В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: Глобализация и эволюция государственных форм [1] Назад
Эрнест Кочетов: Глобализация и эволюция государственных форм [1]
Интерес к государству как к научной категории и институту политики и управления не ослабевает. На различных международных и национальные форумах, конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах "государство и его роль" в той или иной форме, прямо или косвенно, затрагиваются в выступлениях участников. Свидетельство тому - Бакинский международный гуманитарный форум (Азербайджан, г. Баку, 4-5 октября 2012 г.) [2], Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" (Греция, о. Родос, 3-8 октября 2012 г.) [3], Всероссийская научная конференция "Современные проблемы государственной политики и управления" (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 17 октября 2012 г.) и др. Автор, занимаясь проблемами глобализации, не мог не откликнуться на эту животрепещущую тему.

Взявшись за эту тему для начала начнем с определения:
Эволюция государственных форм (Evolution of state forms) - процесс качественного изменения функций и конфигурации государства в глобализирующейся мировой системе.
Далее попробуем развернуть это определение, акцентируя внимание на "качественном изменении функций и конфигурации государства". В этом "развертывании" и состоит суть моей статьи. Оговоримся особо: в сегодняшней ситуации, когда процесс глобализации стал необратимым, четко определились пути эволюции государственных форм, и эти формы проявляют себя еще не как окончательно сложившиеся реальности, а как мощная тенденция к изменению мировой структуры.

* * *
Любое государство есть элемент (и функция) общего мироустройства. Вся мировая история представляет собой бесконечную череду, калейдоскоп изменений в рамках ситуации, когда пространство и его наполняющие политические, идеологические, экономические, силовые компоненты время от времени "прижимаются" к тем или иным географическим ориентирам (границам), затем через череду событий появляются новые ориентиры, идет перетасовка пространств, возникают новые государства как распад старых и объединение различных их частей в новые конфигурации и т.д. Но здесь удивительно другое - как бы внутренне ни перестраивалась мировая система (и сетка границ), в любом случае система сама по себе никуда не исчезает, она как была целостной, глобальной, так и осталась такой же, но расчлененной по определенным, время от времени меняющимся "меткам". Причем на различных этапах исторического развития уровень осознанности этого процесса был различным, и только на пороге третьего тысячелетия мировое сообщество наконец-то смогло единым взглядом, глобально охватить мировую панораму.

Это позволяет выявить новейшие государственные формы в глобализированной системе и новые модели общественных правовых интересов, иными словами, дать классификацию государственных форм, проследить трансформацию государственного суверенитета, вычленить новые модификации государственных образований и причины возникновения многочисленных правовых систем.

Процесс эволюции государственных форм: специфические особенности. Прежде всего, отметим, что трансформация происходит под влиянием глобализации мирового хозяйства. Глобализация как новейший феномен не могла оставить в стороне мировую институциональную систему. Модификация затронула практически все ее компоненты. Но наиболее ярко эти тенденции ощущаются в качественных и функциональных преобразованиях такого института, как государство. В наше время мы можем уловить тенденцию к формированию нескольких типов государств: 1) классическая форма государства; 2) государство в экономических границах; 3) несопредельные государства; 4) государство в государстве.

Классическая форма государства (Classical form of a state) - тип государства, отражающий геополитические подходы к членению пространства; государство, функционирующее в строго очередных административно-политических (государственных) границах.

Достаточно глянуть на политическую карту мира и становится понятной "ячеистая" структура мира. Исторически сложившиеся государственные образования дали нам классическую форму государства. Основу этой формы составляет суверенитет, распространяемый строго в национально-территориальных жестких, непроницаемых границах. Этот основополагающий принцип предопределил пределы (границы) властных, идеологических и силовых полномочий, которые формировали относительно однородное пространство. Адекватно этому выстраивались экономическая, правовая, политическая системы.

Государства в экономических границах (States within economic borders) - "страны-системы", формирующиеся на базе воспроизводственных процессов, вышедших за национальные рамки. Контур таких государств определяется не национально-административными (государственными), а экономическими границами.
Государство в экономических границах выступает как новый тип государства, занимает особое звено в эволюции государственных форм. С развитием процесса глобализации зародились и получают свое развитие новейшие формы государственных образований. Транснационализация расширила национальную зону хозяйствования. Государство стало оперировать (хозяйничать) за своими национальными околицами на территориях значительно больших, чем территории, предопределенные суверенными границами. Речь идет о "странах-системах", сформированных на базе воспроизводственных процессов, вышедших за национальные рамки. Контур этих "стран-систем" определяется уже не национально-административными (государственными), а экономическими границами, причем эти границы носят подвижный, блуждающий характер. Вслед за этими "границами" устремляется военная компонента для защиты и дальнейшего расширения этих ареалов. В рамках "стран-систем" формируется новая, относительно однородная экономическая, культурная, социально-политическая и военная среда.

