В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Личность в истории культуры Назад
Личность в истории культуры
Личность в истории культуры
Михайло СТЕЛЬМАХ
ИНФОРМ-БЛОК
Электронное издание БУЛ

Выпуск посвящается 100-й годовщине со дня рождения украинского прозаика, поэта, драматурга, академика Героя Социалистического Труда
М.А. СТЕЛЬМАХА

На украинском и русском языках
Москва
24 мая 2012 г.
От составителя
Особенностью данного выпуска (в бумажном варианте, представленном в читальном зале БУЛ) является включение в библиотечный дайджест наряду с текстами, посвященными столетнему юбилею выдающегося мастера украинской литературы М.А. Стельмаха, материалов из архива Владимира Михайловича Россельса -известного переводчика украинской прозы на русский язык, литературоведа и личного друга Михаила Стельмаха.
Как сообщает Малая литературная энциклопедия, РО?ССЕЛЬС, Владимир Михайлович [р. 23.IX(6.X).1914, Павловский Посад] , окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1937). Печатается с 1935. Перевел с укр. на рус. яз. соч. укр. писателей М. Черемшины, В. Стефаника, отд. произв. Т. Шевченко, Л. Украинки, И. Франко и др., а также романы сов. писателей - О. Гончара, М. Стельмаха, Н. Рыбака, И. Вильде и др. Автор статей об укр. и рус. писателях, исследований по теории и истории худож. перевода. Под ред. Р. и с его послесловием в 1965 вышло Собр. соч. А. Грина.
Соч.: Перевод и нац. своеобразие подлинника, в сб.: Вопросы худож. перевода, М., 1955; Теория худож. перевода - область литературоведения, "ВЛ", 1960, N 5; Подспорья и преграды, в сб.: Мастерство перевода, М., 1963; Нужна история худож. перевода в СССР, в сб.: Мастерство перевода, М., 1964; Ради шумящих зеленых ветвей, в сб.: Мастерство перевода, М., 1965; А. Грин. Из неизданного и забытого, в кн.: Лит. наследство, т. 74, М., 1965; Сколько весит слово?, в сб.: Вопросы теории и практики худож. перевода, Рига, 1968.
Владимир Михайлович Россельс долгие годы работал в совете по вопросам украинской литературы Союза писателей СССР, много делал для популяризации лучших ее представителей в России и за рубежом. Вместе со всеми друзьями украинской культуры переводчик радовался воссозданию в Москве Библиотеки украинской литературы, был ее активным читателем.
Вашему вниманию, в частности, предлагаются письма М.А. Стельмаха, адресованные в Москву своему переводчику, активно участвовавшему в решении издательских дел, связанных с выходом в свет романов и повестей выдающегося писателя. Особый интерес представляют письмо от 27 августа 1948 г., предлагающее переводчику авторский "словарь непонятых слов и выражений", а также автограф текста выступления М.А. Стельмаха по итогам одного из партийных пленумов в 1950-е гг., титульный лист рукописи перевода романа "Хлеб и соль" с резюме автора, поправки писателя в машинописном тексте его выступления по случаю юбилея Максима Горького и др.
Начатая в нашей Библиотеке работа по изучению и освещению связанных с творчеством М.А. Стельмаха материалов из архива В.М. Россельса продолжается, и результаты ее будут представлены в информационных выпусках БУЛ.
Приглашаем желающих ознакомиться с этими эксклюзивными материалами посетить читальный зал нашей Библиотеки.
В. Крикуненко
100
24 травня 2012 року виповню╓ться 100 рок╕в з дня народження Михайла Панасовича Стельмаха - видатного письменника, драматурга та фольклориста. Враховуючи визначний внесок Михайла Стельмаха у розвиток укра╖нсько╖ л╕тератури, Верховна Рада Укра╖ни постановила урочисто в╕дзначити на державному р╕вн╕ 100-р╕ччя з дня народження Михайла Панасовича Стельмаха.Народився Михайло Панасович Стельмах 24 травня 1912 року в сел╕ Дяк╕вцях Л╕тинського пов╕ту на В╕нниччин╕ в б╕дняцьк╕й с╕м`╖. Тут, серед мальовничо╖ природи Прибужжя, в р╕дному сел╕ минали його дитяч╕ ╕ юнацьк╕ роки, тут в╕дкрилася йому поетична краса природи, та╓мниц╕ людського життя, тут почав в╕н ходити в школу, жад╕бно вбирати премудрост╕ наук...Мати його, Ганна ╤ван╕вна, добра, ласкава ╕ невтомна труд╕вниця, перша пробудила в дитячому серденьку любов до навколишньо╖ природи.Великий вплив на формування письменницького таланту у малого Михайлика мали також батько, д╕д Дем`ян, колишн╕й кр╕пак, дядько Микола. Казково-поетичний св╕т дитинства сповнений всього незвичайного, романтичного, дивного. Про все це пот╕м, через багато рок╕в, чудово розпов╕сть письменник Михайло Панасович Стельмах у сво╖х автоб╕ограф╕чних поемах-пов╕стях "Гуси-лебед╕ летять" та "Щедрий веч╕р".Дитинство письменника припало на перш╕ пореволюц╕йн╕ роки - тяжк╕ роки громадянсько╖ в╕йни, ру╖ни, голоду. На всю с╕м`ю були одн╕ ,,чоботи, тож не дивно, що батько мусив нести до школи Михайлика на руках, загорнувши в свою кирею. Саме на ц╕ роки припада╓ знайомство М. Стельмаха з корифе╓м укра╖нсько╖ радянсько╖ л╕тератури, неперевершеним знавцем р╕дно╖ мови Максимом Рильським. Знайомство переростало в теплу, щиру дружбу. Про це так проникливо ╕ сердечно розпов╕в згодом М. Рильський у статт╕ "Про молодих письменник╕в".Фронтова л╕рика Михайла Стельмаха сповнена г╕ркого болю, зненавист╕ до зв╕р╕в-ворог╕в, н╕жного ╕ теплого син╕вського почуття до р╕дного народу, до Укра╖ни, що стогнала в ярм╕ окупац╕╖. В роки в╕йни М. Стельмах видав к╕лька зб╕рок поез╕й: "За ясн╕ зор╕"(Уфа, 1942), "Провес╕нь" (Воронеж, 1942), обидв╕ - за редакц╕╓ю Максима Рильського, а в 1944 роц╕ в Москв╕ виходить у переклад╕ на рос╕йську мову зб╕рка "Украине вольной жить!". У цьому ж 1944 роц╕ в Уф╕ виходить перша зб╕рка опов╕дань Михайла Стельмаха-"Березовий с╕к".П╕сля в╕йни поет-во╖н Михайло Панасович поверта╓ться до улюблено╖ справи - глибокого вивчення усно╖ народно╖ поетично╖ творчост╕. Народн╕ думи ╕ п╕сн╕, казки ╕ присл╕в`я, народн╕ легенди ╕ анекдоти, перекази - все це збира╓, вивча╓ ╕ ╜рунтовно досл╕джу╓ Михайло Стельмах. К╕лька рок╕в в╕н працю╓ науковим сп╕вроб╕тником ╤нституту мистецтвознавства, фольклору та етнограф╕╖ Академ╕╖ наук УРСР, де упорядкову╓ ╕ редагу╓ зб╕рники народно╖ творчост╕, пише науков╕ статт╕, працю╓ над власними творами. У п╕сляво╓нн╕ роки М. Стельмах досить пл╕дно виступа╓ в р╕зних жанрах л╕тератури - в╕н пише в╕рш╕ ╕ романи, п`╓си ╕ к╕носценар╕╖, пов╕ст╕ ╕ в╕н пише в╕рш╕ ╕ романи, п`╓си ╕ к╕носценар╕╖, пов╕ст╕ ╕ статт╕. В╕д твору до твору зроста╓ майстерн╕сть письменника, ╕ Стельмах ста╓ одним з видатних митц╕в укра╖нського художнього слова. У п╕сляво╓нн╕ роки письменник продовжу╓ писати ╕ поетичн╕ твори, вида╓ к╕лька зб╕рок ╖х: "Шляхи св╕тання" (1948), "Жито сили набира╓ться" (1954), "Поез╕╖" (1958), "Мак цв╕те" (1968) та ╕нш╕. Окремо сл╕д сказати про зб╕рки поез╕й для маленького читача: Стельмах любить д╕тей ╕ давно пише для них ц╕кав╕ в╕рш╕, як╕ так сподобалися ╕ дошк╕льнятам, ╕ школярам. Серед зб╕рок в╕рш╕в для д╕тей можна назвати так╕, як-от: "У сестрички дв╕ косички", "Весна-весняночка", "В ╖жаков╕м в╕тряку", "Колосок до колоска", "Як журавель збирав щавель", "Маленька Оленка" тощо. Як було вже зазначено, талант М. Стельмаха проявився в р╕зноман╕тних л╕тературних жанрах. Кр╕м згаданих вище прозових та поетичних твор╕в, в╕н написав також к╕лька п`╓с - "Золота метелиця", "Зачарований в╕тряк", "Правда ╕ Кривда", "Кум королю"; створив сценар╕й документального к╕ноф╕льму "Живи, Укра╖но!", брав участь у створенн╕ к╕ноф╕льм╕в за сво╖ми творами - "Над Черемошем", "Кров людська - не водиця", "Дмитро Горицв╕т". Багато твор╕в М. Стельмаха вийшло в перекладах на рос╕йську мову, а також на мови б╕лоруську, болгарську, чеську, словацьку, польську, чеську, словацьку, польську, н╕мецьку, .румунську, литовську та ╕нш╕. М. Стельмах був депутатом Верховно╖ Ради СРСР, нагороджений орденом Трудового Червоного Прапора. В╕н виступа╓ як палкий борець за мир, зокрема був делегатом. Асамбле╖ ООН в╕д Укра╖нсько╖ РСР. У 1972 роц╕ - до 60-р╕ччя письменника - Михайлу Стельмаху було присво╓не високе звання Героя Соц╕ал╕стично╖ Прац╕, а в 1978 роц╕ його обрано д╕йсним членом Академ╕╖ наук Укра╖нсько╖ РСР. У вересн╕ 2012 року мина╓ 29 рок╕в з дня смерт╕ ╕ великого укра╖нського письменника Михайла Стельмаха.

