В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особенности национального человеческого капитала России и экономики при переходе к рыночным отношениям Назад
Особенности национального человеческого капитала России и экономики при переходе к рыночным отношениям
1.1. Основные причины перехода России к рыночной экономике

Базовыми причинами полисистемного кризиса в СССР и его распада стали постепенная деградация национального человеческого капитала, науки, инновационной системы, экономики, идеологии, определившие невозможность перехода к 5-6 технологическим укладам экономии, низкую производительность труда, в разы меньшую, чем в развитых странах.

При отсутствии свободной конкуренции в экономике и других сферах жизнедеятельности в рамках неэффективной командно-административной системы и ложной идеологии СССР был обречен на проигрыш научно-технического соревнования с развитыми странами, прежде всего, со США, а затем и на самопроизвольный распад, поддерживаемый западными конкурентами.

Кризис в экономике России начался задолго до распада СССР. И сам распад СССР, собственно, стал следствием общего полисистемного кризиса, в основе которого лежал глубокий и не разрешаемый в рамках существовавшей системы экономический кризис1.

Фундаментальными причинами распада СССР стали неэффективные политическая, идеологическая, социальная и в целом государственная и экономическая системы. По расчетам академика А. Аганбегяна, капиталоотдача в СССР начала уменьшаться еще с 70-х годов: в 1966-70 гг. она снизилась на 5%; в 1971-75 гг. - на 16%; в 1976-80 гг. и 1981-85 гг. - на 15% за каждое пятилетие2. Медленно росла производительность труда. Т.е. промышленность продолжала развиваться в основном за счет экстенсивных факторов.

Науку и инновационную систему при отсутствии рынков и конкуренции не удавалось вывести на уровень эффективности развитых стран, венчурный бизнес отсутствовал в СССР, а его бюрократизированные замены эффективно не работали.

Инновации были вторичными, особенно, работающие на повышение качества жизни населения и обустройство страны.

Почти все ресурсы съедали военные расходы и ВПК. СССР жил в основном за счет дешевых природных ресурсов (нефти, газа, металлов, леса) и низкого уровня жизни населения.

В новых отраслях - микроэлектронике, компьютерных технологиях, биотехнологиях разрыв с развитыми странами был огромен и непреодолим. Советская наука и экономика не смогли освоить эти направления, требующие гораздо более высокого качества человеческого капитала (human capital, HC).

Именно величина и качество национального человеческого капитала определяют возможности и способности страны покорять новые высокие технологии, создавать очередные передовые технологические уклады экономики.

Почти 70 лет физического и морального уничтожения российской элиты, наиболее талантливой части населения, креативного класса - драйвера инновационной экономики привели к снижению качества российского и советского HC.

Расчеты западных аналитиков и экспертов показывали, что темпы роста советского ВВП и промышленного производства были вдвое ниже советских официальных данных3.

В 1960 году факторная производительность (производительность труда, капитала и земли) в СССР составила 35% от уровня США. Исследования американцев показали, что темпы роста факторной производительности сначала снижались, а затем стали отрицательными.

Западные исследователи установили, что сравнительно высокие темпы роста ВВП СССР достигались за счет ограничения личного потребления, низкой заработной платы и форсирования капитальных вложений. Т.е. за счет бедности населения и экстенсивных факторов роста.

Потреблять населению в СССР было особо нечего и не на что, большая часть средств и ресурсов уходили на военные расходы.

Расчеты американцев на основе ППС показали, что душевое потребление в 1976 г. в СССР составляло 34.4% от уровня США, а в 1988 году - 30%. Отставание в уровнях жизни рядового американца и советского человека нарастало.

Низкие уровень и качество жизни населения в сравнении с развитыми странами, с которыми шло соперничество за мировое лидерство, порождали в СССР теневую экономику, составляющую в то время, по расчетам американцев, около 30% ВВП.

Одним из главных факторов регресса экономики СССР были непомерные военные расходы. Официально они составляли в конце 80-х годов 20.2 млрд. руб. или 2.3% ВВП. Реально - около 200 млрд. руб. (официальный курс рубля был меньше рубля за доллар) или 23% ВВП.

Военные расходы США составляли в то время 300 млрд. долларов в год. Фактически СССР добился примерного паритета со США только по одному показателю - по военным расходам. Но и этот паритет не нес в себе глубины по качественным показателям.

Предприятия ВПК в условиях общей деградации государства и экономики тоже деградировали. На этих предприятиях ускоренно развивались процессы, характерные для закрытых и полузакрытых систем: старение персонала и руководства, круговая порука, когда приемщики оборудования сами зависели от положительных результатов приемки продукции.

В то же время объективной системы оценки качества военной продукции не существовало. Исключение составляла экспортная военная продукция, которую оценивали покупатели за пределами СССР.

