В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Внеклассная работа, которая должна появиться в законе и оплачиваться учителю - это обязательная норма сейчас` Назад
`Внеклассная работа, которая должна появиться в законе и оплачиваться учителю - это обязательная норма сейчас`
Георгий Бовт: Вот и сенатор вбежала. Хорошо, что вы олимпийская чемпионка.

Светлана Журова: Да. Это помогает.

Г.Б.: Быстро бегаете, да.

С.Ж.: Вы знаете, сейчас в пору действительно было бежать. Я думаю быстрее бы добралась.

Г.Б.: Да, пробки эти достали совершенно. Светлана Журова, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, как я уже сказал, олимпийская чемпионка. Начнём мы с темы, а тем у нас много будет, образования. Почему с образования? Во-первых, потому что с ним катастрофа. Такое вот простое объяснение. Во-вторых, потому что у нас на сайте висит интерактивный опрос "Современное образование, пути модернизации": Либо вернуться к советским стандартам, либо новые стандарты ввести, потому что они соответствуют всем современным требованиям. Я к тому, что в парламенте готовится, вот-вот внесут...

С.Ж.: Его уже внесли.

Г.Б.: Уже внесли, да, сегодня.

С.Ж.: Буквально, он уже начинает обсуждаться в первом чтении.

Г.Б.: Внесли. Вокруг него много разных противоречивых мнений. Вообще вокруг образования много противоречивых мнений. Наряду с констатацией того, что с ним нелады, много досталось и бывшему министру Фурсенко. Уже досталось и новому министру в том числе. Выговор он получил. Что вы прежде всего ждёте от такого закона об образовании? Довольны ли вы тем законопроектом, который внесён? Потому что часто очень вносят сырые. Потом, когда говорят, что ужас-ужас, начинают успокаивать, что ничего-ничего, мы во втором чтении поправим, вы не читайте первое, оно левой рукой написано, поэтому не обращайте на него внимание.

С.Ж.: Вы знаете, уже судя по тому, сколько готовилось это первое чтение, это уже версия 3.1, как мы её называли. Дело в том, что была 1.1, 2.1, а теперь уже 3.1. Экспертное сообщество говорит, что 3.1 - это уже лучше, чем было изначально. На самом деле как и 20 лет назад, когда принимали закон об образовании, его принимали почти полтора года, было к нему почти 800 поправок ко второму чтению. То есть, закон об образовании и 20 лет назад давался очень не просто. Это всегда является таким камнем преткновения. Обсуждение бурное общественности, потому что всех образование беспокоит, что это будущее, а та стратегия, которая закладывается в законе об образовании - это практически будущее тех, кто имеет детей, да и не только детей, студентов ещё - подрощенных детей.

20 лет назад, когда принимали закон об образовании, его принимали почти полтора года, было к нему почти 800 поправок ко второму чтению

Поэтому понятно, что для нас всех это один из ключевых законов. Любая модернизация и изменения в стране не могут происходить без достойного качественного образования. Разумные люди все это прекрасно понимают. Поэтому говорить о том, что сейчас будут определённые поправки... Насколько я знаю, внесены два альтернативных законопроекта. Есть ещё закон о народном образовании, который внесли коммунисты. Они наряду с правительственным законом предлагают свою версию. Может быть это как раз возврат к каким-то вещам, которые были в Советском союзе. Мы понимаем, что то, что было в Советском союзе, крайне сложно вернуть сейчас. Это идеология.

Г.Б.: Можно сейчас вернуть другую идеологию. Вы даже подозреваете, наверное, какую. Уже тут начали некоторые.

С.Ж.:Некоторые начали, но я понимаю, что наши дети воспитаны совершенно по-другому. Они совершенно не знают ничего о Советском союзе того, что знаем мы. Они знают это только из истории, но они этого не чувствуют, как чувствуем мы. У нас немножко другое отношение, и они совсем другие. Это дети, воспитанные на других ценностях. Или мы должны эти ценности как-то корректировать...

Г.Б.: Или вообще без ценностей.