Четыре брода любви

"Вспоминаем Михаила Стельмаха"
Так назывался вечер, посвященный 90-летию со дня рождения известного украинского писателя, состоявшийся 27 мая в Театре им. И. Франко. Он начался под "Мелодию" Мирослава Скорика, а на фоне звездного Млечного пути актер Алексей Богданович прочитал отрывок из повести "Гуси-лебед╕ летять...". О мастере говорили его коллеги-писатели, читали стихи, исполнялись песни на слова Михаила Панасовича. Были показаны фрагменты из документального фильма о Стельмахе. Символично, что в середине 60-х на франковской сцене режиссером В. Скляренко был поставлен спектакль "Правда ╕ кривда" по одноименному роману писателя. И почти два десятилетия с этим театром связано имя Ярослава - старшего сына, продолжателя писательской династии Стельмахов, который девять месяцев тому назад трагически погиб в автокатастрофе. Поэтому в день памяти Михаила Панасовича вспомнили и о Стельмахе-младшем - известном драматурге, прозаике, переводчике, лауреате премии им. Л. Украинки, которую Ярослав Михайлович не успел получить при жизни и ее вручили его вдове Людмиле Викторовне. Кстати, сейчас она пишет воспоминания о своем муже, и в этой книге несколько глав будут посвящены свекру
Люблю театр, - не раз говорил Михаил Панасович. - Но как его можно не любить? Написал книгу - и уже она независима от тебя, и ты не знаешь, что думает о ней читатель, как воспринимает. Приходится верить в то, что говорят и пишут в письмах. А в театре сразу видишь, как зритель воспринимает твое художественное произведение. И это неповторимое наслаждение.
Пьесы М. Стельмаха ставились во многих театрах Украины. Часто писатель приезжал на репетиции, старался обязательно быть на премьерах. Его произведения изучались в школе. Михаила Панасовича называли классиком социалистического реализма, который писал на крестьянскую тематику, книги издавали миллионными тиражами, переводили на различные языки мира. Например, Борис Буряк в одной из статей написал, что "романы Стельмаха - своеобразная энциклопедия украинского села конца XIX и первой половины XX века... В нашей прозе не было художников, которые были бы так влюблены в человека сельского труда, так последовательно раскрывали бы поэзию природы. Писатель понимает ее язык, нередко одухотворяет, персонифицирует, смотрит глазами персонажей. Творчество М. Стельмаха - самобытная страница в украинской литературе". Сейчас к творчеству писателя относятся с уважением, но уже без красочных эпитетов, а иногда даже без пиетета. К сожалению, мы любим делать ревизии в своей истории. Эта заметка - не литературный анализ, а попытка посмотреть на художника с позиции сегодняшнего дня и его современников. Рассказать, каким он был в частной жизни, как рождались стельмаховские произведения.

Как вспоминают те, кто хорошо знал писателя, Михаил Стельмах писал быстро и вдохновенно. Густые строки, маленькие, четкие, каллиграфические буквы. На странице бывало по два-три исправления. Но написанию предшествовала титаническая работа, рассуждения, проверка деталей. Первый сборник стихотворений "Добрий ранок" вышел перед Отечественной войной. Своим "крестным отцом" в литературе Стельмах считал Максима Рыльского, который написал предисловие к его книге новелл "Березовий с╕к", изданной в послевоенное время. Кстати, в начале творческой карьеры Михаил нашел пристанище в доме поэта. По словам Юрия Збанацкого, на его глазах рождался роман "Кров людська - не водиця". Стельмах днями не вставал из-за стола, не выходил из дома. Напишет несколько страниц - и звонит по телефону, читает, спрашивает, как звучит.
Писатель никогда не расставался с записной книжкой, в которую записывал интересные подробности, малоизвестные слова, сведения о происхождении названий.
- Повесть "Щедрий веч╕р" - произведение о детстве, - говорил Михаил Панасович. - Я написал его для молодежи. Хотел показать им, какими дорогами, с каким трудом мы шли. Вдохновила меня волшебная народная песня "Гуси-лебед╕". Повесть вышла в свет. Но посыпались письма, читатели просили продолжения. Моя память хранит детские годы. Это во-первых. Во-вторых, художественный домысел. В произведении слились впечатления ребенка и опыт взрослого человека. На первом этапе творчества на меня очень повлияли произведения Михаила Коцюбинского. Как прозаика я ставлю его на первое место среди классиков украинской литературы. И не только украинской. Вот произведения Мопассана знает весь мир, а Коцюбинский, как по мне, стоит выше. Он глубже, социально значимее.
О себе М. Стельмах говорил, что, имея таких учителей, как Шевченко и Коцюбинский, он не имел права писать плохо. Стоял на том, что нужно уважать наследие предшественников, современников, терпимо относиться к различным стилевым исканиям, не терять своего цвета, но и не забывать о радуге. Держаться магистральной, а не "проселочной" литературы.
Михаил Панасович признался, что его отец мечтал, чтобы он стал инженером. Когда Панас Демьянович почувствовал свой смертный день, он позвал к себе сына и сказал: "У тебя получается писать. Так я тебя прошу, больше пиши о любви - она нужна людям".
Писатель говорил, что никогда себя не заставлял писать. Когда не пишется - ехал в село, в лес или на речку. Отдохнул - и опять к работе. По его словам, все произведения написаны им на одном дыхании. А вдохновение, как и талант, - это сплав систематического, настойчивого, иногда очень тяжелого труда, сочетаемого с твоей совестью. "Моя тема в литературе - любовь к человеку". Считал, что нужно знать свою историю и беречь ее. Без нее "мы ничто, безотцовщина." Он всегда смотрел в глаза собеседнику, потому что считал их "солнцем души". Умел так повести разговор, что даже у тех, кто видел Стельмаха впервые, было впечатление, как будто они хорошие знакомые. Имел способность освещать общеизвестные понятия по-новому, тонко, деликатно, и в то же время с огромной силой пробуждать в людях все чистое, хорошее. Михаил Панасович верил в высокое призвание человека.
Николай Олейник отмечал, что последний стельмаховский роман "Чотири броди" отмечен небывалым для самого писателя разнообразием красок, цветов, которыми автор описал действительно колоритные фигуры сельского люда, среди которых чувствует себя, как в собственном доме, - это роман-песня, поэма о судьбе и недоле.
Писатель говорил, что в жизни каждого человека есть четыре брода: голубой, как рассвет, - детство; как сон - хмельной брод любви; брод труда и житейских забот; и, наконец, - брод внуков и прощания. От того, как человек переправится через них, становится понятно, чего он стоит.
Четыре года не мог издать свой роман М. Стельмах, и, как считал его сын Ярослав, именно это значительно сократило ему жизнь. Не нужно забывать, что это был период застоя, а писатель, по-видимому, одним из первых в художественной литературе поднял вопрос о геноциде против украинского народа в годы становления советской власти. Он чувствовал, что не имеет права молчать, и его призвание - писать правду, как бы горька она ни была. По словам Стельмаха-младшего, отец осунулся, но все равно не шел на компромиссы. Чиновники от культуры требовали вычеркнуть главы о Голодоморе, считая, что писать об этом совсем нецелесообразно. Михаил Панасович не соглашался, потому что сам родился в крестьянской семье и писал о том, что хорошо знал. Он считал, что нельзя забывать о черных страницах нашей истории. Для художника пауза длиной в четыре года - строгое наказание. Поэтому, когда роман все же издали, он радовался, но в глазах уже навсегда поселилась печаль.

