В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Опала Нарусовой как жест отчаяния Назад
Опала Нарусовой как жест отчаяния
Сразу скажу, что в истории с фактическим изгнанием из Совета Федерации брянского сенатора Людмилы Нарусовой нет ничего незаконного и даже несправедливого. Точнее, в этом ровно столько же несправедливого, сколько было в самом факте назначения Нарусовой 13 октября 2010 года представителем в Совфеде от исполнительного органа государственной власти Брянской области.

Дело в том, что считать Людмилу Нарусову истинным выразителем интересов брянских избирателей вряд ли уместно. Равно, как, впрочем, и "слившего" ее губернатора Николая Денина, который даже в условиях полностью подконтрольных Кремлю выборов победил в губернаторской кампании 2004 года с большим второтуровым скрипом. На последних же сравнительно честных думских выборах (1999 года) и Нарусова, и Денин с треском проиграли бессменному фавориту брянского электората - кандидату от КПРФ Василию Шандыбину. Так и не уступивший до конца жизни никому пальму депутатского первенства слесарь-монтажник Шандыбин получил на тех выборах более 36,63% голосов, Денин - 17,75%, Нарусова - 5,91%. Таким образом, в том, что один аутсайдер брянской политики согнал с утепленного чиновничьего насеста другого аутсайдера, шекспировской трагедии явно не просматривается.

И все же за этой вполне заурядной историей о том, как политическая "дама, приятная во всех отношениях", захотела было стать депутатом Сачковичского сельсовета Климовского района Брянской области, но, поняв, что с сенаторством ее все равно прокинут, передумала, кроется нечто большее. Казус Нарусовой - это наглядная демонстрация того, до какой степени быстро и необратимо меняется политическая ситуация в стране, на первый взгляд, сохраняющей чиновную стабильность и полицейскую управляемость...

Долгие годы Людмила Нарусова вместе с дочкой Ксенией Собчак оставались неприкасаемыми путинскими фаворитами и пользовались всеми формами гласной и негласной высочайшей протекции.

Сперва Людмиле Нарусовой было доверено наблюдать за распределением колоссальных валютных потоков, шедших по линии т.н. фондов примирения ФРГ и Австрии, осуществляющих выплаты компенсаций жертвам нацистских репрессий. Затем, с 2002 по 2010 год, Великий Хурал Республики Тыва неизменно избирал Нарусову своим представителем в Совфед, где она стала в итоге председателем влиятельной комиссии по информационной политике. Параллельно с этим вдова "учителя Путина" Анатолия Собчака регулярно появлялась на телеэкранах в качестве ведущей различных авторских программ. Наконец, в 2010 году она перебралась сенаторствовать поближе к столице, на свою малую родину - в Брянск. По аналогичной "околотронной" схеме развивалась и карьера Ксении Собчак. Она смогла стать ведущей самого популярного российского ТВ-шоу, где успешно процветала, приумножая славу и деньги до тех пор, пока...

Пока по бескрайним просторам родины-кормилицы не прокатился явственный предреволюционный гул. И вот в самый сакраментальный для Владимира Путина момент, когда его политические активы вдруг явственно обнаружили свою некачественность, и когда публично выраженная вера в прочность и надежность властной вертикали стала, по сути, жизненно необходимой для удержания ее от кредитно-политического обвала, оказалось, что Путин, хотя и "друг семьи", но новая ситуативная истина, в общем, дороже.

С разной степенью радикализма, но сперва дочка, а затем и мать стали де-факто публично оппонировать своему многолетнему покровителю. Собчак оказалась видной активисткой движения "белых лент". Нарусова выступила в Совфеде против "путинского" закона о митингах. Можно было бы, конечно, увидеть в этих актах гражданского подвижничества следствие внезапно наступившего "прозрения", если бы оно не наступило с таким чудовищным запозданием - на четвертом сроке путинского правления (включая медведевский "бал-маскарад"). Через много лет после "Курска", "Норд-Оста", Беслана, дела Ходорковского, убийства Политковской...

