В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Никаких привилегий ни для кого нет` Назад
`Никаких привилегий ни для кого нет`
Соавтор новой стратегии нацполитики рассказал, зачем статус русского народа поменяли с "государствообразующего" на "объединяющий"
Рамазан Абдулатипов: Если же мы по отношению к одному пусть и доминирующему народу введем формулировку "государствообразующий", придется менять Главный закон страны    
"Каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ - хакасы, в Чечне - чеченцы и т. д.", - так объяснил газете ВЗГЛЯД один из аспектов разработанной концепции национальной политики ее соавтор, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов.

Первый за много лет фундаментальный документ, касающийся национальной политики, который, скорее всего, уже в декабре 2012 года будет подписан президентом Владимиром Путиным, уже вызвал массу вопросов и широкое обсуждение.

Напомним, что проект стратегии государственной национальной политики попал на страницы СМИ тогда, когда стало известно, что авторы впервые выделяют особую роль русского народа в образовании государства.

Впрочем, в новой редакции документ все же корректней, чем предлагали прежние авторы, по крайней мере в нем нет неоднозначных формулировок. Из документа убраны вызвавшие критику, особенно в национальных республиках, слова о "государствообразующей роли русского народа". Теперь эта фраза звучит так: "Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация".

В частности, как рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД соавтор стратегии, член рабочей группой Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, экс-министр национальной политики РФ Рамазан Абдулатипов, новая нацстратегия деликатней, чем была в СССР, но конкретней по отношению к "доминирующему русскому народу", чем в РФ 1990-2000-х.

ВЗГЛЯД: Рамазан Гаджимурадович, предполагает ли документ какие-то практические советы или рецепты по решению насущных проблем национального характера в России?

Рамазан Абдулатипов: Конечно, предполагает. Стратегия госнацполитики - это целая серия разного рода мер, разделенных по разным сферам. В сфере культуры, например, это меры по формированию культурной идентичности граждан российского государства при сохранении традиций и обычаев входящих в него народов. В образовании это изучение культуры народов, налаживание культуры мирного общения между этими народами. В правовой сфере это разработка соответствующих законодательных актов, которые будут регулировать межнациональные отношения внутри одного государства. Это, например, закон о недопущении со стороны чиновников, депутатов и других высокопоставленных лиц заявлений, способных ухудшить межнациональные отношения.

Стратегия государственной нацполитики - это фундаментальный документ, который охватывает много сфер и предлагает массу конкретных рецептов.

ВЗГЛЯД: Под какую именно критику пришлось подстраиваться, меняя формулировку "государствообразующая роль русского народа" на более мягкий вариант?

Р. А.: Мы не меняли суть этого тезиса, а внесли уточнение. Никто не отрицает, что русский народ формировал российскую государственность, мы все говорим по-русски, нас соединяет русская культура. Более того, при подготовке стратегии мы взяли некоторые определения из статьи Владимира Путина, где говорится, что наше государство-цивилизация формировалось на русском коде.

Но при всем при этом нужно понимать, что ни один даже самый доминирующий народ не может единолично образовывать современную Российскую Федерацию. Да и в Конституции прописано, что мы многонациональный народ. Если же мы по отношению к одному пусть и доминирующему народу введем формулировку "государствообразующий", придется менять Главный закон страны.

Кроме того, в этом случае каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ - хакасы, в Чечне - чеченцы и т. д.

ВЗГЛЯД: В документе говорится, что на общегражданской идентичности россиян сказываются "негативные факторы, обусловленные советской национальной политикой, ослаблением государственности в 1990-е годы". Какие именно упущения были в советской нацполитике? Вроде тогда все были советскими гражданами, была дружба народов?

Р. А.: Если вы спросите об этом разных людей, получите разные ответы. СССР дал очень многое народам, которые в него входили. Одна только Декларация прав народов от 1917 года - документ, до которого Европа шла еще лет 30-40.

Но было много, на мой взгляд, плохого. Переселение народов с их исконных территорий, борьба с национальными обычаями. И это негативные факторы, т. к. каждый народ, входящий в состав Российского государства, имеет свою историю нахождения в нем, у каждого народа свое самоощущение, бороться с которым не стоит. Попытка подавить его негативно отразится на общегражданской идентичности, ведь общая национальная стратегия - это не ущемление прав одних в угоду другим, а наоборот, появление объединяющих смыслов, общих ценностей.

ВЗГЛЯД: В документе говорится, что задачи госнацполитики должны учитываться при формировании бюджетов и документов стратегического планирования. Не могли бы вы пояснить, что это значит?

Р. А.: В нынешнем виде национальные вопросы преимущественно сводятся исключительно к разговорам. Но от пустых слов необходимо уходить, если мы провозглашаем создание полноценной стратегии национальной политики.

Во-первых, нужно четко определить, какие меры будут приняты, что мы будем понимать под государственной национальной политикой. Во-вторых, дать правовые механизмы в виде законов. И в-третьих, обеспечить все это финансовыми, бюджетными ресурсами для исполнения стратегии.

И сейчас регионы выделяют деньги на реализацию национальной стратегии: Москва, Татарстан, Оренбургская область, Томская область и многие другие.

ВЗГЛЯД: На что же выделяются деньги, если документ еще не готов?

Р. А.: Пока действует концепция госнацполитики от 1996 года. Ее регионы и выполняют. Но мы считаем этот документ устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Новая стратегия госнацполитики станет качественно более эффективной.

ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, нужны ли какие-то изменения в статусе национальных республик? Не должна ли РФ стать страной с сугубо административным делением внутри?

Р. А.: Статусы у всех субъектов России одинаковые. Разговоры о том, что это не так, - стереотип, который, к сожалению, распространяют многие политики и журналисты. Якобы национальные республики имеют особый статус. В статье 5 Конституции РФ, которую я лично писал своей рукой, четко обозначено, что все субъекты РФ равны между собой. Никаких привилегий ни для кого нет.

ВЗГЛЯД: Но кто-то называет себя республикой, кто-то - областью. Может, всем выбрать единообразный стиль?

Р. А.: Послушайте, Дагестану - много тысяч лет, городу Дербент - 5 тысяч лет. Татарстану - больше 1000 лет. Это их исторические названия, отражающие их историю, которая началась задолго до того, как они вошли в состав России. Это история, не стоит пытаться ее изменить.

Текст: Александр Божедомский

http://www.vz.ru/politics/2012/10/23/603696.html

Док. 655473
Опублик.: 23.10.12
Число обращений: 0

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``