`Кредитование малого и среднего бизнеса-2013`Назад
`Кредитование малого и среднего бизнеса-2013`
Всероссийская практическая Конференция 01-02 ноября 2012 г., Москва, компания "глобал Форум"
КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - 2013
Как банку повысить и удержать доходность от работы с клиентами МСБ: прогнозы, риски, механизмы
В ходе Конференции состоялся
КРУГЛЫЙ СТОЛ: Как банку проанализировать реальное финансовое состояние клиента-МСБ, чтобы избежать риска его выхода на просрочку по кредиту?
На круглом столе рассмотрены вопросы:
o Как банку на предварительном этапе увидеть финансовые проблемы клиента МСБ?
o Как правильно оценить кредитоспособность заемщика-МСБ?
o Какие изменения произошли в 2012г в налогообложении МСБ? На что следует обратить внимание банку?
o По каким показателям банкам проанализировать реальное финансовое состояние клиента-МСБ?
o Как банкам создать единые информационные базы по представителям МСБ? Что планируют в этом направлении законодатели?
Круглый стол модерировал и выступил Гамза В.А., председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России", член Совета директоров Банка "Транспортный.
Тезисы выступления Гамзы В.А.:
Основные бизнес-процессы:
МСБ - направление, которое КБ "Транспортный" намерен более активно развивать ввиду повышенной (по сравнению с корпоративным бизнесом) прибыльности и рыночного потенциала. МСБ должен стать одним из основных направлений роста Банка с учетом следующих основных задач развития бизнеса:
- развитие присутствия Банка в регионах с использованием преимуществ перед конкурентами по уровню сервиса, продуктовому и ценовому предложению;
- дальнейшее развитие продуктовой линейки с акцентом на комиссионных и небанковских продуктах.
- развитие продуктовой линейки на основе пакетов услуг (включающих в том числе небанковские сервисы) для различных категорий клиентских сегментов;
- переход от продуктоориентированного подхода к клиентоориентированному;
- увеличение плотности сети, обслуживающей клиентов МСБ, в том числе, за счет открытия дополнительных офисов и операционных касс.
Направления развития стратегии работы с МСБ:
- В настоящее время в условиях рыночной неопределенности, повышенных кредитных рисков и снижения доходности текущих кредитных портфелей банки столкнулись с необходимостью корректировки существующих стратегий развития малого и среднего бизнеса с учетом требований по повышению доходности и минимизации рисков.
- В качестве основных элементов новой стратегии развития МСБ предлагаются диверсификация кредитных рисков, глубокий анализ отраслевых и внутриотраслевых тенденций и учет специфики деятельности и требований предприятий в конкретных отраслях, а также повышение качества субъективной оценки кредитного риска, как на уровне точек продаж, так и головного офиса.
- Влияние на кредитование определенных отраслей в Банке также оказывает реализуемая Внешэкономбанком программа поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на неторговый сектор и инновационные, модернизационные или энергоэффективные проекты.
Учет отраслевой принадлежности заемщика:
- Прежде предоставление кредитных продуктов не сопровождалось, как правило, отслеживанием и обобщением рисков развития конкретных групп предприятий, и, как следствие, отсутствовала минимизация данных рисков за счет учета специфики деятельности таких заемщиков. В основном каждое предприятие рассматривалось без формализованной оценки влияния на него внутриотраслевых и рыночных тенденций.
- Сегодня в результате изменений, происходящих в структуре экономики, стал актуальным системный анализ отраслей, внутриотраслевых тенденций развития, особенностей финансово-экономической деятельности и потребностей предприятий не только в укрупненных отраслях (например, в отрасли "сфера услуг"), но и детализировано по их сегментам (например, "общественное питание", "медицинские услуги", "грузовые перевозки продуктов питания" и т.д.), а также формализации данной информации в виде специализированных внутриотраслевых продуктов.
- Минимизация отраслевых рисков заемщиков возможна за счет разработки внутриотраслевых продуктов с учетом потребностей и особенностей работы компаний в отдельных отраслях, то есть построения продуктового ряда в привязке к кредитуемым отраслям экономики.
Ближайшие цели Банка "Транспортный":
- В ближайшее время Банк планирует завершить окончательную отладку и стандартизацию бизнес-процессов по обслуживанию клиентов МСБ в головном офисе и их трансфер в региональные подразделения. При этом не ставится задача по значительному увеличению объемных показателей, а приоритет отдается высокому качеству оказываемых услуг и минимизации рисков.
- Банк активизирует свое участие в реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства
Комплексная программа обслуживания предприятий МСБ даст возможность решить проблему диверсификации клиентской базы и обеспечит повышение доходности бизнеса клиентов и банка.