СТЕЛЬМАХОВСКИЙ САД
Михаил Панасович всегда с большой теплотой рассказывал о друзьях юношеских лет, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Особенно сердечные отношения связывали его с Иваном Синицей - известным психологом. Когда Иван Омельянович тяжело заболел, Стельмах делал все, чтобы спасти товарища. Доставал дефицитные лекарства, поднял на ноги всех светил медицины, а своими разговорами и энергией внушал больному надежду о том, что все пройдет.
Интересные воспоминания о Михаиле Стельмахе написал Павел Федченко в очерке "Дума о вечном":
- Он был на удивление нежным сыном, мужем и отцом. Сколько высокой гордости за своих родителей - Анну Ивановну и Панаса Демьяновича - разлито в его автобиографических повестях! Смерть матери стала самой большой и самой болезненной раной для Стельмаха. Выйдя из больницы, Михаил Панасович долго чувствовал себя плохо - несколько месяцев не заживала послеоперационная рана. "Болит моя проклятая рана, заштопанная синтетическими нитками, - признался писатель. - Даже военные раны, зашитые чуть ли не веревками и залеченные едва не одним- единственным йодом и святой водой, заживали быстрее". Даже жалуясь на слабость, Стельмах никогда не говорил о смерти. Но после похорон Анны Ивановны у него как-то вырвалось: "Человек боится неизвестности, после которой нет ничего; боится, что не успеет сделать всего задуманного: вырастить детей и внуков, возвести свой главный дом, написать свою книгу, завершить заветное дело... Возможно, поэтому и планирует себя человек на вечность, чтобы победить смерть. И было бы трагично, если бы человек мог сказать: "Ну вот, теперь уже сделано все, что предназначено было мне на Земле".
Однажды пришел я к Михаилу Панасовичу, когда он в отсутствии своей семьи хозяйничал сам и не было их фирменных пирогов с горохом с чесночной подливкой. Во время долгого разговора ели приготовленную яичницу и пили кофе. Были песни, особенно его любимые "Цв╕те терен" и произведения Маруси Чурай... И рассказы, и легенды, и мечты, и исповедь...
- Ничто так не возносит человека, не вдохновляет на добро, как любовь. Собственно, все красивое на свете начиналось с любви, а кончалось, когда любовь умирала, - пылко говорил Стельмах.
Он был скромным и не самоуверенным человеком - сомнения, колебания часто в избытке мучили его, но не был он и особенно уступчивым перед редакторами и советчиками. Это была не уверенность самовлюбленного человека, а естественное поведение художника, который лелеет, взвешивает каждое слово, заботится о содержании и ритмомелодике каждой строки, предложения. С какой лихорадочной, наболевшей страстью пылко говорил об "интеллектуальной прозе", где сознательно нарушалось равновесие ума и сердца, где действовали сухие и черствые "деловые люди". Был прав М. Рыльский, когда утверждал, что стельмаховское село - большая прозрачная капля, где отражается история народа, его борьба, муки и радость, и что он "пришел в прозу, взяв с собой поэзию".
Широко известный и уважаемый писатель, депутат Верховной Рады СССР, академик АН УССР, М. Стельмах был исключительно требовательным к себе человеком. Зато каким был энергичным, настойчивым, когда нужно было помочь другим. Обращались к нему с самыми разнообразными вопросами и просьбами, и он не отказывал, а действительно старался быть полезным людям...
А как Михаил Панасович нежно и поэтически говорил о природе, лесе, поле, речке, о всех растениях, которые растут на земле - кажется знал он о них все, знал много народных рассказов, легенд. Был прекрасным рыбаком, грибником и уникальным садовником. Как-то привез большую корзину красивых яблок и, чтобы предупредить традиционные упреки, категорически заявил: "Это не обычные яблоки, а такие, которые лечат, прибавляют бодрости и силы".
Стельмах любил и ухаживал за своим садом на даче в Ирпене. Сердился, когда кто-то сломает ветку или сорвет яблоко не тогда, когда нужно, и не так, как нужно, словно дереву и ему было больно, как будто рану нанесли живому существу. Не случайно и деревья у него посвящались людям, которых он любил и чтил. "Память Довженко" - с сочными чернобокими плодами, а "Красавицу" из Голосеевского леса называет "родственницей" Максима Рыльского. Михаил Панасович был мудрым хозяином. О каждом дереве мог рассказывать бесконечно. Он говорил, что любит всякую работу, кроме глупой. И природа отвечала Михаилу Стельмаху взаимностью и любовью...
Осень печалилась, провожая его в последний путь. И, по-видимому, символическим стало появление пчелки, которая не в положенное время (писатель умер 27 сентября 1983 года. - Т. П. ) - не со стельмаховского ли сада - испуганно суетилась и жужжала над гробом Михаила Панасовича, как будто от имени природы прощалась с другом.
Михаил Панасович очень любил детей (у него самого было два сына и дочурка. - Т. П. ), поэтому писал стихотворения и сказки. Возможно, не случайно последним произведением, над которым он работал перед самой смертью, была сказка для издательства "Радуга". И последнюю книгу, которую взял с собой в больницу, была "Лесные были и небылицы" В. Бианки. До последних дней М. Стельмах оставался самим собой: простым и трудолюбивым, с крестьянской жилкой, и вместе с этим был благородно утонченным интеллигентом, проницательным художником, человеком, который не сторонился черной работы, верным другом, сердечным человеком.

Когда перестало биться сердце Михаила Панасовича, часы на его письменном столе остановились на отметке 6.35. По-сиротски лежали несколько листков с его характерным мелким почерком; книги, к которым обращался художник в последние дни, - шевченковский "Кобзар", томик поэзии Леонида Первомайского, роман "Чотири броди" со стельмаховскими пометками для седьмого собрания сочинений, рукописи, статьи о Юрии Яновском и последняя сказка для детей...

"ДУША, РОЗПЛАСТАНА НА ПЛАС╤..."

На снимке: М.Стельмах, И.Дзюба и И.Свитличный
Фото к статье Ивана Дзюбы. "Л╕тературна Укра╖на",
04.01.1990 г. Фото И. Яицкого, 1962 р.
Память
Четыре брода любви
"Вспоминаем Михаила Стельмаха"
Так назывался вечер, посвященный 90-летию со дня рождения известного украинского писателя, состоявшийся 27 мая в Театре им. И. Франко. Он начался под "Мелодию" Мирослава Скорика, а на фоне звездного Млечного пути актер Алексей Богданович прочитал отрывок из повести "Гуси-лебед╕ летять...". О мастере говорили его коллеги-писатели, читали стихи, исполнялись песни на слова Михаила Панасовича. Были показаны фрагменты из документального фильма о Стельмахе. Символично, что в середине 60-х на франковской сцене режиссером В. Скляренко был поставлен спектакль "Правда I кривда" по одноименному роману писателя. И почти два десятилетия с этим театром связано имя Ярослава -* старшего сына, продолжателя писательской династии Стельмахов, который девять месяцев тому назад трагически погиб в автокатастрофе. Поэтому в день памяти Михаила Панасовича вспомнили и о Стельмахе-младшем - известном драматурге, прозаике, переводчике, лауреате премии им. Л. Украинки, которую Ярослав Михайлович не успел получить при жизни и ее вручили его вдове Людмиле Викторовне. Кстати, сейчас она пишет воспоминания о своем муже, и в этой книге несколько глав будут посвящены свекру.