Существующие в то время научно-техническая, экономическая и административная системы не способны были создавать и осваивать новые эффективные технологии, не способны были вывести страну на новый виток научного и технологического развития.

Отставание от передовых стран в отраслях, работающих на нужды человека, нарастало особенно быстро. Милитаризованная, дефицитная экономика производила неконкурентоспособную потребительскую продукцию низкого качества. Но и ее не хватало. Поэтому и за ней люди записывались в огромные очереди.

Милитаризированная промышленность в основном работала на саму себя, бесполезно потребляя невосполнимые ресурсы и оставляя в стороне реальные потребности населения.

Перечисленные выше факторы вкупе с несвободой, которая отбирала в элиту посредственности, подавляла креативных и инакомыслящих людей и привели к деградации основных составляющих ЧК (культуры, систем воспитания и образования, медицины, науки).

И эта деградация усилилась с переходом к псевдо рыночным отношениям по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Идеолог советской перестройки, член последнего Политбюро СССР, член-корреспондент АН СССР и РАН Вадим Медведев пишет по этому поводу4:

"...К концу 70-х - началу 80-х годов экономический рост в Советском Союзе прекратился... Производительность труда росла медленно, и темпы ее ро-ста постепенно снижались... По всем слагаемым эффективности мы все больше и больше отставали от Запада... Оставался невостребованным накопленный в стране науч-но-технический потенциал...

...Особое место среди причин отставания советской эконо-мики занимала ее милитаризация... Оборонным целям служили не менее чем 2/3 научного потенциала страны".

Подавляющая часть ученых была задействована в организациях ВПК, работали в жестких условиях несвободы, при отсутствии конкуренции и творческой атмосферы. Отсюда вытекает и их деградация, которая произошла еще в 1980-х годах, а затем усилилась.

Подобная ситуация не могла продолжаться вечно. Рано или поздно должен был иссякнуть основной источник поддержания относительной жизнеспособности неэффективной командной системы - дешевые и легкодоступные природные ресурсы, на распродаже и нещадной эксплуатации которых и жила страна.

Добыча нефти и газа неуклонно отступала в северные районы, повышая себестоимость продукции.

В 1990 году падение ВВП, по данным Госкомстата, относительно предыдущего года составило 3%, в 1991 г. - 5%, а в 1992 г. ВВП за год упал примерно на 14,5%, золотовалютные резервы иссякли, в то время как внешний долг СССР достиг 96,6 млрд. долларов.

Великая держава фактически обанкротилась. Была введена карточная система на основные продукты питания. Некоторые республики стремились выйти из СССР, делая ставку на развитые западные страны, на развитие демократии и переход к рыночной экономике.

Перед распадом СССР державу поразил глубочайший полисистемный кризис, охвативший все стороны жизни общества, - экономику, политическую элиту, армию.

Фактически утратила способность руководить страной КПСС - основа советской власти. Для этого и не потребовалось особых усилий со стороны, из-за рубежа, КПСС саморазрушилась изнутри.

В результате была резко снижена управляемость страной. В этом состоит кардинальное отличие СССР и РФ от Китая, где компартия сумела перестроиться и превратиться в обновленную элиту, поведшую за собой общество к новой системе государственных и экономических отношений.

ВПК, истощивший экономику непосильными для нее непроизводительными расходами, нуждался в непрерывных бюджетных ассигнованиях и не был по существу готов к конверсии.

На базе предприятий ВПК, созданных для иной цели, невозможно было, в принципе, создавать эффективные гражданские производства. И это в полной мере доказало развитие страны в последующий период.

Предприятия ВПК оказались не способными перейти на продукцию двойного назначения, выпускать конкурентоспособную потребительскую продукцию.

Продолжают выпускать конкурентоспособную продукцию военного назначения в настоящее время лишь те предприятия ОПК, которые и во времена СССР продавали ее в условиях конкуренции на мировых рынках (в частности, военные самолеты).

Отсутствие конкурентных рынков, дефицитная экономика, отсталые технологии, автаркия, низкое качество человеческого капитала приводили к низкому качеству потребительских товаров и дефициту товаров, пользующихся спросом.

Дефицит товаров хорошего качества определялся государственным установлением ценовых потолков, монополизмом и недостаточным количеством производимой мирной продукции.

Сельское хозяйство СССР было особенно неэффективным, с низкой производительностью труда, с крайне низким уровнем человеческого капитала, с низким уровнем управления и организации производства.

Производительность труда в СССР в сельском хозяйстве была более чем 10 раз ниже, чем в Германии.