С.Ж.: Да. Или без ценностей. Сейчас когда говорят о возможности появления в системе образование какого-то движения как пионерия и комсомол, то мы прекрасно понимаем, что, скорее всего, нет уже. Потому что объединить детей под каким-то одним ценностным фактором уже практически не возможно.

Г.Б.: Сейчас религиозная активная история идёт.

С.Ж.: Религиозная не пойдёт. Потому что, во-первых, сколько религий. Это уже разноплановая история. Разноплановые дети: одни будут хиджабы носить, другие платки. Сегодня обсуждается. Кстати, тот случай, который произошёл в Ставропольском крае. Это приведёт тоже к не очень приятной ситуации. Одна тема, которая сегодня более менее объединяет всех детей - это экология. Она для детей достаточно понятная.

Г.Б.: Всех объединить в "зелёное" движение.

С.Ж.: Да. В "зелёные" движения ребята очень хорошо объединяются. С удовольствием сажают деревья, убирают территории. Это единственное из немногого то, что правда.

Г.Б.: А волонтёрское движение?

С.Ж.: Волонтёрское движение - это вторая тема которая объединяет ребят. У меня, например, есть такая парламентская история. Ребята, которые заточены на такое молодёжное юношеское самоуправление, которое было в комсомоле - это определённый кадровый рост, резерв в дальнейшем. Это тоже интересует ребят. Далеко не всех. Самое удивительное, что если до какого-то определённого возраста это интересует только девчат, то с определённого возраста начинает интересовать и мальчишек. Если говорить про какое-то процентное содержание, то..

Г.Б.: Получилось, что у нас это не пионерия, конечно, в чистом виде, но получается аналог некой гражданской активности. Потому что в одной и той же школе могут быть...

С.Ж.: И поисковики, и волонтёры.

Г.Б.: Поисковики - это один кружок. Другие - это волонтёры. Третьи - я даже не знаю, чего они ещё могут быть...

С.Ж.: Историки, географы.

Г.Б.: Молодые политики. Например, они участвуют в выборах в школьный совет.

С.Ж.: В парламент определённый.

Г.Б.: В парламент. Игры всякие политические и так далее. То есть, их уже будет несколько. Это вполне себе может быть, только, может быть, единой крыши тут уже и не будет.

С.Ж.: Я про что говорю. Во-первых, не будет единой крыши, во-вторых, не будет единой политической партийной крыши, как это было в советское время. Поэтому ни одна партия уже не сможет заточить под себя всех детей и говорить, что сейчас они на раз-два будут идти стройными рядами и выполнять какие-то наши указания. То есть, вот этот номер, я совершенно уверена, уже не пройдёт с нашими детьми. Они вправе многие вещи выбирать сами. Родители с этим часто сталкиваются. Поэтому они совсем другие. Это не учитывать нельзя. В новых стандартах пытаются учитывать как раз индивидуальное отношение к каждому ребёнку. Насколько это возможно - это следующий вопрос. Сможем ли мы в новом законе об образовании так вот подойти.

Г.Б.: Может ли учитель, который сейчас доминирует в школе, обеспечить этот индивидуальный подход?

С.Ж.: Вопрос. И вопрос второй для меня важный - это то, что на многие годы мы убрали воспитание из школы. Скорее всего по средством этих движений возможных, которые мы сейчас только что с вами обсуждали, это воспитание и внеклассная работа, которая должна появиться в законе и оплачиваться учителю - это обязательная норма сейчас. В связи с занятостью родителей, которая увеличилась, может быть, по сравнению с какими-то годами, но она всегда была. Вот то, что мы вычеркнули из школьной жизни внеклассную работу, в 90-е годы сыграло с нами злую шутку. Потому что мы где-то потеряли контроль...

Г.Б.: Она осталась как факультатив.

С.Ж.: На усмотрение. Оно и сейчас будет на усмотрение, но это усмотрение должно оплачиваться учителям, в том числе за дополнительные часы работы с детьми. Мы можем очень серьёзно изменить состояние здоровья наших детей, если сделаем систему спортивных школьных клубов. Это будет не только для детей, которые занимаются спортом высших достижений, а именно обычных детей, которые не хотят быть олимпийскими чемпионами, но которые хотят выступать за свою школу.