ФИЛОСОФ СЕЛА
- Люблю театр, - не раз говорил Михаил Панасович. - Но как его можно не любить? Написал книгу - и уже она независима от тебя, и ты не знаешь, что думает о ней читатель, как воспринимает. Приходится верить в то, что говорят и пишут в письмах. А в театре сразу видишь, как зритель воспринимает твое художественное произведение. И это неповторимое наслаждение.
Пьесы М. Стельмаха ставились во многих театрах Украины. Часто писатель приезжал на репетиции, старался обязательно быть на премьерах. Его произведения изучались в школе. Михаила Панасовича называли классиком социалистического реализма, который писал на крестьянскую тематику, книги издавали миллионными тиражами, переводили на различные языки мира. Например, Борис Буряк в одной из статей написал, что "романы Стельмаха - своеобразная энциклопедия украинского села конца XIX и первой половины ХX века... В нашей прозе не было художников, которые были бы так влюблены в человека сельского труда, так последовательно раскрывали бы поэзию природы. Писатель понимает ее язык, нередко одухотворяет, персонифицирует, смотрит глазами персонажей. Творчество М. Стельмаха - самобытная граница в украинской литературе". Сейчас к творчеству писателя относятся с уважением, но уже без красочных эпитетов, а иногда даже без пиетета. К сожалению, мы любим делать ревизии в своей истории. Эта заметка - не литературный анализ, а попытка посмотреть на художника с позиции сегодняшнего и его современников. Рассказать, каким был в частной жизни, как рождались стельховские произведения.
"БЕЗ ИСТОРИИ
МЫ БЕЗОТЦОВЩИНА"
Как вспоминают те, кто хорошо знал пи-геля, Михаил Стельмах писал быстро и вдохновенно. Густые строки, маленькие, четкие каллиграфические буквы. На странице бывало по два-три исправления. Но написанию предшествовала титаническая работа, рассуждения, проверка деталей. Первый сборник стихотворений "Добрий ранок" вышел перед Отечественной войной. Своим "крестным отцом" в литературе Стельмах считал Максима Рыльского, который написал предисловие к его книге новелл "Березовий с╕к", изданной в послевоенное время. Кстати, в начале творческой карьеры Михаил нашел пристанище в доме поэта. По словам Юрия Збанацкого, на его глазах рождался роман "Кров людська - не водиця". Стельмах днями не вставал из-за стола, не выходил из дома. Напишет несколько страниц - и звонит по телефону, читает, спрашивает, как звучит.
Писатель никогда не расставался с записной книжкой, в которую записывал интересные подробности, малоизвестные слова, сведения о происхождении названий.
- Повесть "Щедрий веч╕р" - произведение о детстве, - говорил Михаил Панасович. - Я написал его для молодежи. Хотел показать им, какими дорогами, с каким трудом мы шли. Вдохновила меня волшебная народная песня "Гуси-лебед╕" Повесть вышла в свет. Но посыпались письма, читатели просили продолжения. Моя память хранит детские годы. Это во-первых. Во-вторых, художественный домысел. В произведении слились впечатления ребенка и опыт взрослого человека. На первом этапе творчества на меня очень повлияли произведения Михаила Коцюбинского. Как прозаика я ставлю его на первое место среди классиков украинской литературы. И не только украинской. Вот произведения Мопассана знает весь мир, а Коцюбинский, как по мне, стоит выше. Он глубже, социально значимее.
О себе М. Стельмах говорил, что, имея таких учителей, как Шевченко и Коцюбинский, он не имел права писать плохо. Стоял на том, что нужно уважать наследие предшественников, современников, терпимо относиться к различным стилевым исканиям, не терять своего цвета, но и не забывать о радуге. Держаться магистральной, а не "проселочной" литературы.
Михаил Панасович признался, что его отец мечтал, чтобы он стал инженером. Когда Панас Демьянович почувствовал свой смертный день, он позвал к себе сына и сказал: "У тебя получается писать. Так я тебя прошу, больше пиши о любви - она нужна людям".
Писатель говорил, что никогда себя не заставлял писать. Когда не пишется - ехал в село, в лес или на речку. Отдохнул - и опять к работе. По его словам, все произведения написаны им на одном дыхании. А вдохновение, как и талант, - это сплав систематического, настойчивого, иногда очень тяжелого труда, сочетаемого с твоей совестью. "Моя тема в литературе - любовь к человеку". Считал, что нужно знать свою историю и беречь ее. Без нее "мы ничто, безотцовщина." Он всегда смотрел в глаза собеседнику, потому что считал их "солнцем души". Умел так повести разговор, что даже у тех, кто видел Стельмаха впервые, было впечатление, как будто они хорошие знакомые. Имел способность освещать общеизвестные понятия по-новому, тонко, деликатно, и в то же время с огромной силой пробуждать в людях все чистое, хорошее. Михаил Панасович верил в высокое призвание человека.
Николай Олейник отмечал, что последний стельмаховский роман "Чотири броди" отмечен небывалым для самого писателя разнообразием красок, цветов, которыми автор описал действительно колоритные фигуры сельского люда, среди которых чувствует себя, как в собственном доме, - это роман-песня, поэма о судьбе и недоле.
Писатель говорил, что в жизни каждого человека есть четыре брода: голубой, как рассвет, - детство; как сон - хмельной брод любви; брод труда и житейских забот; и, наконец, - брод внуков и прощания. От того, как человек переправится через них, становится понятно, чего он стоит.
Четыре года не мог издать свой роман М. Стельмах, и, как считал его сын Ярослав, именно это значительно сократило ему жизнь. Не нужно забывать, что это был период застоя, а писатель, по-видимому, одним из первых в художественной литературе поднял вопрос о геноциде против украинского народа в годы становления советской власти. Он чувствовал, что не имеет права молчать, и его призвание - писать правду, как бы горька она ни была. По словам Стельмаха-младшего, отец осунулся, но все равно не шел на компромиссы. Чиновники от культуры требовали вычеркнуть главы о Голодоморе, считая, что писать об этом совсем нецелесообразно. Михаил Панасович не соглашался, потому что сам родился в крестьянской семье и писал о том, что хорошо знал. Он считал, что нельзя забывать о черных страницах нашей истории. Для художника пауза длиной в четыре года - строгое наказание. Поэтому, когда роман все же издали, он радовался, но в глазах уже навсегда поселилась печаль.
СТЕЛЬМАХОВСКИЙ САД
Михаил Панасович всегда с большой теплотой рассказывал о друзьях юношеских лет, дружбу с которыми пронес через всю жизнь, Особенно сердечные отношения связывали его с Иваном Синицей - известным психологом. Когда Иван Омельянович тяжело заболел, Стельмах делал все, чтобы спасти товарища. Доставал дефицитные лекарства, поднял на ноги всех светил медицины, а своими разговорами и энергией внушал больному надежду о том, что все пройдет.
Интересные воспоминания о Михаиле Стельмахе написал Павел Федченко в очерке "Дума о вечном":
- Он был на удивление нежным сыном, мужем и отцом. Сколько высокой гордости за своих родителей - Анну Ивановну и Панаса Демьяновича - разлито в его автобиографических повестях! Смерть матери стала самой большой и самой болезненной раной для Стельмаха. Выйдя из больницы, Михаил Панасович долго чувствовал себя плохо - несколько месяцев не заживала послеоперационная рана. "Болит моя проклятая рана, заштопанная синтетическими нитками, - признался писатель. - Даже военные раны, зашитые чуть ли не веревками и залеченные едва не одним-единственным йодом и святой водой, заживали быстрее". Даже жалуясь на слабость, Стельмах никогда не говорил о смерти. Но после похорон Анны Ивановны у него как-то вырвалось: "Человек боится неизвестности, после которой нет ничего; боится, что не успеет сделать всего задуманного: вырастить детей и внуков, возвести свой главный дом, написать свою книгу, завершить заветное дело... Возможно, поэтому и планирует себя человек на вечность, чтобы победить смерть. И было бы трагично, если бы человек мог сказать: "Ну вот, теперь уже сделано все, что предназначено было мне на Земле".
Однажды пришел я к Михаилу Панасовичу, когда он в отсутствии своей семьи хозяйничал сам и не было их фирменных пирогов с горохом с чесночной подливкой. Во время долгого разговора ели приготовленную яичницу и пили кофе. Были песни, особенно его любимые "Цвгге терен" и произведения Маруси Чурай... И рассказы, и легенды, и мечты, и исповедь...
- Ничто так не возносит человека, не вдохновляет на добро, как любовь. Собственно, все красивое на свете начиналось с любви, а кончалось, когда любовь умирала, - пылко говорил Стельмах.
Он был скромным и не самоуверенным человеком - сомнения, колебания часто в избытке мучили его, но не был он и особенно уступчивым перед редакторами и советчиками. Это была не уверенность самовлюбленного человека, а естественное поведение художника, который лелеет, взвешивает каждое слово, заботится о содержании и ритмомелодике каждой строки, предложения. С какой лихорадочной, наболевшей страстью пылко говорил об "интеллектуальной прозе", где сознательно нарушалось равновесие ума и сердца, где действовали сухие и черствые "деловые люди". Был прав М. Рыльский, когда утверждал, что стельмаховское село - большая прозрачная капля, где отражается история народа, его борьба, муки и радость, и что он "пришел в прозу, взяв с собой поэзию".
Широко известный и уважаемый писатель, депутат Верховной Рады СССР, академик АН УССР, М. Стельмах был исключительно требовательным к себе человеком. Зато каким был энергичным, настойчивым, когда нужно было помочь другим. Обращались к нему с самыми разнообразными вопросами и просьбами, и он не отказывал, а действительно старался быть полезным людям...
А как Михаил Панасович нежно и поэтически говорил о природе, лесе, поле, речке, о всех растениях, которые растут на земле - кажется знал он о них все, знал много народных рассказов, легенд. Был прекрасным рыбаком, грибником и уникальным садовником. Как-то привез большую корзину красивых яблок и, чтобы предупредить традиционные упреки, категорически заявил: "Это не обычные яблоки, а такие, которые лечат, прибавляют бодрости и силы".
Стельмах любил и ухаживал за своим садом на даче в Ирпена Сердился, когда кто-то сломает ветку или сорвет яблоко не тогда, когда нужно, и не так, как нужно, словно дереву и ему было больно, как будто рану нанесли живому существу. Не случайно и деревья у него посвящались людям, которых он любил и чтил. "Память Довженко" - с сочными чернобокими плодами, а "Красавицу" из Голосеевского леса называет "родственницей" Максима Рыльского. Михаил Панасович был мудрым хозяином. О каждом дереве мог рассказывать бесконечно. Он говорил, что любит всякую работу, кроме глупой. И природа отвечала Михаилу Стельмаху взаимностью и любовью...
Осень печалилась, провожая его в последний путь. И, по-видимому, символическим стало появление пчелки, которая не в положенное время (писатель умер 27 сентября 1983 года. - Т. П.) - не со стельмаховского ли сада - испуганно суетилась и жужжала над гробом Михаила Панасовича, как будто от имени природы прощалась с другом.
Михаил Панасович очень любил детей (у него самого было два сына и дочурка. - Т. П.), поэтому писал стихотворения и сказки. Возможно, не случайно последним произведением, над которым он работал перед самой смертью, была сказка для издательства "Радуга". И последнюю книгу, которую взял с собой в больницу, была "Лесные были и небылицы" В. Бианки. До последних дней М. Стельмах оставался самим собой: простым и трудолюбивым, с крестьянской жилкой, и вместе с этим был благородно утонченным интеллигентом, проницательным художником, человеком, который не сторонился черной работы, верным другом, сердечным человеком.
Когда перестало биться сердце Михаила Панасовича, часы на его письменном столе остановились на отметке 6.35. По-сиротски лежали несколько листков с его характерным мелким почерком; книги, к которым обращался художник в последние дни, - шевченковский "Кобзар", томик поэзии Леонида Первомайского, роман "Чотири броди" со стельма-ховскими пометками для седьмого собрания сочинений, рукописи, статьи о Юрии Яновском и последняя сказка для детей...
Источник: Татьяна ПОЛИЩУК, газета "День" 29 мая 2002 г.
Фото из архива
Людмилы Стельмах

