Группа православных активистов провела демонстрацию с кирпичом по территории Музея эротического искусства на Арбате. Акция прошла без столкновений. Тем не менее администратор музея убежала с рабочего места, опасаясь за свою жизнь. Так следует из обращения в правоохранительные органы директора Музея Александра Донского
Это уже не первое событие, указывающее на активизацию молодежных религиозных группировок. В прессе сообщалось о действиях православных дружин, вызвавших критику у их оппонентов. В этом контексте важно понять настроения россиян в свете мировых тенденций в вопросе взаимоотношений религии и государства.
- Православные активисты напали на музей эротического искусства в Москве
Последние социологические опросы в России показывают, что большинство россиян осуждают нашумевшую выходку в храме группы панкистов. По данным недавно проведенного ВЦИОМ опроса общественного мнения, 34 процента опрошенных считают акцию Pussy Riot хулиганством, еще 24 процента респондентов сочли ее "святотатством", сообщает газета "Коммерсантъ".
Еще 7 процентов опрошенных заявили, что считают панк-молебен "экстремизмом, разжиганием вражды и неприязни к православным верующим и священнослужителям", тогда как в апреле таких ответов было 4 процента. Всего 11 процентов считают эту акцию политической, а 15 процентов не слышали о ней вовсе.
В этом контексте можно услышать голоса о якобы постепенном превращении России в "хомейнисткое" государство. Однако такой взгляд не подтверждается никакими серьезными исследованиями.
Полтора года назад был проведен опрос Фондом "Общественное мнение" (ФОМ), и он показал, что 82 процента россиян называют себя верующими и только 13 процентов признаются в полном безверии. На этом основании в газетных заголовках Россия была представлена самой религиозной страной в Европе.
Но при более подробном разборе общественных настроений мы обнаружим, что не более 3-4 процентов россиян можно назвать "воцерковленными" и что общая декларация о веровании в нечто сверхъестественное не находит никакого выражения в реальной жизни подавляющего большинства людей.
Этот феномен объяснил Роман Лункин, автор первого "Атласа религий России": "Миф о 80-90 процентах православных в нашей стране - это только один из аспектов общего поверхностного взгляда на религиозные процессы. По нашим подсчетам, число православных в России в два раза меньше - в среднем по субъектам РФ 40 процентов. При этом только 5 процентов из них отметили, что являются прихожанами конкретной общины и регулярно посещают церковь".
Согласно опубликованному недавно исследованию "Института Гэллапа" о религиозности в мире, число верующих в мире сокращается, и это касается также России. Но если во Франции количество верующих уменьшилось на 20 процентов по сравнению c 2005 годом, в США - на 13 процентов, то в России сокращение невелико - всего на 2 процента. Тем не менее Россия вписывается в общемировые тенденции секуляризации.
Вопреки принятым представлениям, приверженность религии падает даже в таких странах как Иран. Достаточно сказать, что средняя иранская семья не дотягивает даже до двух детей, отставая по показателям рождаемости от США. Неизменно высокие показатели веры в сверхъестественное мы прослеживаем в Гане, Нигерии и многих других странах африканского континента. Во всех же цивилизованных странах, включая Россию, прослеживается тенденция секуляризации.
Исключение составляет Израиль, где уже не первый раз большинство первоклассников идут в религиозные школы. Согласно результатам исследования, проведенного недавно израильским Институтом демократии, 80 процентов израильтян считают себя верующими, 69 % верят в божественное происхождение Торы и ее заповедей. Не менее тридцати процентов израильтян соблюдают заповеди сообразно ортодоксальным требованиям. Они являются аналогом того, что в России называют "воцерковленными".
Интересно заметить, что при очевидном усилении религиозного фактора во всех сферах жизни, уровень толерантности в Израиле чрезвычайно высок. Конфликты между религиозным и светским населением Израиля незначительны в отличие от того, что мы наблюдали еще двадцать-тридцать лет назад, когда пассионарное религиозное меньшинство боролось за свои права.
Нынешний конфликт в России усугубляется тем, что как верующие, так и их воинственные противники считают, что "их прижали к стенке". Если власть заинтересована в снятии напряжения, она должна вернуть людям чувство защищенности от кощунства и равенства перед законом.
http://rus.ruvr.ru/2012_08_31/Vetri-religii-v-Rossii-i-v-mire/