Г.Б.: То есть, они соревнуются в футбол, баскетбол, волейбол.

С.Ж.: Да. Без этой системы мы не сможем добиться массовой физкультуры, про которую мы говорим.

Г.Б.: Новый проект бюджета, который внесен в Думу, как мне кажется, он не делает достаточный акцент на образование, в прочем, как и на медицине и вообще на человеческом факторе. Потому что по доле ВВП, которую мы тратим на образование, мы отстаем сильно от развитых и не очень развитых стран. Она у нас маленькая доля. При этом расходы на армию, на спецслужбы растут достаточно активно. И в этом мне видится некое противоречие. С одной стороны - закон об образовании. И вот то, что вы говорите, я совершенно с этим согласен. Но вот на это все, на это надо деньги и других людей привлекать в школу, в том числе. Другого уровня зарплату им платить. Просто другого уровня зарплату принципиально. Вот те повышения, которые есть, слава Богу, что они есть, зарплата все же растет. В регионах. В Москве, между прочим, учителя жалуются, что им надбавки срезали, лужковские, а новые не надбавили. И денег на это не дают.

С.Ж.: Ну, вот скорее всего, понятно, что весь бюджет , который планируется на образование, в основном - это на повышение заработной платы, по крайней мере в регионах. Потому что сейчас регионам очень тяжело. Многие сейчас как раз обсуждают, будут принимать бюджет. И у всех стоит серьезная задача в среднем по экономике выйти на среднюю зарплату по учителям

Бюджет , который планируется на образование, в основном - это на повышение заработной платы, по крайней мере в регионах

Г.Б.: Да, средняя по экономике.

С.Ж.: И им это очень не просто, потому что у многих регионов очень не простая ситуация сейчас с бюджетами. Это надо понимать. И им, правда, в этой ситуации не просто. Но знаете, есть еще один момент очень важный - это качество. Не хочется сказать про образование выполненных работ, потому что грубо это звучит. Но на Байкальском экономическом форуме Якунин сказал одну вещь, мне она очень аккомпанировало, потому что есть в этом доля правды. Он говорил о том, что если я повышаю своим сотрудникам зарплату, я по крайней мере понимаю, почему я ее повышаю. Не только в связи с инфляцией, но еще и за качество работы. Вот здесь, наверное, очень серьезный вопрос. Потому что тон правильно сказал, если просто повысить зарплату, люди не почувствуют разницу, и качество работы не улучшится. Будет просто считаться, что просто ее повысили, потому что просто повысили.

Г.Б.: Это одна из аксиом любого менеджера.

С.Ж.: Да, он как менеджер это высказал. И он сказал, что вот сейчас мы массово будем повышать бюджетникам зарплату. Не только, кстати, в образовании, но и бюджетникам и в сфере гос управления. А будем ли мы требовать с них качество работы другого уровня? Вот. Наверное, вопрос остается открытый. Он это озвучил публично, и я считаю, что, наверное, какие-то критерии должны все-таки быть. Относится ли это к учителям? Вот да, вы знаете, проект, который мы в Москве делали вместе с департаментом образования московским - это по улучшению качества образования. У нас был общественный совет, там было выбрана часть школ. И под жестким контролем они были. Я хочу сказать, что и в этих школах как-то ситуация сдвинулась. Они получили и дополнительные деньги в связи с этим. Потому что были очень серьезные критерии оценки работы школ. И я видела, что результаты, они чувствовались. Может быть, не так, как все равно хочется. Но по крайней мере они всегда были существенными и всегда могли пожаловаться. Например, я точно знаю, что вот те школы, которые сейчас, скажем, в таком по умолчанию в "черном списке", которые берут деньги, они не заявлялись на этот проект сразу. То есть можно было даже отследить, заявилась школа или не заявилась. По крайней мере нам тут же могли пожаловаться, потому что мы собирались достаточно часто, и в таком режиме, что правда мог любой человек прийти и сказать, что у нас, например, деньги берут.