Поет у проз╕ - так можна ╕ сьогодн╕ сказати про неперевершеного майстра слова Михайла Стельмаха. Зрештою, в╕н ╕ в поез╕╖ залишив яскрав╕ перлини сво╓╖ велико╖ душ╕. М╕няються часи, пол╕тичн╕ ор╕╓нтири, але залишаються характери. В╕дтворен╕ Стельмахом людськ╕ образи - як завжди, жив╕ ╕ повнокровн╕.

фототека газ. "Л╕тературна Укра╖на"
март 2004

ВСЕ ЖЕ КЛАССИК
Читателю еще предстоит открыть для себя заново прозу Михаила Стельмаха
Банальное, казалось бы, и всячески пропагандируемое критиками советской поры суждение о том, что главной темой творчества Михаила Стельмаха, чье 90-летие отмечается в эти дни, являлась любовь к родной земле, сегодня надлежало бы подтвердить, несмотря на то, что украинского советского классика сегодня не издают, не пишут о нем, как раньше, монографии, и не вспоминают в литературных дискуссиях. Время и место поговорить о причинах этого умолчания. Если согласиться, что проза Стельмаха просто разделила судьбу всей советской украинской литературы, - так тому и быть. Писатели новых времен в погоне за модными технологиями и быстроиспеченными темами не видят необходимости хотя бы в частичном пересмотре данной традиции; читатели же не вопиют о потребности возврата популярного чтива давнишней поры. Но следует ли нам безучастно ожидать момента истины, дескать, вдруг нация всполошится, вспомнив об отсутствии толстых книжек Михаила Афанасьевича и воскликнет: долой современную халтуру, подать нам сочные страницы объемистых стельмаховских эпопей.
Кстати, о любви к земле, к человеку и проблемам его существования. Впору вспомнить тут дневниковую запись Достоевского о земле и человеке как, возможно, наиглавнейшей теме художественного осмысления, как и о том, что тема эта и была главенствующей в нашей литературе со времен хотя бы гениальных "Люборацких" Анатолия Свидницкого. И ведь не случайно одна из лучших вещей Ольги Кобылянской называется "Земля".
Стельмаха, кажется, всегда, гласно и негласно, упрекали в вычурности стиля, чрезмерной насыщенности книг фольклорно-песенной символикой. Его творчество одним из первых попало под обстрел критиков-шестидесятников - за "надуманность" сюжетов, за "официозное" отображение национальной истории. Но ведь он был профессиональным знатоком фольклора, составлял и издавал сборники народных песен. Кроме эпических полотен он известен и как автор многих прекрасных стихотворений. Народную жизнь Стельмах описывал не как дотошный историк, а исключительно с точки зрения морали "простого" человека; он создавал действительно романтические саги, и мифологическая сущность национального бытия превалировала в них даже над реалистической правдой. Евген Гуцало, по праву считающийся учеником Стельмаха, справедливо отмечал в его произведениях присутствие обязательных символов народной жизни: земля, хлеб, песня, гармония человека и природы.
Вряд ли кто даже из азартных книгочеев может похвастаться знанием стельмаховских сюжетов, кроме разве что старательных школьников и студентов, - да и не стоит этому удивляться. Ведь в книгах Стельмаха важна сама атмосфера - языковая, стилистическая - некая космическая возвышенность его художественных миров. А это усваивается на подсознательном уровне и навсегда остается в человеке неравнодушном.
Следовало бы оспорить бытующий миф о "селянской" прозе, деревенской "идиллии", ассоциирующихся с подобной литературой. Стельмах с одинаковой силой и страстью изображал "рай" и "ад" так называемой периферийной жизни, где соседствуют рыцари духа и подонки, трусы и изменники, униженные и оскорбленные, ищущие истину и прозябающие в страхе тоталитарного бытия. И главный секрет его мастерства в том, что этот сложный, сумбурный мир он сумел облечь в прекрасную языковую форму, подтверждая, казалось бы, простую истину: язык - душа народа. И в этом он был верен народно-песенной, фольклорной традиции, насыщенной "простого" человека; он создавал действительно романтические саги, и мифологическая сущность национального бытия превалировала в них даже над реалистической правдой. Евген Гуцало, по праву считающийся учеником Стельмаха, справедливо отмечал в его произведениях присутствие обязательных символов народной жизни: земля, хлеб, песня, гармония человека и природы.
Вряд ж кто даже из азартных книгочеев может похвастаться знанием стельмаховских сюжетов, кроме разве что старательных школьников и студентов, - да и не стоит этому удивляться. Ведь в книгах Стельмаха важна сама атмосфера - языковая, стилистическая - некая космическая возвышенность его художественных миров. А это усваивается на подсознательном уровне и навсегда остается в человеке неравнодушном.
Следовало бы оспорить бытующий миф о "селянской" прозе, деревенской "идиллии", ассоциирующихся с подобной литературой. Стельмах с одинаковой силой и страстью изображал "рай" и "ад" так называемой периферийной жизни, где соседствуют рыцари духа и подонки, трусы и изменники, униженные и оскорбленные, ищущие истину и прозябающие в страхе тоталитарного бытия. И главный секрет его мастерства в том, что этот сложный, сумбурный мир он сумел облечь в прекрасную языковую форму, подтверждая, казалось бы, простую истину: язык - душа народа. И в этом он был верен народно-песенной, фольклорной традиции, насыщенной богатством чувств и трагичностью мироощущения.
Кто знает, не ощущает ли современный читатель ностальгии по роману, начинающемуся хотя бы так: "За татарським бродом кон╕ топчуть яру руту ╕ туман. За татарським бродом ╕з сивого жита, з червоного маку народжуеться м╕сяць, ╕ коло козацько╖ могили, як пов╕р`я, вис╕ка╓ться старий в╕тряк".
И в особенности хотелось бы отдать дань Стельмаху-классику за всегда чувственно-возвышенное изображение Женщины, Матери. В этом он был непревзойденный мастер.
Михаил Афанасьевич не был обделен официальными знаками внимания власти, получив все мыслимые советские литературные награды - Ленинскую премию, Государственные премии СССР и УССР имени Шевченко. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, избирался депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов, был академиком АН УССР. Но он был одинаково почитаем и народом, и государством. И выражение "писать по указке партии" к его творчеству все же трудно применимо. В силу обстоятельств судьбы пребывая в измерениях соцреализма, Стельмах-эпик все-таки тяготел к традиции великих классиков - Панаса Мирного, Ивана Нечуя-Левицкого, Василя Стефаника, Ольги КебыЛенской. Думаю, что возвращение читателей к его книгам неизбежно. Пусть не завтра, не послезавтра. Неизбежность ведь не исчисляется годами и даже десятилетиями.
Источник: Вячеслав МЕДВИДЬ. Газета "Столичные новости"

"Моя тема в л╕тератур╕ - любов до людини"
Сьогодн╕ виповню╓ться 100 рок╕в ╕з дня народження Михайла Стельмаха .

