают свою ликвидность, подпадая под действия мер реагирования Центрального Банка.
4. Плохие условия финансирования инвестиционной фазы проектов приводит к недостаточности предложения товаров и услуг, что оказывает инфляционное давление на экономику.
5. Тарифное регулирование монополий, стимулирующее рост цен на услуги и ресурсы, практически не имеет демпфирующих факторов в низкопроизводительной экономике и оказывает дополнительное воздействие на рост инфляции.
6. Денежно-кредитное регулирование не позволяет в финансовой системе формироваться специализированным сегментам, обеспечивающим финансирование инвестиционной деятельность в:
? промышленности;
? инфраструктуре;
? отраслях новой экономики (IT, инжиниринге, высокотехнологичных услугах, здравоохранении, образовании и пр.)
7. Недостаточность ресурсов и неравенство доступа к ним участникам финансовой системы приводит к недостаточной конкуренции на финансовом рынке, отсутствию спектра удобных и глобально конкурентоспособных кредитных и инвестиционных продуктов.
8. Центральный Банк не выполняет функции по поддержке экономического роста обеспечением экономики достаточным уровнем ликвидности, вопреки мировой практике.
9. Центральный Банк не является источником долгосрочной ликвидности в финансовой системе страны, вопреки сложившейся мировой практики.
10. Сложившаяся политика Центрального Банка приводит к опасным дисбалансам в экономике:
? опережающему росту потребительского кредитования, которое выступает единственным доступным и безопасным сегментом для роста бизнеса банков;
? стагнации корпоративного кредитного портфеля;
? значительной недостаточности финансирования инфраструктуры;
? недостаточности финансирования создания новых производств и модернизации действующих;
? опережающему росту импорта во время циклов роста экономики;
? необоснованному росту внешних заимствований финансовой системой и корпоративным сектором.
11. Завышенная ставка Центрального Банка создает неконкурентоспособные условия заимствований для российских заемщиков.
Создание условий для устойчивого
и динамичного развития экономики требует:
- формирования в финансовой системе секторов - каналов предоставления ликвидности реальному сектору экономики, способствующие снижению инфляции, стимулирующие финансирование инвестиционных циклов, инфраструктуры, отраслей новой экономики;
- упрощения доступа к кредитным ресурсам для широкого круга банков и устранения дискриминации;
- стимулирования конкуренции в банковском секторе;
- стимулирования опережающего роста банковского бизнеса, специализированного на инвестиционном, проектном и инфраструктурном финансировании;
- приведения ставок заимствований до конкурентоспособных значений.

Предложения председателя Комитета Деловой России Гамзы В.А.:
1.    Необходимо обеспечить формирование действительно Единой государственной денежно-кредитной политики, реально обеспечивающей решение стратегических и текущих задач социально-экономического развития страны:
o    создать постоянно действующий Национальный совет по денежно-кредитной политике при Президенте РФ (на базе Национального банковского совета);
o    расширить задачи, функции и полномочия Банка России, обязав его участвовать в обеспечении качественного и стабильного экономического роста инструментами денежно-кредитной политики;
o    от стерилизационной денежной и мягкой кредитной политики перейти к политике обеспечения высокой ликвидности (вся национальная денежная масса должна находиться в банковской системе) и качественного кредитования (аудирование и рейтингование корпоративных клиентов).
2.    Учитывая недостаточный объем внутреннего накопления капитала для решения грандиозных задач предстоящей пятилетки, необходимо кардинально изменить отношение к институциональным инвесторам и прямым иностранным инвестициям:
o    создать юридические и экономические условия накопления значительных страховых, пенсионных и инвестиционных фондов;
o    сформировать современное инвестиционное законодательство, адаптированное к мировой практике;
o    использовать опыт Китая, Южной Кореи, Бразилии и других развивающихся стран по привлечению и защите прямых иностранных инвестиций.
3.    Создать правовые и организационные основы проектного финансирования:
o    внести необходимые изменения в гражданское законодательство и принять специальный закон о проектном финансировании (в соответствии с мировой практикой);
o    внести изменения в банковское и налоговое законодательство, предусмотрев возможность создания инвестиционных банков для проектного финансирования;
o    создать юридические и экономические условия развития деятельности фондов прямых инвестиций.
4.    Внести существенные изменения в деятельность государственных институтов развития:
o    институты развития должны выполнять функции специализированных кредитных агентств по развитию приоритетных отраслей экономики, а не заниматься кредитованием банков (для этого есть Банк России);
o    учитывая, что локомотивом экономики должна стать строительная отрасль, необходимо создать новый институт развития - Земельно-строительный банк развития (возможно, на базе одного из дочерних банков Внешэкономбанка, Фонда РЖС, Фонда ЖКХ и программы "Стимул" АИЖК);
o    создать Федеральный гарантийный фонд содействия кредитованию среднего несырьевого бизнеса (сегодня имеются государственные гарантийные инструменты поддержки только малого бизнеса - до 300 млн. руб. и крупного - от 2 млрд. руб.), который является основой формирования инновационной экономики.

Принципиальные итоги этого продуктивного обсуждения подвел А.Галушка, сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":
1. Суть сегодняшних оценок и предложений может быть отражена в названии "Разрушение мифов и отказ от стереотипов", которые были сформированы в 90-е годы в условиях борьбы с высокой инфляцией.
2. Конкуренция юрисдикций при вступлении России в ВТО диктует невозможность дальнейшего проведения такой кредитно-финансовой политики, которую сейчас проводит Банк России. Его политика сегодня - это фактор неконкурентоспособности Российской Федерации, не только в сравнении с развитыми странами, но и, к примеру с Индией, которая при всех своих условиях находит ресурсы для проведения стимулирующей денежно-кредитной политики.
3. В развитых странах сейчас главным источник длинных денег стали не пенсионные или страховые деньги, а монетарные власти: ФРС, Центробанки.
4. Необходима новая эффективная связка ЦБ и Минфина. Это не просто целевое финансирование. В мире возник новый термин - "денежно-промышленная политика", которая требует новых механизмов и инструментов. Пример США: сначала рынок оценивает облигации, которые эмитирует минфин, и только после этого ФРС под них эмитирует деньги.
5. Новая мировая реальность - возникают "бессрочные" деньги. Возможность рефинансирования долгосрочных обязательств делает их квазибессрочными.
6. Переходить от жесткой денежной и мягкой кредитной политики - к мягкой денежной и жесткой кредитной политике. Качественный заемщик - ключевой субъект финансовой политики.
7. Надо создавать необходимое условие такой работы - гибкую, отзывчивую экономику с благоприятным инвестклиматом и развитой конкуренцией. Пока наша экономика финансово "перезажата".
8. Крайне важно создавать новые для России сектора финансовой политики, которые уже апробированы в мире - инвестиционные банки и проектное финансирование.

Обсуждение позиции бизнеса по изменению национальной финансовой политики будет продолжено. Просим присылать предложения.

Док. 656014
Перв. публик.: 01.11.12
Последн. ред.: 19.11.12
Число обращений: 0

  • Голубовский Михаил Давыдович
  • Данилов-Данильян Антон Викторович
  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``