Г.Б.: Ну, это хорошо. Давайте слушателя возьмем. Роман, добрый вечер, вы в эфире.

Роман: Добрый вечер! Можно в двух словах, да? Я тоже являюсь родителем, у меня тоже ребенок-школьник. Он ходит в третий класс, и постоянно тоже сталкиваемся с этими проблемами. Да, я согласен то, что школа - это не коммерческая структура. Да это государственное образовательное учреждение. Но... Вы понимаете, эти постоянные поборы: сбор денег за ремонт класса, за ремонт школы, и еще чего-то. Я не знаю, просто до сумасшествия всех родителей доводят. И сама схема, как они все это делают, как они собирают, тоже очень сложная для нас, родителей.

Г.Б.: А вы не пробовали не платить?

С.Ж.: Да, у меня всегда тоже вопрос такой возникает.

Роман: Да мне, вот если честно, проще как родителю заплатить. Только хотя бы систему вот эту сделайте доступнее. Пусть кассу ставят, чтобы она регулярно находилась на месте и собирала эти деньги. Даже элементарно, нести в школу деньги доставляет огромный труд.

Г.Б.: Вопрос поняли.

Роман: Мало того, что они с нас сдирают три шкуры, да еще так сдирают, что это еще одна катастрофа. Чтобы их еще сдать - это отдельная вообще проблема.

С.Ж.:Да, спасибо большое. На самом деле, у меня всегда возникает мысль, что можно не платить, но твсе говорят, что тогда к моему ребенку будут плохо относиться. Мне очень хочется, чтобы все родители, например, класса объединились и сказали, что мы не будем платить. И что? Ко всем будут плохо относиться? У меня вот всегда вопрос.

Г.Б.: С объединением у наших людей, знаете, проблема.

С.Ж.:Да. Кстати, именно и здесь, вот та норма, просто последнюю версию надо увидеть. Потому что я говорю, что я видела столько версий закона об образовании, что я решила, что не буду читать, пока не увижу ее в Думе.

Г.Б.: Пусть они вам ее в Совет Федерации пришлют.

С.Ж.: Нет, раньше. В любом случае, когда я ее увижу в Думе ко второму чтению, тогда я буду уже понимать, что я читаю. Поэтому на самом деле я считаю, что родительские комитеты и общественная деятельность, она должна быть прозрачной. И мне не понятно, когда, например, те же родители начинают вступать в сговор с какими-то там якобы директорами.

Г.Б.: Сплошь и рядом.

С.Ж.: Да, вот это не понятно. Если мы избираем от родителей данного вот этого родителя, который ответственен от родительского комитета, он должен быть честен и прозрачен. В принципе, эта система попечительских советов нормально существует во всем мире. То есть во всем мире дополнительно собирают деньги на что-то.

Г.Б.: Да, вы вот переизберите тогда, если не нравится. Это же как в политике получается. Чистая классика просто.

С.Ж.: Мне очень хочется, чтобы родительские комитеты все-таки работали качественно и определяли все-таки политику школы. Ну, например, по каким-то системам, связанным с питанием. Вот сейчас эта система комбинатов. То есть родители приняли это решение, они познакомились с этой системой. Хотят или не хотят? Не там кто-то решает, а вот сами родители решили, что они не хотят такого питания. И вот тогда они сами определяют эту политику отдельно взятой школы.

Мне очень хочется, чтобы родительские комитеты все-таки работали качественно и определяли все-таки политику школы

Г.Б.: Да, решение осознанное.

С.Ж.: Да, а не каким-то там общим махом.

Г.Б.: Классический абсолютно идеальный пример демократии снизу, когда люди все время говорят: "А вот президент плохой, мэр плохой", - и так далее. Но вот когда председатель родительского комитета плохой - так же не работает, как и на всех других этажах. Михаил, здравствуйте, вы в эфире!