"Для вс╕х прийдешн╕х покол╕нь письменник╕в, журнал╕ст╕в, учител╕в, власне - пропагандист╕в ╕ роб╕тник╕в Укра╖нського Слова Стельмах - вз╕рець мовно╖ майстерност╕ й краси, лексичного багатства, розк╕шно╖ метафоричност╕ та безмежжя в╕дт╕нк╕в, барв ╕ кольор╕в, - так в╕дгуку╓ться про творч╕сть Михайла Панасовича письменник Серг╕й Плачинда. - Його стиль - се класичне укра╖нське бароко в мов╕ й л╕тератур╕.. мовна стих╕я Стельмаха - то розк╕ш ╕ безмежне поле для досл╕дник╕в-мовознавц╕в". Стельмах же вважав, що, маючи за вчител╕в Шевченка ╕ Коцюбинського, просто не мав права писати погано. "Моя тема в л╕тератур╕ - любов до людини", - говорив Михайло Панасович. Дотримуючись цього дев╕зу у сво╖й творчост╕, в╕н був наст╕льки щирим ╕ переконливим, що його розум╕ли не лише в Укра╖н╕, а й за кордоном. Твори Стельмаха перекладен╕ 43 мовами св╕ту, а роман "Кров людська - не водиця" став першим твором укра╖нсько╖ л╕тератури, який видрукували турецькою мовою. Сьогодн╕, у день 100-р╕ччя Михайла Стельмаха , численн╕ шанувальники його творчост╕, за лог╕кою, мали б ретельно вибудовувати св╕й граф╕к, аби устигнути на вс╕ заходи, присвячен╕ цьому юв╕лею. Але ╖м залиша╓ться х╕ба що вклонитися могил╕ Михайла Панасовича на Байковому кладовищ╕ чи принести кв╕ти до мемор╕ально╖ дошки на будинку письменник╕в Рол╕т у Ки╓в╕. Оск╕льки на масштабне в╕дзначення ц╕╓╖ дати наша держава - на жаль, це вже нав╕ть ╕ не диву╓ - не спромоглася. 5 червня веч╕р пам`ят╕ Михайла Стельмаха в╕дбудеться у Сп╕лц╕ письменник╕в, в ╤нститут╕ укра╖нсько╖ мови запланована конференц╕я до 100-л╕ття Михайла Панасовича, науковц╕ також по╖дуть на В╕нниччину, на батьк╕вщину письменника... Скромненький список под╕й як для вшанування людини такого р╕вня...

"Не вс╕ повинн╕ бути дисидентами - хтось мав збер╕гати нашу мову"
Публ╕цист Людмила Стельмах - нев╕стка Михайла Стельмаха , вдова його сина Ярослава. Свого свекра вона назива╓ надзвичайно ерудованою людиною, скромною ╕ щедрою. "Б╕льш╕сть часу Михайло Панасович проводив за м╕стом, в ╤рпенi, - згаду╓ Людмила В╕ктор╕вна. - У 50-х роках в╕н туди перев╕з батьк╕в з села. Вони вже були стареньк╕, а в м╕сто, до Ки╓ва не хот╕ли. А в ╤рпен╕ Михайлов╕ Панасовичу вид╕лили д╕ляночку, ╕ в╕н побудував будинок для батьк╕в, без витребеньок, але дуже зручний. Батько невдовз╕ помер, а Стельмах б╕льш╕сть часу проводив там, з мамою - в╕н був прекрасним сином. В ╤рпен╕ йому добре працювалося..." Коли Людмила В╕ктор╕вна ╕ Ярослав Михайлович почали зустр╕чатися - Стельмах-молодший пов╕з майбутню дружину до ╤рпеня знайомити з батьком. Пот╕м вони туди ╖здитимуть часто ╕ залюбки, книга пан╕ Стельмах "М╕й к╕т за тобою скучив" сповнена зворушливих еп╕зод╕в про т╕ часи... Але порозум╕ння й дов╕ра м╕ж нев╕сткою й свекром виникли не в╕дразу. "Щоб ми впали в об╕йми одне одному - такого не було, - з╕зна╓ться Людмила В╕ктор╕вна. - Мо╓ становлення в╕дбулося в ш╕стдесят╕ роки. Коли у журнал╕ "Всесв╕т" почали друкувати зах╕дну модерну л╕тературу, я також могла читати в ориг╕нал╕ ╕ Семюеля Беккета, ╕ Натал╕ Саррот, почали з`являтися виставки абстрактного мистецтва... А тут ще й гучно заявили про себе так╕ прекрасн╕ поети як Микола В╕нграновський, ╤ван Драч, В╕тал╕й Коротич, Л╕на Костенко, ╢вген Гуцало... Тому мен╕ тод╕ були властив╕ ╕ певна зверхн╕сть, ╕ категоричн╕сть молодост╕. Зараз згадую себе в молодост╕ - ну така вже була, що без Кафки й не ступить. А згодом зрозум╕ла, що не вс╕ повинн╕ бути дисидентами, не вс╕ повинн╕ були йти в тюрми - хтось мав збер╕гати нашу мову. Власне, укра╖нську мову зберегли укра╖нськ╕ радянськ╕ письменники. Коли прочитала "Щедрий веч╕р" ╕ "Гуси-лебед╕ летять" - була наст╕льки зачарована, що це вже стало фактом мо╓╖ б╕ограф╕╖. А коли я ближче познайомилася з Михайлом Панасовичем - була вражена його енциклопедичн╕стю. Це ж с╕льська дитина, яку батько носив на плечах до школи, тому що не було чоб╕т! А пот╕м були наступн╕ в╕дкриття. Михайло Стельмах - модерн╕ст! В╕н прекрасно знав тогочасну зах╕дну л╕тературу, к╕нематограф... ╤ я спершу й не думала, знову ж таки, через зверхн╕сть молодост╕, що сп╕лкування з ним буде таким ц╕кавим! Пот╕м, коли ми краще познайомилися, коли м╕ж нами виникла дов╕ра, у нас були розмови про Укра╖ну, про те, що робилося ╕ робиться... Кожна його фраза бала вагомою, але не було, тако╖, зна╓те, значущост╕ класика. Михайло Панасович був скромною людиною".

Його ╕ наш╕ "Чотири броди"
На теренах Радянського Союзу першим ╕з радянських письменник╕в про страшний голод написав Михайло Стельмах. "╤ тому його роман "Чотири броди" не видавали - в╕н лежав у нього в шухляд╕ ╕ у видавництв╕, а сам автор ходив чорний по тому ╕рп╕нському саду, - згаду╓ Людмила В╕ктор╕вна. - Що таке для письменника, лауреата к╕лькох прем╕й, твори якого перекладен╕ на к╕лька десятк╕в мов, коли його роман лежить. Я його запитувала, у чому р╕ч? ╤ в╕н розказав мен╕ про той голод. Я ж городянка, киянка, я н╕чого про це не знала... П╕сля цього ми з Ярославом почали збирати розпов╕д╕ про це по селах, розпитували в Ки╓в╕...".
"Чотири броди", дякуючи Павлов╕ Загребельному, який став головою Сп╕лки письменник╕в, урешт╕-решт таки видрукували. Павло Архипович обурився: як так, роман нашого шановного класика ╕ не видають? Але ця ╕стор╕я, вважа╓ Людмила Стельмах, стала початком його важко╖ хвороби. "Михайло Панасович не був хворобливою людиною, в╕н був м╕цний, як гор╕шок, я його не бачила в л╕жку н╕ з застудою, н╕ з ще чимось, - згаду╓ пан╕ Стельмах. - У нього був д╕абет, але без ╕н`╓кц╕й, в╕н пив п╕гулки ╕ не ╖в солодке. Над романом працюють п`ять, десять рок╕в. ╤ як можна пережити, коли в╕н пот╕м лежить у шухляд╕. Але, слава Богу, в╕н потримав цю книжку, перед тим, як п╕шов iз життя".
Чотири броди, за Стельмахом, це сво╓р╕дна ф╕лософ╕я життя. Кожен ма╓ сво╖ чотири броди: блакитний, як св╕танок - дитинство; як сон - хм╕льний бр╕д любов╕, бр╕д прац╕ ╕ житейських турбот; бр╕д онук╕в ╕ прощання... В╕д того, як людина переправля╓ться через ц╕ броди, ста╓ зрозум╕ло, чого вона варта.
На рахунку Фонду Михайла та Ярослава Стельмах╕в - ... 900 гривень
К╕лька рок╕в тому був заснований Фонд Михайла та Ярослава Стельмах╕в. Серед сп╕взасновник╕в - Людмила Стельмах, Микола Жулинський, ╤ван Драч, Олекс╕й Безг╕н... Директором став актор Театру драми ╕ комед╕╖ на Л╕вому берез╕ Стан╕слав Пазенко.... "Ми багато зробили, - вважа╓ Людмила В╕ктор╕вна. - В╕дкрили сайт, орган╕зовували вечори, присвячен╕ Ярославу Михайловичу, Михайлов╕ Панасовичу... 90-л╕ття Михайла Стельмаха в╕дзначали в Театр╕ Франка... Олег Б╕йма зробив прекрасний ф╕льм "Чотири броди", прем`╓ра якого в╕дбулася 11 травня, саме в день народження Михайла Стельмаха за старим стилем. За цей час у видавництв╕ "Укра╖нський письменник" було перевидано двотомник Михайла Стельмаха . Готували передач╕ на телеканал╕ "Культура". Мене т╕шить, що ц╕ передач╕ збережуться, ╖х завжди можна буде подивитися..."
Значущост╕ цим ╕н╕ц╕ативам дода╓ ╕ той факт, що про якусь системну п╕дтримку Фонду з боку держави говорити не доводиться. Пошук спонсор╕в - ось ╓дино можливий вар╕ант для того, щоб реал╕зувати ту чи ╕ншу ╕дею. "На сьогодн╕ у нас на рахунку близько 900 гривень", - говорить Людмила В╕ктор╕вна.