Перечислим основные причины кризиса:

- неэффективная и недемократическая политическая система;

- неэффективная командно-административная система управления экономикой и страной;

- нерыночная экономика с крайне низкой экономической свободой;

- неэффективные государственные институты;

- государственная политика, направленная не на повышение уровня жизни населения, не на рост реального ВВП, связанного с благосостоянием рядового гражданина, а на решение идеологических, политических и других задач коммунистической идеологии и советской номенклатуры;

- Физическое уничтожение и изгон из страны креативного класса, как такового, подавление интеллектуалов и инакомыслящих. Отбор посредственных, но лояльных к власти людей в управленческую элиту привел к деградации национального человеческого капитала даже на генном уровне. Была уничтожена сформированная веками российская элита, а затем репрессирована и уничтожена новая большевистская элита.

- В итоге - сформировался национальный человеческий капитал сравнительно низкого уровня и качества, который был неконкурентоспособен и неэффективен, что привело к провалам в микроэлектронике, биотехнологиях, генетике, компьютерных технологиях и в управление страной в целом.

- Неконкурентоспособная экономика в целом, развитие которой зашло в тупик.

- Длительное развитие страны в основном за счет экстенсивных факторов и непомерное транжирство ресурсов на военные цели.

- Истощение дешевых природных ресурсов, обеспечивавших в основном экстенсивный путь развития страны в части повышения качества жизни населения и обустройства страны.

- Сравнительно низкий уровень жизни населения;

- Автаркия, в частности, научно-техническая и технологическая изоляция от развитых стран мира.

- Отставание в прикладных науках, НИОКР и современных технологиях, особенно связанных с удовлетворением потребностей человека.

- Подчиненность целого ряда наук, включая экономику, государственной идеологии и политике.

- Деградация элиты страны, которая оказалась неспособной ответить на вызовы времени;

- Проигранная геополитическая конкуренция с развитыми странами мира во главе со США.

1.2. Россия в мировой экономике при переходе к рыночным отношениям

По типу экономик и уровню развития различают страны:

- с доиндустриальной экономикой (как правило, слаборазвитые страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);

- с индустриальной экономикой;

- с постиндустриальной экономикой;

- страны со смешанными укладами экономик;

- страны с экономикой знаний (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и другие).

Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

По уровню общего развития страны разделяют на следующие основные группы, которые дополнительно можно разделить на подгруппы.

Развитые страны - страны с высокотехнологичными и эффективными экономиками. К ним относятся в основном страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это США, Канада, развитые европейские страны, Япония, Новая Зеландия, Австралия и другие (табл.1.1)

В ОЭСР входят 34 развитых стран, число их постепенно растет за счет стран, удовлетворяющих требованиям ОЭСР.
Табл.1.1. Страны - члены ОЭСР.

Австралия (7                 июня1971)
Австрия
Бельгия
Великобритания
Венгрия (7                 мая1996)
Германия
Греция
Дания
Израиль (7                 сентября2010)
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Канада
Люксембург
Мексика (18                 мая1994)
Нидерланды
Новая                 Зеландия (29                 мая1973)
Норвегия
Польша (22                 ноября1996)
Португалия
Словакия (14                 декабря2000)
Словения (21                 июля2010)
США
Турция
Финляндия (28                 января1969)
Франция
Чехия (21                 декабря1995)
Чили (7                 мая2010)
Швейцария
Швеция
Эстония (3                 июня2010)
Южная                 Корея (12                 декабря1996)
Япония (28                 апреля1964)

Источник: Википедия.Страны, для которых не указана дата вступления в ОЭСР в табл. 1,1 - её члены с 1961 года.

К развитым странам относят в основном страны с постиндустриальным укладом экономики (развиты программное обеспечение, микроэлектроника, нанотехнологии, оптико-волоконные линии связи, компьютерные науки и техника, генная инженерия, системы связи, ядерная энергетика, энергосбережение, биотехнологии и др.).

Для развитых стран характерны преимущественно 4-5-е технологические уклады экономики (ТУЭ) и в некоторых передовых в науке странах - начало 6-го. Все они находятся в группе лидеров по ВВП на душу населения, качеству жизни, конкурентоспособности своих экономик, по доле инновационных организаций (60-80%) и доле наукоемкой продукции в экспорте и ВВП, а также по доле в ВВП составляющих HC (культуры, образования, медицины, науки).

Эти страны продвигаются к новому укладу экономики - экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной инновационной экономики.

Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в индустрии знаний - создании новейших технологий, развитии инновационных производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы.

Из Докладов ООН о развитии человека следует, что доля человеческого капитала в национальном богатстве в таких высоко развитых странах, как США, Швейцария, Германия, Япония, Финляндия и другие составляет до 80%.

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты.

Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.

Развивающиеся страны - страны с индустриальным укладом экономики. В литературе развивающиеся страны, ставящие своей задачей приблизиться в исторически короткие сроки по уровню развития к ведущим странам мира, называют странами с догоняющими экономиками.