Таким образом, мы имеем дело со странами-системами, "опрокинутыми вовне".
Естественно, что наряду с этим наблюдается контртенденция: многие страны отдают свои экономические территории под нужды хозяйствования "странам-системам", таким образом формируются государства, "опрокинутые" вовнутрь. Зона экономики таких "суверенных" государств может сузиться до нуля.

Тем самым, возникает парадоксальная ситуация - политический суверенитет не совпадает с экономическим, а глобализация усиливает этот процесс.

Как следствие этого процесса, идет интенсивное внедрение в национальные правовые системы государств правовых норм, не совпадающих с национальным регулированием. Одновременно работающие на территории одного государства нормы различных правовых систем вступают в конфликт. Центр снятия этих конфликтов, как правило, лежит за пределами властных полномочий государства. Появление данного типа государства (государство в экономических границах) в корне преобразует подходы к формированию основ государственной валютной, налоговой, антимонопольной, инвестиционной, биржевой и т.д. политики.

Данный тип государства в наиболее четкой форме и конфигурации, как правило, проявляется при сопредельности (приграничности) государств. В этом случае сопредельность способствует интенсивному налаживанию связей в рамках "стран-систем".

Несопредельные государства (Non-neighboring states) - "страны-системы", включающие в себя "неприграничные", "несопредельные" анклавы. Несопредельные государства выступают как новый тип государства и просматриваются через призму сопредельности, а именно как "страны-системы", включающие в себя не приграничные, а несопредельные анклавы. Формирование такого типа государств подготовлено исторически. Демографическая ситуация в мире теснейшим образом переплетается с миграционными процессами. По религиозным, политическим, экономическим и другим причинам происходило зарождение диаспор и их распространение по различным регионам мира. Но глобализация привнесла в диаспоры новейший элемент - она зародила геоэкономические, геофинансовые и геополитические тяготения данных диаспор к национальным материнским системам (к своеобразным сакральным центрам (вертикалям)).

В этом контексте особую значимость приобретает государственный финансовый режим. Он может быть ядром, притягивающим все элементы финансовой деятельности государства, разбросанные по разным зарубежным территориям, либо ядром, разлагающим государственный финансовый режим и способствующим внедрению инородных финансовых режимов. Под "инородным финансовым режимом" подразумевается замена национальной валюты иностранной, поступление национальных налогов в зарубежный бюджет, неприемлемые стандарты бухгалтерского учета и т.д.

"Государство" в государстве (`State` in a state) - образования, зарождающиеся и развивающиеся в недрах государств. Впоследствии эти образования при стечении определенных стратегических ситуаций могут получить полное обособление.
"Государство" в государстве выступает как новый тип государства. Оно занимает особое звено в эволюции государственных форм. В перспективе этот процесс может дать о себе знать: Может возникнуть ситуация, ведущая к ослаблению экономической, политической, властной и силовой связей как с центром, так и на границах этих ареалов с соседями. При определенной политической, военной, хозяйственной конъюнктуре возможно, что такие преобразования могут вырваться из-под государственной юрисдикции и сформировать самостоятельное государство.
Теперь более пристально приглядимся к сути вышеотмеченных "стран-систем" по той причине, что она начинают занимать главенствующее положение в процессе глобальной трансформации мира, предопределяя его новый институциональный облик.

Страна-система (Country-system) - государство, которое в целях реализации своих геоэкономических интересов формирует самостоятельную систему интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов). Их звеньями выступают национальные транснационализированные структуры, которым государство делегирует реализацию национальных интересов в геоэкономическом пространстве, одновременно защищая их военными средствами. Для любой национальной экономики задача первостепенной важности - продвижение к ИНЭС - интернационализированной национальной экономической системе ("стране-системе").

Пока выбор ограничен: либо "встраиваться" в "чужое" ИВЯ и занимать какое-либо отдельное звено в какой-либо ИНЭС, а затем продвигаться к ее центральному ядру, либо создавать самостоятельно ИНЭС, свои "собственные" интернационализированные воспроизводственные ядра, т.е. трансформироваться в "страну-систему", втягивая в национальную экономику отдельные мировые структуры и самостоятельно формируя стратегию поведения ИВЯ.

Для создания "страны-системы" необходимы серьезная подготовительная работа в рамках национальной экономики и определение линии стратегического поведения на внешней арене.