Источник: Людмила ОЛТАРЖЕВСЬКА ,газета "Укра╖на молода" 24 травня 2012
Михайло Стельмах: л╕тературне айк╕до под╕льського одесита
Чи пам`ята╓те ви, хто такий Михайло Стельмах? Якщо з╕ шк╕льно╖ лави ви винесли як╕сь смутн╕ спогади про цього видатного письменника ХХ стол╕ття, то цього року ваш╕ спогади якщо ╕ не доповняться новою ╕нформац╕ю, то принаймн╕ осв╕жаться. Адже 24 травня виповню╓ться 100 рок╕в з дня народження Михайла Стельмаха . З нагоди цього юв╕лею у школах випустять ст╕нн╕вки, у Сп╕лц╕ письменник╕в проведуть як╕сь заходи, а на батьк╕вщин╕ письменника, у с. Дяк╕вц╕ Л╕тинського району на В╕нниччин╕, проведуть масштабне святкування. П╕сля цього про Стельмаха забудуть до наступного юв╕лею - себто ще рок╕в на 50... Але в дяк╕вецькому музе╖ Стельмаха про письменника пам`ятають завжди. ╤ можуть розпов╕сти багато такого, про що й згадки нема ан╕ в сух╕й оф╕ц╕йн╕й б╕ограф╕╖ Стельмаха , ан╕ взагал╕ в ╕нтернет╕.
Нотатки на полях оф╕ц╕йно╖ б╕ограф╕╖ Стельмаха
У шк╕льн╕й програм╕ Стельмаха значно поменшало - залишилися лише "Гуси-лебед╕ летять" та "Щедрий веч╕р". ╤нш╕, доросл╕ш╕, тексти письменника укра╖нц╕ мають в╕дкривати для себе самотужки - на щастя, б╕бл╕отеки ще з радянських час╕в укомплектован╕ творами класик╕в, тому головне - зрозум╕ти, що в╕н письменник дивовижний ╕ дос╕ актуальний... Та й людиною Михайло Стельмах, за спогадами, був скромною, доброю, щирою - зовс╕м не такою, як на оф╕ц╕йних портретах (ут╕м, на них ус╕ письменники виглядають похмурими).
Не будемо перепов╕дати оф╕ц╕йно╖ б╕ограф╕╖ Стельмаха - ╖╖ можна прочитати хоч би у В╕к╕пед╕╖. Тому просто додамо те, що талановит╕ д╕ти здеб╕льшого народжуються в╕д великого кохання. Принаймн╕ приклад Михайла Стельмаха чудово ╕люстру╓ це твердження. Його появ╕ передувала напрочуд романтична ╕стор╕я зустр╕ч╕ у одеськ╕й церкв╕ роб╕тника док╕в та служниц╕-сироти - це було кохання з першого погляду, ╕ Панас Стельмах просив руки сво╓╖ обраниц╕ Ганни у... ╖╖ роботодавц╕в-н╕мц╕в - адже н╕яких ближчих претендент╕в на роль родич╕в не знайшлося...
.Новоспечена родина повернулася на батьк╕вщину чолов╕ка - у Дяк╕вц╕. Тут ╕ народився Михайлик. Проте через деякий час довелося знову ╖хати до Одеси, ╕ остаточне повернення до Дяк╕вц╕в в╕дбулося тод╕, коли Михайликов╕ виповнилося аж в╕с╕м рок╕в. Любов до Одеси Михайло Стельмах прон╕с кр╕зь усе життя, проте сво╓ю батьк╕вщиною все-таки вважав Дяк╕вц╕.
╤ саме сюди, "до велико╖ р╕дн╕", Стельмах часто при╖здив протягом усього життя. Кр╕м, так би мовити, "робочо╖ частини" (адже в сел╕ завжди знайдеться якась робота), ц╕ в╕зити передбачали столи в садочку або й просто скатертини на трав╕ - ╕ п╕сню! Адже Михайло Стельмах кохався у народних п╕снях. До реч╕, в╕н був ╕ досл╕дником-фольклористом - збирати народну творч╕сть почав ще з╕ студентсько╖ лави, а п╕д час вчителювання разом з╕ сво╖ми учнями п╕дготував чотири зб╕рники укра╖нських народних п╕сень, оформивши це в╕зерунками традиц╕йно╖ вишивки... Як не дивно, у часи, коли за под╕бне садили, Стельмаха нав╕ть "погладили по гол╕вц╕" - 1935 року М╕н╕стерство осв╕ти Укра╖ни в╕дзначило на виставц╕ зазначен╕ чотири зошити, вир╕шило заохотити молодого вчителя, а зошити перекочували в саме м╕н╕стерство, в чийому арх╕в╕ за оф╕ц╕йною верс╕╓ю перебувають ╕ нин╕.

Мемор╕альна садиба М.П. Стельмаха , с.Дяк╕вц╕, Л╕тинський район. Фото: irp.vn.ua
Збереглося к╕лька зшитк╕в Михайла Стельмаха з час╕в його подорожей Зах╕дною Укра╖ною - в╕н записував р╕зн╕ д╕алектизми, сюжети з життя, нав╕ть замальовував р╕зн╕ екзотичн╕ як на подолянина предмети побуту.
Михайло Стельмах як людина з села ум╕в ╕ орати, ╕ с╕яти, ╕ косити... Б╕льше того - в╕н любив це робити ╕ вважав працю хл╕бороба г╕дною. Село, зокрема под╕льське, ╓ основною темою творчост╕ Стельмаха .
Зда╓ться, що все життя Михайла Стельмаха наче на долон╕, проте, як не дивно, п╕д самим носом у досл╕дник╕в приховуються вс╕ляк╕ неспод╕ван╕ б╕л╕ плями. Поки що ми не ма╓мо п╕дстав, аби стверджувати про причетн╕сть Михайла Стельмаха до ОУН-УПА. ╢ верс╕я про те, що в╕н був нав╕ть зв`язковим, але для того, аби ╖╖ п╕дтвердити або спростувати, треба як сл╕д попрацювати в арх╕вах. У будь-якому раз╕ часопис "Укра╖нське слово" Стельмах нав╕ть удома тримав - причому ╕з пом╕тками на полях, як в╕н це зазвичай робив. ╤ д╕яльн╕сть ОУН-УПА у пов╕ст╕ "Над Черемошем" описано ╕з п╕дозр╕лим знанням справи...
Як стати великим письменником: приклад Стельмаха
Як Михайло Стельмах почав писати? Можна прийняти верс╕ю, викладену в автоб╕ограф╕чн╕й пов╕ст╕ "Гуси-лебед╕ летять" - про театр, який справив на хлопчика таке сильне враження, що спонукав написати п`╓су. Але якщо дивитися лише на факти, то Стельмах-письменник вир╕с з╕ Стельмаха-журнал╕ста . Починав в╕н 1924 р. як дописувач обласно╖ газети "Червоний край" (нин╕ "В╕нниччина"). Пот╕м поступово перейшов до поез╕╖, але побачив, що вона не да╓ йому такого простору, як проза . Ут╕м, Стельмахова проза наст╕льки поетична, що деяк╕ л╕тературознавц╕ вважають ╖╖ поез╕╓ю в проз╕...
А вже в╕д прози Стельмах перейшов до драматург╕╖. Хоча, можливо, р╕вень його драматичних твор╕в дещо поступа╓ться р╕внев╕ прозових, Стельмах любив театральн╕ постановки. Адже коли пишеш роман, не бачиш реакц╕╖ читача - х╕ба що реценз╕╖ зможеш прочитати, але ж це не те... Тому в театр╕ Стельмах дивився не на сцену, а в зал.
Зв╕сно, з талантом треба народитися, а техн╕ку все одно доведеться шл╕фувати... Стельмахов╕ пощастило з л╕тературними вчителями: у 1939-1940 роках в╕н потрапив на письменницьк╕ курси при Сп╕лц╕ письменник╕в Укра╖ни - т╕ "╕нженери людських душ", яким удалося пережити 37-38 роки, напучували творчу молодь на шлях ╕стинний... Ут╕м, в╕дв╕дування курс╕в справд╕ позитивно вплинуло на становлення Стельмаха-письменника - 1941 р. уже побачила св╕т його дебютна поетична зб╕рка "Добрий ранок" ╕з передмовою Максима Рильського.
Михайло Стельмах ╕з сином Ярославом у сво╓му каб╕нет╕. Фото: gazeta.ua
Коли почалася в╕йна, Михайло Стельмах пройшов ╖╖ всю. Бойов╕ побратими згадують, що в╕н н╕чого не боявся - завжди рвався на передову. П╕сля другого поранення Стельмаха хот╕ли ком╕сувати, але в╕н знайшов обх╕дний шлях повернення на фронт - уже не в якост╕ артилериста, а як кореспондент газети ╤ укра╖нського фронту "За честь Батьк╕вщини". При цьому в╕н, як справжн╕й укра╖нець, вважав в╕йну катастрофою - адже серце "селянського сина" не може не стискатися при вигляд╕ спалених
хат...
Одержавши у 1961 р. Лен╕нську прем╕ю за трилог╕ю "Хл╕б ╕ с╕ль" (1959), "Кров людська - не водиця" (1957), "Велика р╕дня" (1949-1950), Михайло Стельмах замислився про те, на що ╖╖ використати. ╤ вир╕шив... пожертвувати грошовий екв╕валент прем╕╖ на буд╕вництво школи у р╕дних Дяк╕вцях - бо д╕ти вчилися у звичайних хатах... Щоправда, грошей вистачило лише на фундамент, але справу було зрушено з м╕сця - ╕ за якихось два роки (у т╕ часи це майже св╕тлова швидк╕сть) школа постала! У кращ╕ часи тут навчалося близько 600 учн╕в...
(До слова, дочка письменника, Марта Стельмах, к╕лька м╕сяц╕в ходила в дяк╕вецьку школу. Збер╕гся лист в╕д Михайла Стельмаха до тод╕шнього директора, в якому в╕н просить проявляти до дитини письменника в╕дпов╕дн╕ вимоги...)
Михайло Стельмах вважав, що л╕тература ма╓ бути людяною. Ви багато зна╓те сучасних письменник╕в, як╕ теж так думають? Ох, навряд чи...
Б╕льше того: Стельмах ╕ працював дуже ретельно. Не брав ручки до рук, доки не продумував увесь текст в╕д першо╖ стор╕нки до останньо╖. Не дивно, що процес написання тривав к╕лька рок╕в. Причому кожне речення Стельмах читав уголос - вив╕рював його звучання... Д╕ти письменника згадують, що звикли засинати ╕ прокидатися п╕д його бурмот╕ння. ╤ нав╕ть уже видан╕ твори в╕н читав ╕з червоним ол╕вцем у руках.
.Стельмах описував щось лише п╕сля того, як спостер╕гав це. Ба б╕льше: флора та фауна змальован╕ у його творах так точно тому, що в╕н спирався не лишена сво╖ спостереження, а на атласи - "Птахи СРСР", "Водоплавн╕ птахи Укра╖ни" тощо.
У творах Михайла Стельмаха дуже багато ╕ поез╕╖, ╕ фольку. Це пом╕тно, нав╕ть якщо перечитати сам╕ назви його книг: Казка про правду та кривду", "Пом╕ж березами д╕вча ╕де", "Жито сили набира╓ться", "Хл╕б ╕ с╕ль", "Весна-весняночка"...

