В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из письма начальника разведки 1-го артдивизиона 122 лап 44 гсд лейтенанта Лукьянова Апполинария Лукьяновича Назад
Из письма начальника разведки 1-го артдивизиона 122 лап 44 гсд лейтенанта Лукьянова Апполинария Лукьяновича
Из письма начальника разведки 1-го артдивизиона 122 лап 44 гсд
лейтенанта Лукьянова Апполинария Лукьяновича


"Последнее сражение с немецкими войсками на реке Синюха, на ее левобережье, было самым тяжелым, противник наступал на нашу оборону одновременно с севера, востока и юга, сжимая нашу оборону в кольцо. Противник, имея превосходство во всем, к концу последнего дня боев нашу оборону разрушил, дальнейшее сопротивление было парализовано, в этих боях многие командиры и красноармейцы пали смертью храбрых.
С наступлением темноты, в овраге находился командир полка со своим штабом. Прибыл и я к ним с группой солдат около10 человек. Было принято решение пробиваться по течению реки. В то время немцы прочесывали пехотой и танками наши бывшие боевые порядки, но посевы им частично мешали нас обнаружить, а нам служили маскировкой.
Я со своей группой двигался впереди, за нами штабная группа, двигались медленно, большее время ползком. С рассветом сделали остановку на большом поле с подсолнухами, впереди открывалось чистое поле - пар, - которое способствовало явным обнаружениям нас. Местность освещалась ракетами, день прошел благополучно, нас не обнаружили. Днем мы сделали некоторые наблюдения местности, по направлению нашего движения оказались овраг и деревня. В деревне были немцы с техникой.
В подсолнухах были еще орудия (пушки) недалеко от нашего места стоянки, но огня почему-то не вели, с утра было только два или три выстрела, по которым мы не смогли определить направление стрельбы, так как их не ожидали, а когда подготовились к этому, они перестали стрелять, мы хотели определить более точно направление движения.
С наступлением ночи явился в нашу группу штабной командир, в подсолнухах мы отдельно находились группами, и сказал, что штабная группа идет в направлении оврага первой, наша группа за ними, встреча в овраге.
Обе группы до оврага дошли незамеченными. В овраге, к сожалению, встреча не состоялась. С нашей стороны было предпринято все по их поиску, но безрезультатно. Их план уединения мне был не известен.
Так как до того и в тот момент не было известно направление движения войск армии и дивизии в частности, решили двигаться на восток. После ночного марша, на котором все время встречались следы боев, разбитая техника и трупы, - был сделан привал. Днем выяснилось, что мы прошли по территории, где ранее проходили бои других частей.
Было пройдено несколько сотен километров по Украине, занятой немцами, двигались только ночью. Последнее время я не имел топографической карты местности, и воспринимаю местность только глазомерно.
Мне писал однополчанин того времени - Ищенко Захар Павлович, что последний бой проходил на реке Ятрань. Но мне помнится, что это происходило на реке Синюха...
Помнится, у села был мост через реку. Ночью, когда мы двигались, - мост горел. Овраг был с деревьями твердых лиственных пород. Я не помню название села, но в памяти до сих пор сохранилось название "Песчаный Брод".

Из письма к Евгению Долматовскому

Источник: Рунов В.А. 1941 г. Победный парад Гитлера. Правда об
Уманском побоище. Эксмо. 2010 г.

Док. 655868
Перв. публик.: 06.11.00
Последн. ред.: 06.11.12
Число обращений: 0

  • Долматовский Евгений Аронович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``