Михаил:Здравствуйте! Я прослушал предыдущего оратора. Я не знаю по поводу каких он учителей говорит. А мы собираем деньги, например, я без зазрения совести отдаю, нашему учителю математики, которая будучи заслуженным педагогом России получает 8200 рублей.

Г.Б.: Это в Москве что ли?

Михаил:В Москве. 8200 рублей.

Г.Б.: Как это? У нее часов, наверное, мало?

Михаил: Она пожилая женщина, ей 89 лет. Но она учит детей так, что после этого ребенок решит любые задачи. Лурьянт Ранета Павловна. Я преклоняюсь перед этим учителем. Я готов собирать еще деньги. Чтобы она их зарабатывала. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что не я их должен платить!

Г.Б.: Конечно. Он просто не договорил, потому что школы нищие. Они собирают же не на брюлики директрисе. Они же все-таки ремонт делают какой никакой.

Михаил: Ну, во-первых, на ремонт. А во-вторых, что такое в вашем понятии завтраки? Завтраки, которые рекомендует кто? РОНО? Сейчас РОНО рекомендует где и что покупать.

С.Ж.: Вот я поэтому и сказала, что это должны родительские комитеты решать.

Михаил: Да не решит ничего родительский комитет!

Г.Б.: Почему?

Михаил: Все равно приходит разнарядка. Вот я привожу пример прошлого года в нашей школе. Есть четыре организации, где вы можете покупать обеды. Вы хотите мне сказать, что эти четыре организации не давали в РОНО деньги, чтобы они стали лучшими, что ли?

Г.Б.: Я такого сказать не хочу.

Михаил: А я знаю, что в идеале.

С.Ж.:Если десять будет, тоже самое будет.

Михаил: Вопрос - решать должны мы, а не вы. Это касается всех сфер жизни.

Г.Б.: А вы голосовали в школьном комитете по поводу вот этих завтраков?

Михаил: У нас даже попечительский совет есть, который в школе, он вплоть до ругани в РОНО. Мы добились того, что мы теперь со сторонней организацией работаем.

С.Ж.: Мне нравится этот подход!

Г.Б.: То есть чего добились-то в результате?

Михаил: Мы добились того, что мы со сторонней организацией работаем, с той, которая нравится нам. Но вопрос в том, что перед этим в плоть до заведения уголовного дела против директора. Что якобы он взял взятку у какой-то сторонней организации. Понимаете, вопрос какой. Что чиновники, сколько им не плати... Я когда слышу, что чиновникам повышают заработную плату?! Сегодня вот про одного чиновника на вашей радиостанции рассказывали. О том, что он кого-то там учил что-то делать на компьютере.

Г.Б.: Ну, не знаю. Все, спасибо! Давайте мы дадим Светлане Сергеевне слово.

С.Ж.: Да, спасибо. Мне нравится активность такого папы. Я думаю, что как раз такие родители, наверное, правильно. И, наверное, если родители добровольно, хотя знаете, что ведь законом запрещено. И я знаю, что действительно есть случаи, когда очень хочется поблагодарить учительницу, и, может быть, там скинуться как-то деньгами и платить ей дополнительно. Потому что это сокращаешь на репетиторстве, соответственно. И многие родители понимают, что они реально сократили свои расходы на то, чтобы нанять репетиторов по тому или иному предмету. И почему бы не отблагодарить замечательного заслуженного человека. Вопрос, да, вы правильно, наверное, сказали, может быть, часов не много, еще какие-то вещи. И здесь обойти закон, наверное, сложно, в этом действии. Какими там бонусами можно это сделать? Ну, действительно, наверное, только через попечительские советы.

Г.Б.: Там еще одна проблема. Жалуются учителя и все, кто причастен к школе, на просто какую-то гестаповскую отчетность.

С.Ж.: Это правда.

Г.Б.: То есть они пишут какие-то десятки тысяч страниц отчетов о какой-то ерунде. Вот это нельзя как-то сократить вообще?