Так что не в прозрении тут, думается, дело. А во вполне прагматичном и публично выраженном - отчего, вероятно, еще более огорчительном для Владимира Путина - неверии в долговечность горнего политического полета нацлидера "со стерхами".

Любопытно, что поначалу Нарусова (а, возможно, и Собчак) полагали, что не вполне лояльная по отношению к Путину позиция не лишит их всех прежних гарантий и дивидендов, если только они "совсем уж не зайдут за флажки" и не станут скандировать: "Россия без Путина!". (К слову сказать, и Нарусова, и Собчак по сей день за отставку Путина ни разу не высказались).

Даже после того, как Кремль явственно дал понять, что закрывать глаза на оппозиционные эскапады Ксении Собчак более не намерен, ее мать, судя по всему, продолжала полагать, что с Ксенией все благополучно рассосется, и что уж саму-то Нарусову точно не тронут. "Я не слишком придала значение намекам, которые мне посылались людьми достаточно высокопоставленными, которые говорили: хорошо, чтобы дочка прекратила нежелательные контакты, - призналась Людмила Нарусова вскоре после того, как выступила против закона о митингах. - А я, естественно, отвечала, что дочери 30 лет, и что она сама выбирает себе круг общения...". И вот теперь "меня предполагается изгнать за выступление на Совете Федерации 6 июня, когда я выразила недоумение по поводу спешки с принятием закона о митингах, которая ничем не объяснима, кроме как устрашением митингующих 12-го числа...".

Какое-то время Людмила Нарусова продолжала сопротивляться надвигающейся опале. Выступила с критикой действий оппозиции (постаравшись при этом отделить ее лидеров - от своей дочери): "Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем... Так вот хочу задать вопрос: что будет затем?.. Бунт ради бунта я не понимаю". Делала Путину дипломатические реверансы: "Я не считаю, что, например, для Владимира Путина деньги - это так важно. Я знаю его 20 лет и убеждена, что это не так". Одновременно "показывала зубы": в интервью телеканалу "Совершенно секретно" выразила сомнение в том, что Собчак "был бы востребован", если бы был жив сейчас, и кроме того, многозначительно заявила, что проводила собственную экспертизу причин смерти мужа, выяснив в итоге, что "он умер от остановки сердца, но это был не инфаркт".

Разумеется, все это сделало падение Нарусовой с околотронных высот неотвратимым. Но дело, думается, не столько в излишней самонадеянности брянского экс-сенатора, сколько в том, что политические реалии и вправду меняются в нынешней России слишком быстро. И та двусмысленность политической позиции, которая была погранично допустимой еще полгода-год назад, сегодня оказывается для Кремля запредельно нетерпимой.

Когда публично фрондируют такие люди, как Нарусова и Собчак, - это для Путина в сегодняшней ситуации не просто "мелкое хулиганство избалованных фаворитов". Это - самый настоящий удар в спину, а точнее - весьма чувствительный толчок системы в сторону обвала ее политических акций. Одним словом, это примерно то же, что массовые протестные свист и скандирование на стадионах, а также бибиканье и "факи" пресловутых "жлобов" (в терминологии губернатора Георгия Полтавченко) - премьерскому кортежу. Это знак того, что по "сравнительно-историческому революционному календарю" на дворе - то ли еще 1915-й, то ли уже 1916-й год...

И что остается Кремлю в этой ситуации, кроме как все более жалко рычать, пытаясь "припугнуть" и "ущучить" хотя бы отдельно взятых "шатателей лодки"? Ведь с десятками тысяч людей на стадионах и сотнями тысяч прохожих на улицах уже точно ничего не поделать...

Даниил Коцюбинский
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/10/24/1050038.html

Док. 655503
Опублик.: 24.10.12
Число обращений: 0

  • Шандыбин Василий Иванович
  • Нарусова Людмила Борисовна
  • Денин Николай Васильевич
  • Собчак Ксения Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``