В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Легко обо мне подумай... К 120-летию Марины Цветаевой Назад
Легко обо мне подумай... К 120-летию Марины Цветаевой

Легко обо мне подумай... К 120-летию Марины ЦветаевойАвтор: Татьяна Кириллина

Как известно, по каноническим правилам Православной Церкви самоубийц хоронят без церковного отпевания, по ним не служат панихиды. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой, в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине - с благословения ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по ходатайству тогда диакона, а ныне протодиакона Андрея Кураева. Известный писатель и богослов высоко ценит творчество Марины Цветаевой и категорически не согласен с осуждающим отношением к ее личности и судьбе.

БОРОЛИСЬ ПРОМЫСЕЛ И ПРОИЗВОЛ

- Отец Андрей, как Вы пришли к мысли, что необходима панихида по Марине Цветаевой?
- Тогда, в связи с близящейся датой, возник вопрос о церковном отношении к ее личности. Марина Цветаева - мой любимый русский поэт, она удивительно владела словом, могла снять с самого избитого слова потертость и обнажить его смысл: "Рас-стояние - версты, мили,/Нас рас-ставили, рас-садили...>> Мне дорога ни с чем не сравнимая исповедальность, открытость ее больной души. Она не пропагандирует грех, она просто рассказывает о том, что с ней происходило: "И ты поймешь, как страстно день и ночь/Боролись Промысел и Произвол/В ворочающей жернова - груди". В отличие от нас, Цветаева исповедовалась не наедине, а перед всем миром. В ее строках постоянная память о Боге, о Божией правде, и это для меня было очень важно в период моего собственного поиска.

- Сложно ли было добиться благословения Святейшего Патриарха Алексия II на панихиду?
- Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу, об условиях ее не-жизни там - это было скорее доведение до самоубийства. Когда я все это изложил покойному патриарху Алексию II, меня удивила легкость его решения: без подробных расспросов, взвешиваний, - его решение было сердечно-интуитивным. Важно заметить, что факт панихиды по Марине Цветаевой не стал поводом для скандалов, никто не "жаловался".

ТАК ДАЛЕКО ДО НЕБА...

- Тем не менее, у Цветаевой часто встречаются строчки почти богоборческие. Например: "нежной рукой отведя нецелованный крест". Почему нецелованный? Или: в стихотворении, написанном на смерть Эриха Марии Рильке, она с пренебрежением говорит о выражении "в месте злачнем"...
- Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом. То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях: их личный опыт веры, в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.

- Биографии писателей и поэтов обычно - отнюдь не жития святых, и Марина Цветаева не исключение. В период "массового воцерковления" в 1990-х многие неофиты стали осуждать Цветаеву - и за самоубийство, и за некоторые другие факты биографии...
- Думаю, об "отношении православных к Марине Цветаевой" говорить не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают. Она - элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить, что православные всегда готовы всех осуждать. Мы при случае любим цитировать Евангелие: "не судите, да не судимы будете", но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем. Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт в биографии писателя? Относиться по-христиански: не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.

ПОРА ГАСИТЬ ФОНАРЬ НАДДВЕРНЫЙ...

- Как Вы думаете, почему так распространился культ самоубийства в художественной и литературной среде начиная с романтической традиции?
- Думаю, художественная среда здесь ни при чем. Это общий закон: чем более цивилизовано общество, тем больший процент самоубийств.

- Общеизвестно, что самоубийц не отпевают. Однако есть исключения: когда фактическое само-убийство таковым не считается. Каковы они?
- Психическая неуравновешенность, аффективное поведение (это как раз пункт, под который подпадает самоубийство Марины Цветаевой). Но и принятое в здравом уме и твердой памяти решение лишить себя жизни не всегда осуждается Церковью - такой человек даже может быть причислен к лику святых. Известны случаи, когда девы-христианки бросались с крепостных стен, чтобы не стать жертвами насилия варваров, и становились святыми мученицами. В условиях войны отношение к самоубийству пересматривается: подвиги Матросова и Гастелло - формально самоубийство, но никто их самоубийцами не считает. Но не всякое лишение себя жизни на войне - подвиг. Генерал Александр Руцкой, бывший вице-президент России, при мне рассказывал Патриарху Алексию II, как в Афганистане был окружен моджахедами и хотел последнюю пулю потратить на себя. В этот момент ему явилась Божия Матерь и сказала не делать этого.

- Могут ли миряне молиться за самоубийц?
- Могут молиться, не призывая Церковь, то есть не подавая записки, не заказывая службы. Можно молиться и дома, и в храме: "Господи, прости им этот грех".

- Цветаева посвятила целый цикл стихотворений самоубийце Маяковскому и фактически осуждала его поступок: "Много храмов разрушил, а этот - ценней всего". Как Вы думаете, почему же и вера, и неприятие самоубийства ее не остановили?
- Пока у самого человека не болит, ему кажется, что все просто. И ей тоже так казалось... Тем, кто сейчас осуждает Цветаеву, хочу сказать: из состояния собственного духовного покоя не следует осуждать никого. Однажды человек, который осуждает, сам может оказаться в такой же ситуации - причем именно за то, что осуждал.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. В 1910-м опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов. Двумя годами позже - второй. В январе 1912-го вышла замуж за Сергея Эфрона, родила дочь Ариадну. В 1913 году выходит третий сборник - "Из двух книг". В 1917 году родилась дочь Ирина. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми: Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии, в возрасте трех лет умерла младшая дочь. В эти годы появился цикл стихов "Лебединый стан", проникнутый сочувствием к белому движению. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу. В Чехии написаны знаменитые "Поэма горы" и "Поэма конца". В 1925 году, после рождения сына Георгия, семья перебралась в Париж. С 1930-х Цветаева с семьей жила практически в нищете. Большинство из созданного поэтессой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1937-м выехала в Москву Ариадна, позже из Франции бежал Эфрон, оказавшийся замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью.

Первым ударом, который ждал Марину Цветаеву на родине, было известие, что ее сестра Анастасия арестована - муж и дочь скрыли от нее этот факт. Вскоре и Сергей Эфрон, и Ариадна были арестованы по обвинению в "шпионаже".

У Цветаевой не было никакой надежды на публикацию своих произведений, единственным видом заработка по возвращении были переводы.

Но война положила конец и этому источнику существования. 8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном уехала вместе с несколькими писателями в эвакуацию в городок Елабугу на Каме. Если в Москве Цветаева могла наводить справки, приносить в тюрьму передачи, то в эвакуации связь с мужем и дочерью была полностью утеряна. Нищета, полная неустроенность, к тому же - постоянные конфликты с сыном, причиной которых был не только переходный возраст Георгия, но и то, что он не мог "простить родителям обмана" - ему обещали в СССР райскую жизнь...

В Чистополе, где поживало большинство эвакуированных литераторов, Марина Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: "В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года". Это не было бравадой: пайка Цветаевой не полагалось, они с сыном жили впроголодь. 28 августа она вернулась в Елабугу из Чистополя, 31 августа 1941 года квартирная хозяйка Цветаевой обнаружила ее повесившейся.

Перед смертью Марина Ивановна написала три записки: тем, кто будет ее хоронить, знакомым Асеевым с просьбой взять к себе ее сына Георгия (они находились в эвакуации в Чистополе) и сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик"...

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Проводить ее никто не пришел, кладбищенские книги в то время не велись, поэтому точное расположение могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.
http://www.aquaviva.ru/journal/?jid=24380

Док. 655017
Перв. публик.: 10.10.12
Последн. ред.: 15.10.12
Число обращений: 0

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``