С.Ж.: Это к министерству образования, конечно. Потому что все эти подзаконные нормы и акты и так далее - это вот к ним. Они, конечно, хотят, наверное, какого-то контроля. Я знаю,что для учителя сейчас, говорят, что вроде как для родителя, - это безумно удобно. Это электронный дневник. Но мне, например, очень нравится. Но это нагрузка, правда для учителя заполнять этот дневник в любом случае. Плюс, вот тут новая опция у моих знакомых, еще и смски на телефон приходят. И у меня даже одна моя знакомая дочка написала в ответ на эту смску : "Перестаньте моей маме взрывать мозг!". То есть она просто вот взяла и ответила. Там кто-то присылает из школы. Она взяла телефон и просто написала так. Просто у нее там пятерки, а у брата у ее тройки. И маме каждый день по несколько раз приходит эта смска по каждому предмету по поводу поведения. Понимаете, в любой момент.

Г.Б.: Вы понимаете это все за те же деньги. Они же не резиновые, эти учителя. Федор, здравствуйте, вы в эфире.

Федор: Добрый вечер! Понимаете ситуация какая, предыдущий товарищ почти все сказал, что я хотел сказать. Мы сдаем на все, и мы не против сдавать. Мы видим результат всех денег, которые мы сдаем. Я не имею ввиду лично вас, Светлана Сергеевна, но пока вы получаете те зарплаты, которые вы получаете, и учителя получают в Москве или не в Москве. Я сам врач. И я знаю сколько кто получает. И реально мы работаем, чтобы выжить. Вот когда наши зарплаты, хотя бы примерно, сравняются, тогда можно уже о чем-то говорить. Вы поняли, о чем я говорю?

С.Ж.: Да, понятно.

Федор: А пока мы проводим олимпиады и чемпионаты мира по футболу, мы будем жить так, как мы живем. Мягко говоря, не очень хорошо.

Г.Б.: Ну, не знаю.

С.Ж.: Знаете, тут не простая такая история, потому что любые такие строительства глобальные, они в том числе дают инвестиции, они в том числе дают рабочие места, они дают прирост экономике. И тут не всегда наследие возможно проанализировать. Я бы однозначно не говорила про стройки.

Г.Б.: Люди наивно думают, что если мы откажемся от чемпионата мира по футболу или от олимпиады Сочи, то учителям эти деньги достанутся. Почему они это решили?

С.Ж.: Ну, во-первых, там же это инфраструктурные объекты. Они в целом развивают и модернизируют тот регион, в котором появляются эти объекты. И в том числе спортивную инфраструктуру, кстати, к которой я бы перешла. И говоря об образовании, еще очень серьезной части образования - это дополнительное образование. Которое сейчас еще больше стало выходить на авансцену, потому что мы прекрасно понимаем, что детей надо не просто занимать, а отрывать от компьютера, отнимать от улицы той же, да.

Детей надо не просто занимать, а отрывать от компьютера, отнимать от улицы той же

Г.Б.: А где? Дворцов пионеров нет.

С.Ж.: Ну, дворцы пионеров еще пока есть в Москве частично. Хороший, замечательный дворец пионеров на Воробьевых горах, вернее дворец искусств или детского творчества, как он теперь называется. Но вот это серьезная вещь, которая должна быть обязательно в законе об образовании в новом, я считаю. Это и художественное образование, и дополнительное образование. И без этой главы, по крайней мере мы свои пожелания давали.

Г.Б.: Но оно все за деньги.

С.Ж.: Вы знаете, этот вопрос мы буквально обсуждали недавно. Был круглый стол большой по поводу системы сертификатов. Когда тебе дают пусть один сертификат, который обеспечивается бесплатно.

Г.Б.: Семье.

С.Ж.: Да, на одного ребенка, один сертификат. То есть ты выбираешь одну секцию, группу бесплатно. Да, но остальное, если ты хочешь дополнительно, то там вторая, третья, четвертая, еще и крючком вышивать...

Г.Б.: Ну, опять же очень хорошая идея. Единственное только , чтобы сертификат не стоил там, как по медицинским регламентам, прием у врача. Сто рублей.