В их число входили или еще входят "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Китай и некоторые другие страны Восточной Азии), некоторые латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика и др.), страны с переходными экономиками (Словения, Чехия и др.).

Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея вошли в число развитых стран по ВВП на душу населения, качеству жизни и доле производимой высокотехнологической продукции.

Достигли они своих успехов за счет опережающего развития образования, медицины, венчурного бизнеса и инновационного сектора экономики, науки, повышения качества жизни и подавления коррупции и преступности.

Заслуживает внимания, что три из них - страны с преимущественно китайским населением, что подтверждает высокое качество китайского человеческого капитала, базирующего на трудолюбии китайцев, на их созидательной ментальности.

Слаборазвитые страны - это наиболее бедные страны мира (в основном страны Центральной Африки, некоторые островные страны и др.).

Страны со смешанным укладом экономики - страны, в которых одновременно функционируют доиндустриальный и индустриальный уклады экономики (ряд африканских, азиатских и латиноамериканских стран).

Одним из основных показателей, по которому разделяются страны по группам, служит валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.

Международные рейтинги России достаточно объективно отражают уровень экономического развития, качество государственного управления, степень экономической свободы, отношения государства и бизнеса. Отражают производительность труда, качество жизни населения, перспективы роста экономики, ее конкурентоспособность, уровень коррупции и преступности и т.д.

Россия по численности населения - 9-я в мире (2011г.), по ВВП - 7-я (2011г.).

По ВВП на душу населения - 70-я (2011г.).

По расходам на здравоохранение - 170-я (2011г.).

По продолжительности жизни - 163-я (2011г., 66,5 лет).

По приросту населения - 219-я в мире (2011г., убывает).

По смертности - вторая в мире (16,03 на 1000 человек населения, 2011г.), на первом - ЮАР (17,23), на третьем - Украина (15,76).

По инвестициям в основной капитал в долях ВВП (21,1%) - 106 место (2011г.).

По уровню инфляции - 187 место в мире (2011г.).

Рейтинг по качеству жизни России (International Living) - 111-е место (2010г.).

В рейтинге экономической свободы (The Heritage Foundation) за 2012 год Россия на 144-м месте из 183-х (2011г. - 143 место).

Рейтинг по Индексу восприятия коррупции (Transparency International) России в 2011г. - 143-е место из 183-х.

Индекс взяточничества (Bribe Payers Index) этой же организации в 2011г. для экспортных компаний России за рубежом - первое место по международным взяткам.

В рейтинге стран по условиям ведения бизнеса Duing Business-2011, подготовленного Всемирным банком, Россия - 123-е в 2011г. (в 2010г. - 116 место из 183-х стран).

В рейтинге конкурентоспособности стран швейцарской бизнес-школы IMD за 2012г. Россия заняла 48-е место из 59, как и в

2011 году, ниже Китая (23-е место), Индии (35-е) , Бразилии (46-е), Казахстана (32-е место).

В рейтинге интегрального индекса прогресса (или регресса) для 101 стран российской консалтинговой компании ФБК просчитанном по семи ведущим международным индексам, Россия заняла 97-е место (2011г.).


1.3. Экономическая политика стран с догоняющими экономиками


Цели, задачи и стратегии, практические меры и инструменты экономической политики развивающейся стран формируются на базе опыта развитых стран мира, своих национальных особенностей и опыта успешных стран, догнавших передовые страны мира по ВВП на душу населения и качеству жизни (Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия, Ирландия, Тайвань).

Главным интенсивным фактором развития современной экономики с развитыми инновационном сектором и венчуром является человеческий капитал, включающий в качестве ядра знания, управленческую элиту и креативный класс из конкурентоспособных профессионалов.

Развитые страны копили свой национальный человеческий капитал веками, повышая со временем его качество.

Народы, сумевшие в прошлом сформировать прогрессивные и креативные религии, формирующие созидательную и законопослушную ментальность, в основе которой лежат пример и авторитет церковных служителей, трудолюбие, мобильность, воздержанность верующих, получили преимущество в процессах развития и сохраняют его до сих пор.

Сыграла свою прогрессивную роль и простота церковных обрядов, не подавляющая, а сближающая верующих (протестанты).

Одни конфессии способствовали развитию культуры, образования и науки, служители церкви сами проводили новые исследования, стимулировали появление изобретателей и инноваторов, другие - подавляли их.

В настоящее время определяющая роль религии ушла в прошлое, хотя и продолжает виртуально присутствовать внутри ментальности и культуры народов.

Достижения науки и высокие технологии ведущих в науке стран мира стали достоянием всех стран. И проблема лишь в том, что одни народы и их элиты способны усвоить накопленные мировым сообществом знания и использовать их на практике, а другие нет.