Процесс включения национальной экономики в мирохозяйственную сферу, т.е. реализация производственно-инвестиционной модели сотрудничества, обусловливает необходимость создания определенных предпосылок (условий) - производственных, инвестиционных, научно-технических, информационных. Сотрудничество должно иметь четкую правовую и экономическую регламентацию (не только разрешенность, но и регулируемость) на всех уровнях экономического взаимодействия - государственном, отраслевом и на уровне основного производственного звена (предприятия).
Отсутствие таких предпосылок, естественно, не может приостановить развитие ИВЯ, поскольку этот процесс в современной хозяйственной жизни объективен, однако вполне способно деформировать его развитие, задержать на многие годы, привести к серьезным нарушениям структурных пропорций. Примеров тому немало - деформация структуры товарооборота, отражающая более глубинную деформированность развития ряда отраслей, и макроэкономические диспропорции экономической и хозяйственной инфраструктуры. По этой причине наднациональные международные органы управления рынком (типа ОЭСР) для защиты интересов своих корпораций на внешнем рынке заключают соглашения с правительствами государств о предоставлении привилегий и иммунитетов наднациональному органу в качестве посредников, наблюдателей, экспертов, представителей, функционирующих на национальном рынке.

Градация государств по типу их функционально-структурной привязки к государственно-центристской идеологии, базируется на устаревших геополитических основах, сводя понимание государства только к первому типу (государству-суверену в рамках территориально-географических границ). Ни англичане, ни голландцы, ни французы ни в коей мере не чувствуют себя ущемленными от потери гигантских колониальных владений, просто ареалы их влияния из военно-политических перешли в экономические, финансовые, торговые и т.п. И это влияние значительно крепче, сильнее, нежели политическое. При этом размер территории для них не имеет определяющего значения. "Они уходили, оставаясь!". Или Швейцария - территориально малая страна Европы - гигант в мировой финансовой сфере. То же с Японией - лидером мировой инновационной системы и т.д. Критерии "великости" уже другие!!
Система общественных интересов, традиционно выступающая как основа суверенного государства, претерпевает адекватное изменение вместе с изменением вышеотмеченных государственных форм. Государство может считаться сильным, если оно контролирует, охраняет через свой финансовый режим свои финансово-инвестиционные компоненты на других территориях. Контур этих ареалов защищается военной компонентой. Таким образом, на роль "великих" государств могут претендовать "страны-системы", сформированные по внешним контурам экономических границ, т.е. "страны-системы", опрокинутые "вовне".

* * *
Вышеотмеченная модификация государственных форм затрагивает более кардинальный принцип понимания сущности государства в глобализированных условиях. Традиционно государство опиралось на политический режим и на его основе формировало правовую систему. Однако в сегодняшних условиях правовая система должна опираться не столько на политический режим государства, сколько на геоэкономический и геофинансовый. Это вытекает из того, что страны, формирующие правовые нормы на основе политики (геополитики) и политического режима, проигрывают странам, ориентированным на разработку юридических положений, исходя из экономико-финансовых целей (геоэкономических и геофинансовых), определяющих финансовый режим и финансовую политику. То есть, для того, чтобы государство стало (считалось) сильным, способным защитить свои национальные интересы и реализовать их в мировом хозяйстве, право в этом государстве должно опираться, в основном, на экономический и финансовый режим. Исходя из этого, должны выстраиваться долговременные стратегии национального развития на базе геоэкономической доктрины. Это краеугольный принцип учитывается при проведении внешнеэкономической, внешнеполитической и военной реформ.

Возникает вопрос первого ранга: как может государство, опрокинутое "вовнутрь", претендовать на статус "сильного", когда его "национальное" хозяйственное поле значительно сужено и не уравновешено выходом национальной экономики на мировую хозяйственную арену? Изменение этой ситуации лежит на путях кардинального пересмотра взглядов на национальное институциональное "обустройство", исходя из вышеотмеченных тенденций структурирования мира в эпоху глобальных трансформаций [4].
________________________________
[1] © Кочетов Э.Г., октябрь 2012 г.
[2] Бакинский международный гуманитарный форум (Азербайджан, г. Баку, 4-5 октября 2012 г.) - это событие мирового масштаба: зародилась мощная интеллектуальная площадка высочайшего уровня. Форум открыл новые горизонты сотрудничества, поставил в центр внимания проблемы гуманизма, толерантности, плюрализма, дал новый импульс к диалогу культур, к сохранению красочного разнообразия мира.
[3] Десятая сессия Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" (Греция, о. Родос, 3-8 октября 2012 г.), посвящена проблемам глобальной трансформации. В центре внимания сессии - анализ событий последних 25-30 лет, обсуждение моделей гармоничного сопряжения в стремительно меняющемся мире стран, народов, современных цивилизаций.
[4] Более подробно о главенствующих тенденциях в области институционального обустройства мира читатели могут познакомиться в ряде работ автора: Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М.: НОРМА, 2012; Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен: Научная монография / Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. - Москва: Экономика, 2011; Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий новелл. - Екатеринбург: ОАО "ИПП "Уральский рабочий", 2006; Глобалистика: теория, методология, практика. - М.: НОРМА, 2002; Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание. М.: ОАО Изд. гр. "Прогресс", 2001 и др.

Кочетов Эрнест Георгиевич - доктор экономических наук, президент Общественная Академия наук геоэкономики и глобалистики, академик РАЕН.
viperson.ru

Док. 655674
Опублик.: 29.10.12
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``