С.Ж.: Это понятно. Он должен быть обеспечен финансированием, и тогда родители выбирают, чтобы хотя бы в одно место они 100% гарантированно могут обдать ребенка. Единственное надо помнить, что практически музыкальное образование, я знаю с советских времен, это был указ еще 38 года, оно все было за платно. То есть в зависимости где, если это музыкальная школа, то да. А если это где-то в другом месте типа музыкального кружка, там это было бесплатно или там частично. То вот в музыкальных школах это было всегда к сожалению платно. Я сама платила за музыкальную школу.

Г.Б.: Константин, здравствуйте!

Константин: Добрый вечер! Вы знаете, я вот хотел спросить по социальной политике следующее. Я вот смотрю, небольшое противоречие, что вы часто употребляете слово: "должны это должны то". Слово это употребляется, когда люди знают, что такое стандарты вообще. То есть от стандарта "должны". То есть есть у нас в Конституции в 7 статье написано, что есть достойная жизнь, она гарантирована. А вот стандарты достойной жизни у нас к сожалению нигде не прописаны. Вы их никак не можете принять. Потому что та же корзина потребления, она какая-то смехотворная. И вот где достойный стандарт того же детского завтрака? Получается. Что мы как какие-то большевики, выпускаем какие-то сертификаты и тому подобное в этом году. В следующем году будет уже не сертификат, а лицензия и так далее. Когда в социальных вопросах стандарты достойной жизни будут утверждены?

Г.Б.: Вопрос понятен.

С.Ж.: Да, я согласна, что вопрос качества жизни и социальных стандартов, он обсуждается. Потому что социальный стандарт должен включать в себя достаточно большой пакет.

Г.Б.: По-моему, про завтраки, там четко все написано.

С.Ж.: Да, вы знаете, у нас, наверное, здесь еще и конкуренция. И конкуренция зачастую, как родитель говорил о том, что оказалась она не доброкачественная и не очень хорошая.

Г.Б.: Через РОНО.

С.Ж.: Да. И они сами были в праве решить, кто будет предоставлять питание ребенку. Поэтому мне кажется, что здесь такая совместная работа и бизнеса и государства по обеспечению стандарта и качественного стандарта услуг, которые они должны предоставлять, в том числе и в системе образования. И ответственность такая вот должна у всех быть. Я очень хотела бы, чтобы вопрос взяток ушел куда-то там далеко. Коррупции и всего остального. И чтобы мы говорили о качестве и цене, соответствующей этому качеству.

Г.Б.: Елена, здравствуйте!

Елена: Добрый день! Я хочу вас поблагодарить за прекрасную тему. И единственный комментарий с моей стороны. Вы знаете, я вот мама ребенка, который учится в обыкновенной московской школе. И честно, я выступаю за то, чтобы наше образование было абсолютно прозрачным с точки зрения процедур, которые существуют в школе. Я соглашусь с предыдущими людьми, которые выступали и говорили о том, что да, мы как родители, согласны платить, мы согласны помогать школе. Но вы знаете, я в абсолютном ужасе от того, как эти процессы сейчас настроены. В частности, у нас в каждом классе решается вопрос, а кто будет мыть полы, потому что дети маленькие: первый, второй, третий класс.

Г.Б.: А уборщицы нет?

Елена: А вот это вопрос, он и поднимается. То есть говорят: "Ребята, вы, пожалуйста, либо сами мойте, либо пусть приходят родители". И директор школы эти проблемы не решает. Каждый родительский комитет вынужден считать деньги и говорить о том, что кто-то может платить, кто-то не может. И вот этот полный бардак меня, честно говоря, потрясает. Особая история - это с деньгами на питание. Мне предложили в частности подписать документ, по которому я обязуюсь своевременно в срок, предположим, не позднее 25 числа месяца, предшествующего оплате, обязуюсь заплатить за питание своего ребенка , но за месяц вперед. Причем, там до того кары небесные, вплоть о того, что моего ребенка грозятся отчислить.