В условиях глобализации мировой экономики, в условиях поддержки развивающихся стран ведущими державами в их стремлении поднять качество жизни населения, развивать торговлю и промышленность несколько перечисленных выше стран догнали наиболее развитые страны мира и даже опередили их по ВВП на душу населения (Сингапур, Гонконг, Тайвань).

Исключение составляют агрессивные страны, отвергающие общемировые ценности, включая демократию и свободу, и, как правило, поддерживающие терроризм, мракобесие и несвободу.

Волнообразное развитие накопленных знаний, образования, культуры, науки, а с ними и человеческого капитала обуславливает научно-технические революции (в прошлом), волны инноваций и в целом циклическое развитие мировой экономики и мирового сообщества.

Развитие экономики и общества означает прогрессивное движение в своем развитии по ступеням новых технологических укладов экономики.

Именно специалисты, национальный креативный класс, а в целом накопленный национальный человеческий капитал, включая его высококачественный приток, является главным драйвером создания и развития инновационной экономики, эффективной экономики и повышения качества жизни населения.

Именно креативное ядро ЧК - ведущие ученые, венчуристы, преподаватели, управленцы, врачи и другие специалисты - генерирует инновации и формирует благоприятные условия для инновационного процесса и повышения конкурентоспособности экономики.

Поэтому главной задачей страны с догоняющей экономикой является задача опережающего роста величины и качества национального человеческого капитала. При этом, повтримся, необходимо иметь в виду постулат, введенный Лауреатом Нобелевской премии по экономике Саймоном Кузнецом, что при недостатке накопленного качественного HC попытка формирования следующего ТУЭ будет неудачной.
Поэтому не удивительно, что постиндустриальную экономику желают создать все развивающиеся страны и даже слаборазвитые страны, не имеющие конкурентоспособной индустриальной экономики, а удалось это только единицам.

Главные причины столь сильной избирательности попадания стран мира в число передовых стран с постиндустриальными экономиками - низкие качество и стоимость ЧК, низкое качество жизни, неразвитость гос. институтов, не обеспечивающих необходимые и достаточные условия для создания 5 и 6 технологических укладов экономики.

Все успешные в своем развитии страны с догоняющими экономиками начинали с опережающего развития составляющих национального человеческого капитала, с очищения его от отрицательной составляющей - с подавления коррупции и снижения преступности, там, где она была высокой.

Сингапур при получении независимости был бедной страной. Ему повезло с лидером, пришедшим к власти. Ли Куан Ю и его сторонники получили образование в Англии и опирались на ее поддержку, управленческие методы, знания и специалистов, знающих Сингапур и его народ.

Ли Куан Ю начал с подавления коррупции и разгрома ОПГ (триад, уничтожал и снижал отрицательную составляющую HC). Не щадил родственников и друзей. Малайцы, сопротивляющиеся реформам, в полиции были заменены преимущественно лояльными реформам китайцами (более 70% населения Сингапура).

Были укреплена правоохранительная система, прежде всего, за счет установления очень высокой зарплаты судьям и устранения из нее коррупционеров.

В 1960-1970-е годы была проведены реформы в системе образования, введены стандарты, в качестве обязательного - английский язык, сингапурские студенты за счет государства обучались в лучших университетах мира, затем возвращались домой в отличие от российских студентов и специалистов.

Ли Куан Ю при научной поддержке англичан удачно выбрал стратегию развития для небольшого островного государства, лишенного даже запасов песка и источников пресной воды.

Сингапур должен был по его плану стать мировым финансовым центром, производителем электронной продукции и высоких технологий и стал им.

Сингапур прошел свой оригинальный путь развития венчурного бизнеса и сектора инновационной экономики. Он осуществлял инвестиции в 1980-х годах в Селиконовую долину (после подавления коррупции, когда он уже стал одной из стран с самой низкой коррупцией). Прибыль там же реинвестировалась.

Постепенно у сингапурцев сложились с американскими венчурными предпринимателями и менеджерами прочные деловые и личные связи, которые высоко ценятся в научном и венчурном мире.

И венчурные предприниматели - опытные бизнес-ангелы пришли работать непосредственно в Сингапур к своим партнерам, где им создали прекрасные условия для жизни и труда.

В настоящее время Сингапур - один из мировых лидеров по ВВП на душу населения, качеству жизни, индексу экономической свободы, производству наукоемкой продукции и финансовой деятельности.

Другим примером создания эффективного государств на базе высококачественного HC с нуля является Израиль. После создания государства Израиль в нем сконцентрировалось много специалистов высокой квалификации, включая преподавателей университетов и ученых. Многие из них приехали из СССР.

Израиль выбрал в качестве приоритетов развития высококачественное образование, индустрию знаний, инновации, венчурный бизнес. И по величине и качеству его национального HC это были верные цели и задачи.