Михайло Стельмах - борець ╕з системою?
Загалом покол╕ння Стельмаха лояльно ставилося до радянсько╖ влади. По-перше, ╖м не було з чим пор╕внювати - адже будь-яка думка про можливу альтернативу суворо каралася, по-друге, радянська пропаганда була наст╕льки потужною, що насл╕дки ╖╖ д╕яльност╕ в╕дчуваються нав╕ть зараз, тому д╕йсн╕сть поставала дуже викривленою... А по-трет╓, люди не можуть заперечувати власне життя - воно бере сво╓, ╕ н╕яка система не здатна примусити весну перестати викидати бруньки, тому рад╕сть у житт╕ ╓ завжди...
Звичайно, Михайло Стельмах не м╕г просто ╕гнорувати тод╕шн╕ вимоги, але залишався письменником ╕з народу. Його творам притаманне специф╕чне переплетення соцреал╕зму та почутт╕в автора. В╕н примудрявся показати обидва боки медал╕ - ╕ плюси системи (адже вони ╓ у будь-як╕й систем╕), ╕ м╕нуси. Стельмах ум╕в писати правдиво про все - ╕ "сво╖" читали м╕ж рядк╕в те, що "чуж╕" не бачили. Пам`ята╓те, як у школ╕ вивчали "Гуси-лебед╕ летять"? Але ж хто звернув увагу, наприклад, на так╕ рядки: "Навiть у страшний тисяча дев`ятсот тридцять третiй рiк, голодуючи, дядько Микола кепкував iз сво╓╖ недолi. Зустрiв його я весною вже обрезклого, розбалакались про людське горе, згадали сусiдiв, що передчасно перейшли на цвинтар, посумували"... Це стало фактично першою згадкою голоду 33-го у радянськ╕й л╕тератур╕.
"Чотири броди" стали поперек горла тод╕шньому секретарев╕ ЦК КПУ з питань ╕деолог╕╖ Валентинов╕ Маланчуку. Цей запеклий борець з ус╕м укра╖нським вир╕шив перестрахуватись ╕ не допустити друку такого антирадянського твору. На "Чотири броди" було аж ц╕лих 5 реценз╕й. Текст довелося "пор╕зати" до б╕льш прийнятного з погляду тод╕шньо╖ ╕деолог╕╖ р╕вня - ╕ дуже шкода, що поки що знайти або в╕дновити першу редакц╕ю роману не вдалося! Цькування Маланчука Михайло Стельмах пережив важко - серйозно захвор╕в. Врешт╕-решт письменник звернувся за п╕дтримкою безпосередньо до Москви - як не дивно, там роман схвалили, ╕ в╕н уже мав побачити св╕т... рос╕йською мовою! Але тут укра╖нськ╕ ╕деологи побачили, що справд╕ "перебд╕ли", ╕ все-таки "Чотири броди" спочатку вийшли в УРСР мовою ориг╕налу...
"Правда ╕ кривда" теж виявилася антирадянською уже п╕сля виходу в св╕т. Адже головний герой, Марко Безсмертний - начебто комун╕ст, фронтовик, але при цьому колишн╕й в`язень стал╕нських табор╕в! Кр╕м того, в╕н, людина "в╕д земл╕" чудово зна╓, що, де, як ╕ коли с╕яти, проте вказ╕вки в╕д начальства прямо суперечать здоровому хл╕боробському глузду. А коли Марко розпоряджа╓ться варити об╕ди колгоспникам, як╕ працюють у пол╕ в╕д зор╕ до зор╕ - начебто ц╕лком нормальний жест, адже людям треба ╖сти! - його звинувачують у розбазарюванн╕ соц╕ал╕стично╖ власност╕...
Вважати Михайла Стельмаха дисидентом було б трохи голосно, проте у його творах чимало антирадянського. Стельмах не боровся з системою, а сп╕в╕снував з нею, одержуючи прем╕╖ ╕ пропускаючи повз вуха звинувачення у нац╕онал╕зм╕ та куркульськ╕й апологетиц╕. В╕н використовував силу системи проти само╖ системи - так само роблять борц╕ стиль айк╕до - ╕ це було набагато ефективн╕ше, н╕ж в╕дкритий протест. Можна було написати щось в╕дверто антирадянське - ╕ п╕ти за звичним тод╕шн╕м маршрутом на Соловки. Або, якщо вдасться, ем╕грувати ╕ вже за кордоном писати все, що заманеться... Але Стельмах залишався з╕ сво╖м народом. ╤ примудрявся п╕дн╕мати теми, як╕ не пробачили б н╕кому ╕ншому - зокрема голодомору та УПА.
К╕лька покол╕нь укра╖нц╕в зачитувалися творами Михайла Стельмаха - його твори виходили м╕льйонними накладами. Не дивно, що листи з ус╕х куточк╕в Укра╖ни Стельмах одержував м╕шками. Люди, не знайом╕ м╕ж собою, писали, що в╕н розпов╕в про ╖хн╓ життя, ╕ дякували за це...
Нараз╕ належно╖ оц╕нки творчост╕ Михайла Стельмаха нема. Браку╓ анал╕зу його доробку з сучасних позиц╕й, якогось фундаментального досл╕дження. Спод╕ватимемося, що бодай стор╕ччя письменника надихне серйозних досл╕дник╕в ударити палець об палець... Бо час потихеньку розставля╓ усе по сво╖х м╕сцях - ╕ Стельмах, переживши багатьох сво╖х сучасник╕в, залиша╓ться у скарбниц╕ укра╖нсько╖ л╕тератури.
Источник: Атанайя Та, газета "Друг читача"

МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА В.М. РОССЕЛЬСА
(письма М.А. Стельмаха, автографы его выступлений, авторская правка рукописей) ПРЕДСТАВЛЕНЫ В БУМАЖНОМ ВАРИАНТЕ ИНФОРМ-БЛОКА, С КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ НАШЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

ГУК г. Москвы БИБЛИОТЕКА УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Личность в истории культуры
Михайло СТЕЛЬМАХ
ИНФОРМ-БЛОК
Электронное издание БУЛ
Выпуск посвящается 100-й годовщине со дня рождения
украинского прозаика, поэта, драматурга, академика Героя Социалистического Труда
М.А. СТЕЛЬМАХА
На украинском и русском языках
Составитель В.Г. Крикуненко
Москва
24 мая 2012 г.

Док. 655917
Перв. публик.: 07.05.12
Последн. ред.: 07.11.12
Число обращений: 0

  • Россельс Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``