Г.Б.: А если он заболеет, то денежки пропали.

Елена: Да. Дальше я задаю, мне кажется, очень логичный вопрос, пожалуйста, дайте мне реквизиты. Куда я должна заплатить, кому я должна заплатить. Никто в школе на этот вопрос мне ответить не может.

Г.Б.: Понятно, у вас плохой родительский комитет.

С.Ж.: Я здесь абсолютно соглашусь с Еленой, что я вот, например, считаю, что только через реквизиты. Зачастую просто говорят: "Ну, реквизиты - это же муторно".

Г.Б.: У вас детки-то пошли в школу?

С.Ж.: У меня в третьем классе учится. Это же так муторно, это же куда-то там что-то надо платить. Хотя сейчас это все просто через интернет, пожалуйста, через реквизиты. И уже нет того, чтобы ходить в сберкассу, стоять в очереди. Как будто бы забыли директора школ, что для родителей это не проблема.

Г.Б.: Это такой наивный, глупый взгляд, и все.

С.Ж.: И дальше говорит: "А вот можно через родительский комитет наличными, или даже и с детьми передать". Дальше родители уже выбирают. Вот я считаю, что вот этого не должно быть. Конечно, надо соглашаться на то, чтобы через кассу, тогда все прозрачны будут расходы. Или тогда требовать, чтобы это было только через родительский комитет. С четким отчетом по каждому рублю, потраченному, и на сайте еще.

Г.Б.: На самом деле люди не подозревают о тех правах, которые есть у родительского комитета.

С.Ж.: Вы знаете, когда мне тут в твиттере написал один человек, он недалеко учится от нашей школы. Причем его так поразило, что он подумал, что мой сын с ним учится в одной школе. Это было, конечно, не так. И когда я сказала, что знаете, мы с родительским комитетом приняли такое решение, чтобы наши дети не мучились с этими ручками, линейками, потерянными карандашами и забытыми тетрадками, мы как бы скинулись все и положили это в углу класса. Чтобы любой ребенок, да, может кто-то там 10 ручек сгрыз, а второй - одну. Но мы не будем крохоборничать, говорить, что это ерунда, а ребенок всегда будет обеспечен всеми канцелярскими товарами. Я сказала, что мы на это тоже скидываемся, причем добровольно. А он посчитал, что у меня тоже поборы в школе, причем в нашей, в которой он учится. И я ему тоже предложила не давать деньги никуда. И он говорит, что мы там директору скидываемся на день рождения чуть ли ни по 10 тысяч с ребенка. Я была в ужасе. Я вообще не знаю, насколько это возможно.

Г.Б.: Ну, сплошь и рядом!

С.Ж.: Как добровольно-принудительно можно заставить сдать человека 10 тысяч рублей на подарок директору?

Г.Б.: Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего разговора как-то у многих откроются глаза. Голосование на сайте в пользу советских стандартов. Такой небольшой перевес: 77% против 23%.

С.Ж.: Только вопрос советских стандартов каких?

Г.Б.: Тут много мифологии.

С.Ж.: Да, много мифологии, мне говорили, что да, Наташа Ростова - хорошая девочка, а я утверждала учительнице с пеной у рта, что я считаю, что она не хорошая девочка. И я получала за это два, потому что спорила с ней очень жестко.

Г.Б.: Мне тоже не нравился ее образ, как и весь Лев Толстой вообще, надо сказать. (Смеется).

С.Ж.: Поэтому вопрос мнения тогда не спрашивался. Мы тоже должны понимать, что у нас другие дети, и вопрос должен стоять по поводу стандартов по-другому.

Г.Б.: Спасибо вам большое. Светлана Журова, зам председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, олимпийская чемпионка была сегодня у нас в эфире.
Гости в студии:
Светлана Журова
Член Совета Федерации, олимпийская чемпионка

http://city-fm.ru/programs/issues/show/437235.html

Док. 655491
Перв. публик.: 16.10.12
Последн. ред.: 24.10.12
Число обращений: 0

  • Журова Светлана Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``