Успешные страны с догоняющими экономиками создавали у себя особо привлекательные условия для венчуристов - предпринимателей и менеджеров из США и других передовых стран.

Израиль путем софинансирования частных фондов и принятия части рисков на государство сумел сравнительно быстро привлечь иностранных венчурных инвесторов и менеджеров, перенять их опыт. При этом он посылал и своих граждан работать в Силиконовую долину. И они возвращались на родину с опытом и знаниями, а государство обеспечивало финансирование их работ и проектов.

Практически все страны мира из ОЭСР создавали свои системы венчурного бизнеса на основе опыта и в сотрудничестве со США.

На первом этапе создания венчурного бизнеса страны, желающие создать у себя венчурный бизнес, инвестировали свои средства в венчурный бизнес в США. Другого пути войти в этот бизнес, пройти его школу не было в то время.

Венчурный бизнес США был закрытой корпоративной системой, и попасть в него можно было только за большие деньги.

Так поступали инвесторы из Великобритании, Франции, Германии, Японии, Израиля, Сингапура и других стран. Средства вкладывались в партнерства и иные венчурные фонды и фирмы, а также в создание своих венчурных фирм на территории США.

Они должны были стать зародышами национальных венчурных систем. В свою очередь, фирмы США использовали новых партнеров для расширения экспорта своих инновационных продуктов в их страны.

Второй этап развития мирового венчурного бизнеса связан с процессом создания национальных венчурных систем в развитых странах на базе американского опыта и специалистов.

Более 100 венчурных фондов было создано в Великобритании, 40 - в Канаде (к 1986 году). В относительно короткие сроки создали свои национальные венчурные системы крупные европейские страны, Япония, Израиль, а также Сингапур, Финляндия и Ирландия.

Япония начала создавать венчурный бизнес одной из первых - с 1963 года следом за США. В этом процессе участвовали правительство, префектуры и банки. Образцом для подражания стал опыт США. В 1975 году правительство создало Центр венчурного предпринимательства, который стал инициатором изучения американского опыта и распространения его в Японии.

В настоящее время ускоренно создает собственный венчурный бизнес Китай, приглашая венчурных менеджеров китайского происхождения из США с сохранением или увеличением их доходов.

Создает венчурный бизнес схожим путем и Индия.

Как видим, появление эффективных национальных венчурных предпринимателей и менеджеров "собственного изготовления" в развивающейся стране в сравнительно короткие сроки маловероятно. Их выращивают с помощью "учителей" из развитых стран.

Государственные институты развитых стран, их экономики, научные основы и методология стратегического планирования служат базой и моделями для стран с догоняющими экономиками.

Отсюда следует необходимость в определенном повторении со своими национальными особенностями этапов развития передовых стран мира.

В части бытующего недоверия в российской элите и обществе к США и другим ведущим странам мира отметим, что специалисты из США подготовили программу восстановления экономики послевоенной Японии, бывшего своего врага, и помогли подготовить ей новую Конституцию. А затем способствовали ускоренному развитию японской экономики.

США способствовали также процессам развития Южной Кореи и Тайваня. Великобритания помогала в этом Сингапуру и Гонконгу.

Экономическая политика развитого государства преследует следующие основные важнейшие цели5:

- торжество закона и стабильные и равные правила для экономических агентов;

- повышение общей и частной безопасности граждан и бизнеса;

- повышение индекса экономической свободы и конкуренции;

- накопление, повышение производительности и качества человеческого капитала; замещение в национальном богатстве физического капитала человеческим капиталом;

- повышение качества жизни за счет новых инновационных продуктов и услуг (уровень жизни у них высокий давно);

- повышение инвестиционной привлекательности;

- приток человеческого и финансового капитала;

- низкую инфляцию и стабильные цены;

- развитие гражданского общества;

- умеренный рост ВВП на душу населения за счет сектора инновационной экономики, индустрии знаний и роста качества сферы услуг;

- экономическую эффективность производств, сферы услуг и ее повышение;

- низкую, в пределах международного стандарта безработицу;

- справедливое распределение доходов;

- общее следование принципу справедливости;

- социальную защищенность населения;

- сбалансированность и эффективность бюджетов;

- сбалансированность внутренней и международной торговли.


Для стран с догоняющими экономиками первичными и необходимыми являются торжество закона, конкуренция и высокий индекс экономической свободы в ее международном определении.

Подавление высокой коррупции и снижение преступности являются первоочередными проблемами, решение которых позволяет решать и другие проблемы, в частности, развивать экономическую свободу и повышать ее индекс в нынешнем международном определении. Все успешные страны с догоняющими экономиками в прошлом начали с этих проблем.

Торжество права и закона являются фундаментом эффективной рыночной экономики и роста индекса экономической свободы.

Высокая степень экономической свободы первична перед свободой политической, перед развитием демократии. Развитие последней неизбежно следует за повышением индекса экономической свободы, за ростом уровня и качества жизни населения, за постепенным формированием созидательного и конструктивного гражданского общества (ГО).

Важно, чтобы процесс формирования ГО и эффективной экономики шел эволюционным путем, без революций и потрясений. Что и доказывает положительный опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга и Китая.

Высокая коррупция и в паре с ней криминал в целом подавляют свободную конкуренцию, а с ней экономическую свободу и предпринимательский ресурс, тормозят формирование креативного и созидательного класса, обесценивают ценность образования и профессионализма, обесценивают знания, тормозят формирование сектора инновационной экономики, снижая стимулы для генерации инноваций. Подменяют процессы становления ГО его суррогатом.

В Сингапуре и в настоящее время демократия ограничена и сохраняется авторитарный режим при очень высоком индексе экономической свободы и уровне жизни.

Сингапур - на 5 месте по ВВП на душу населения (59900 долл), впереди только Катар и карликовые государства (Лихтенштейн, Катар, Люксембург и Бермуды).

По индексу экономической свободы Сингапур в 2012 году - на 2 месте после Гонконга. В рейтинге-2012 конкурентоспособности стран, составленном швейцарской исследовательской группой IMD - на 4 месте.

Торжество права и закона, экономическая свобода и конкуренция необходимы для формирования эффективной экономики с эффективным инновационным сектором.

Накопление человеческого капитала высокого качества и достаточной для развития его стоимости обеспечивает возможности создания конкурентоспособных образования, здравоохранения, науки, государственных институтов, инновационной системы и экономики в целом.

Базируется HC на ментальности и культуре. Чем трудолюбивей и законопослушней народ, те выше его успехи в созидании и создании постиндустриальной экономики.

Достижимость всех остальных целей экономической политики развивающей страны с догоняющей экономикой и, прежде всего, повышения уровня и качества жизни населения зависит от успешной реализации обсуждаемых проблем и задач.

Решение первых 4-х задач (или проблем) возможно только при наличии достаточно высокого уровня и качества человеческого капитала. И особенно, - эффективной управленческой элиты.

В развитых странах все перечисленные выше задачи и цели уже сравнительно давно решены и достигнуты, и между ними идет соперничество за лидерство по этим показателям, полезная для развития и здоровая конкуренция

Развивающаяся страна на пути формирования современной экономики в соответствии с современным вариантом теории линейных стадий должна пройти основные стадии развития стран с постиндустриальными экономиками6. Однако временную очередность этих стадий и их форму она может корректировать в зависимости от своих национальных особенностей и собственной парадигмы и стратегии развития.

Стратегия развития страны с переходной экономикой, особенно такой, как Россия, существенно отличается от стратегий обычных развивающих стран с рыночными экономиками. Переход от командной экономики к рыночной и формирование институтов рыночной экономики в стране без рыночных традиций, формирование гражданского общества без креативного класса требует нового теоретического осмысления.

В разных разделах этой книги будем подчеркивать, что под креативным классом понимается класс, обеспечивающий эффективные инновационные процессы в стране, а не средний класс в его обычном понимании.

Такой переход к рыночным отношениям, к экономической свободе требует для России новой парадигмы развития, требует новых практических подходов и инструментов для достижения приведенных выше целей.

На трансформационном этапе развития появляются и промежуточные цели и задачи, связанные с особенностями страны. И в трансформационный период промежуточные цели порой становятся главными, определяющими дальнейшее развитие, определяющими достижимость показателей и уровней развитых стран.

Например, Китай демонстрирует свою собственную, оригинальную в частностях стратегию развития на базе мирового опыта, свои собственные научные и практические подходы при разрешении возникающих проблем, которые носят глобальный характер из-за огромных размеров страны. Но для долгосрочного периода он поставил приведенные выше задачи и цели, которые уже решили и достигли развитые страны, включая страны с китайским населением.

В отличие от "азиатских тигров" Россия, сделав совершенно неподготовленную ускоренную попытку войти в рынок на базе стандартных предложений и рекомендаций экспертов мировых институтов и ведущих стран, вынужденно объявила дефолт в 1998 году и продолжила формирование рыночной экономики уже с худших условий. С потерявшей свои преимущества российской наукой и деградировавшей системой образования, с ухудшившимся здоровьем населения, с криминально-бюрократическим укладом экономики и т.д. А это все база российского человеческого капитала.Развивающимся странам для поддержания высоких темпов экономического роста приходится большую часть своего национального дохода направлять в инвестиции для развития производств.

В то же время развитые страны направляют основные инвестиции в развитие человеческого капитала, увеличивая свое интеллектуальное превосходство в науке и высоких технологиях, в HC.

Поэтому для страны с догоняющей экономикой встает проблема разрешения указанного противоречия. Необходимо, по крайней мере, не увеличивать разрыв в накопленном человеческом капитале с успешными развивающимися странами (конкурентами и партнерами), а также с развитыми странами (последнее весьма затруднительно).

И в то же время ускоренно развивать обычные производства при общем недостатке инвестиционных средств. И пока очень малому числу небольших стран удалось за последние 20 лет разрешить данную проблему (Финляндия, Ирландия, Сингапур и Тайвань).

Инвестиции не дают должной отдачи при низком уровне стартового человеческого капитала. HC определяет саму возможность выхода данной конкретной страны на траекторию устойчивого экономического роста и развития экономики и общества. И эта проблема для России является основной.

Развивающие страны вынуждены, экономя на социальных затратах, направлять основные инвестиции в развитие производств, т.е. в накопление физического капитала. Для этого они снижают налоговое бремя на бизнес, оставляя большую часть средств у предпринимателей ("азиатские тигры").

Это привлекает в страну иностранные инвестиции и вызывает мощные мультипликативные эффекты.

Налоговое бремя со стороны государства в РФ на бизнес постепенно снижается с 60% (первая половина 1990-х годов) до уровня порядка 35-40% ВВП в настоящее время.

Однако из-за коррупции и криминализации экономики и государства налоговая нагрузка на бизнес составляет только часть общего бремени поборов с бизнеса. Поэтому, не смотря на все усилия государства, малый и средний бизнес, если судить по вкладу в ВВП, растет очень медленно.

Выделим основные приоритеты для развивающихся стран, ставящих своей целью в исторически короткие сроки приблизиться по уровню и качеству жизни к передовым странам мира:

- сильная власть, способная реформировать и развивать экономику, способная осуществлять непопулярные реформы и меры;

- высокий уровень и качество стартового человеческого капитала, достаточные для эффективного управления страной, регионами, внедрения современных высоких технологий в производства и т.д.;

- высокие инвестиции в долях ВВП (до 40% ВВП);

- доступ к новым технологиям;

- опережающий рост экономической свободы;

- рост уровня и качества жизни населения, обеспечивающий поддержку реформ населением;

- идеологическое обеспечение реформ, в том числе, использование политики небольших, но осязаемых населением успехов в части повышения уровня и качества его жизни.

Теория и практика человеческого капитала считалась в СССР буржуазной и вредной для социализма, ее нещадно критиковали. И это сказывается на ее восприятии, развитии и использовании в России до сих пор. И мешает повышению инвестиций в культуру, образование, медицину, науку, в качество жизни населения и обустройство страны.

В России до сих пор бытует у чиновников советское, пренебрежительное отношение к людям, к специалистам, как лишь к средству достижения неких клановых, идеологических или временных пиарных целей.

Лить бы рельсы, да делать гвозди из этих людей, да еще трудиться на военные расходы, вместо того, чтобы озаботиться ростом качества их жизни и обустройством России.

Переход России к рыночным отношениям сопровождался низким уровнем его научного обеспечения, переоценкой положительных качеств национального человеческого капитала, фатальными ошибками, что привело к новым тяжким испытаниям для российского народа.

Ошибки и непрофессионализм управления страной привели к глубокому морально-нравственному кризису, к нарушению принципа справедливости во время приватизации, к длительному снижению уровня и качества жизни, к разгулу коррупции и преступности, к ухудшению здоровья и к снижению продолжительности жизни (советский показатель - 70 лет так не достигнут до сих пор).

Для России первичной проблемой является не игра в догонялки других стран по советскому образцу или никчемное псевдо державное соперничество за цели, чуждые российскому народу, а обустройство страны, повышение качества жизни населения, включая снижение коррупции и преступности. И повышение качества всех составляющих человеческого капитала на всех уровнях.

1 Красникова Е.В. Экономика переходного периода. - Учебник. - М.: Омега. - 2006. - С.341; Корчагин Ю.А. Учебное пособие. - Особенности экономики переходного периода в России. - Воронеж: ВЭПИ, 2001; Корчагин Ю.А. Монография. - Экономика России и регионов при переходе к рынку. - Воронеж: ВЭПИ, 200; Корчагин Ю.А.

2 Кудров В.М. Мировая экономика. - М. - Бек, 1999.

3Кудров В., Тремль В. Достоинства и недостатки западной экономической советологии // ВЭ.. - 2000. - N 11. - С.64-78.

4 Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - С. 38,

5 Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6 Корчагин Ю.А. Экономика России и регионов при переходе к рынку. - Воронеж: ВЭПИ, 2002.



Док. 655490
Перв. публик.: 24.10.12
Последн. ред.: 31.10.12
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``