В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сибирь и демография Назад
Сибирь и демография
Размышления руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по НСО, доктора экономических наук по поводу предварительных итогов Всероссийской переписи населения-2010 в ответах журналу "СДС"

- Александр Андреевич, каковы основные демографические процессы в Сибири за последние 10-20 лет?
- Весь двадцатилетний период в Сибири, как и в России в целом, наблюдался процесс депопуляции, при котором смертность превышала рождаемость. В тысячелетней истории России еще можно отыскать подобные временные аналоги, обусловленные войнами и эпидемиями, но для Сибири это впервые за все время статистических наблюдений за населением (около 300 лет). И если по поводу причин низкой рождаемости можно спорить - о роли и удельном весе таких факторов, как исторические предпосылки, цивилизационный тренд и реформы, то по поводу сверхсмертности ответ очевиден. Она полностью обусловлена распадом СССР и управленческими воздействиями, которые в нашей стране до сих пор принято называть рыночными реформами и демократическим управлением. Свалить это на происки товарища Сталина, менталитет русского народа, закономерности капитализма или цивилизационные тенденции невозможно.
В отдельные годы превышение смертности над рождаемостью по России в целом достигало 1,4 млн человек, по СФО - 100 тысяч человек, по Новосибирской области - 15 тысяч человек. В последние пять лет это "сальдо" стало уменьшаться за счет снижения смертности и роста рождаемости, но все годы продолжало оставаться отрицательным.
Анализ миграционных потоков позволяет сделать неутешительный вывод: впервые со времен освоения Сибири русскими (поход Ермака в 1582 г., т. е. 430 лет) доминирующий вектор миграции (с запада на восток) развернулся на противоположный. За 8 лет население СФО сократилось на 4 % (в абсолютном выражении на 808,6 тыс. человек). Сейчас в регионах СФО проживает 19254,3 тыс. чел., что соответствует уровню 1979 года.
Качественное состояние еще хуже. Одной из ключевых характеристик в демографии является возрастная структура. Сейчас она значительно проблематичнее, чем 30 лет назад. Количество вступающих в трудоспособный возраст в два раза меньше, чем число лиц, выходящих на пенсию. Конфликт поколений очевиден, и выхода из него не видно, особенно если принять во внимание, что пенсионные накопления целого поколения советских людей бесследно исчезли в 1992 году. Еще одной особенностью Сибири в последние 20 лет является более низкая продолжительность жизни - на два года ниже средней по России. Это огромная разница, и она обусловлена утратой многих пре-
имуществ, в первую очередь снижением уровня доходов населения.
- Продолжится ли сокращение населения Сибири в ближайшей перспективе?
- Прогнозы - дело неблагодарное. Тем более что чем нестабильнее ситуация, тем больше вероятность наступления событий, которые от нас вообще не зависят. Одним из самых значимых факторов, влияющих на рождаемость, является количество женщин активного детородного возраста (20-29 лет). В Новосибирской области максимальное значение этой когорты пришлось на 2010 год и составило 238,7 тысяч человек.

Изменение Численности населения между переписями
по СФО
(общий прирост, убыль населения)


Падение численности женщин детородного периода уже началось, и оно будет продолжаться с очень высоким темпом (5-15 % в год) около 12 лет. Нижняя точка, согласно имеющимся прогнозам, приходится на 2023 год и оценивается в 123 тысяч человек, то есть почти вдвое ниже, чем сейчас.
Повышение коэффициента рождаемости - это очень сложная интегральная задача. Пока не видно экономических и прочих предпосылок, почему бы это произошло в обозримой перспективе. Как заявил в одном из своих интервью большой знаток механизмов распределения национального богатства Е. Ясин, "...таких доходов от продажи нефти, как в 2000-е годы, у нас больше не будет никогда, об этом надо забыть". Других же источников, сопоставимых по масштабам, за годы реформ не создано. Более того, количество бюджетных дыр все увеличивается.
Если же говорить о снижении смертности, то здесь задача более эластичная по отношению к конкретным управленческим решениям. Добиться того, чтобы мужчины жили хотя бы столько, сколько 40 лет назад в Советском Союзе, вполне решаемая задача даже для эффективных менеджеров. Например, возьмите опыт такой небогатой европейской страны, как Испания, где пенсионеры получают все лекарства бесплатно, а остальные граждане страны - за 40 % их стоимости. И смертность сразу упадет.

Динамика Численности населения России
и СФО в 1926-2010 гг., млн Чел.
(по данным переписей населения)


Откажитесь от навязанной России в начале 90-х американской коммерческой модели страховой медицины, признанной худшей в мире, от которой отказываются сами американцы, а для России с ее низкими доходами и коррупцией, просто убийственной. И произойдет резкое снижение смертности.
Спросите у населения, что для него предпочтительнее - Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу или бассейн в каждом микрорайоне, который можно построить за те же деньги? Ответ очевиден, но пока о подобных разумных приоритетах социально-демографической политики население может только мечтать.
Что касается миграции, то при более низких доходах и качестве жизни населения в СФО, а также при ухудшении структуры занятости сальдо миграции с западными районами России и странами дальнего зарубежья будет по-прежнему отрицательным. Можно, конечно, продолжать наводнять Сибирь выходами из Средней Азии, Кавказа и Китая. Но даже с экономической точки зрения таджик, который "с лопатой по двору кружит", - далеко не лучшая замена уезжающей из региона научной молодежи и инженерно-технической интеллигенции.
С социально-этнической точки зрения такое попустительство в миграционной политике еще более опасно. При определенной концентрации упомянутых выше этнических групп регион станет не совсем российским или совсем не российским.
Уместно вспомнить, что заинтересованным силам удалось развалить СССР, когда доля государствообразующего - русского этноса - в общей численности населения упала до 50 %. В современной же ситуации, когда, в отличие от СССР, все продается и покупается, а деньги и собственность распределены между этническими группами крайне неравномерно, не надо стремиться и к 50 %. Это произойдет значительно раньше.
Многие государства и представляющие их элиты это прекрасно понимают и действуют соответствующим образом. Например, Китай за 4 тысячи лет своего существования не опускает долю государствообразующего этноса (китайцев) ниже 94 %.
С учетом приведенных выше аргументов есть все основания предполагать, что в ближайшие годы население Сибири будет снижаться.
- Может ли это негативно повлиять на планы экономического развития регионов СФО?
- Это зависит от того, что понимать под планами. Например, самый крупный инвестиционный проект на Дальнем Востоке за весь постсоветский период - "Сахалин-2" (до него "Сахалин-1"). В пиковый период на строительстве было занято около 9 тысяч работников, из которых половина - иностранцы, нанятые по срочным контрактам. Аналогичная ситуация по "трубным проектам" и по подготовке саммита на ост-рове Русском. Их доля в общих инвестициях региона велика, а доля в занятости очень мала, да выгодополучатели от проекта находятся за пределами региона. Иными словами, инициаторы этих и подобных им проектов особой нужды в местном населении не испытывают.
Если исходить из анализа фактической динамики социально-экономических процессов в Сибири, а не из текстов декларативных документов, которые никто не собирается выполнять, то можно отметить следующие тревожные моменты:

в Сибири очень высок уровень безработицы (особенно структурной), а в некоторых регионах (Тува и др.) она просто катастрофическая;
в силу усиления моноспециализации и других процессов происходит дальнейшая деградация сибирского села при видимой нехватке рабочих рук, "лишних людей" становится все больше;
малые города, поселки, моногорода, райцентры в основной своей массе находятся в депрессивном состоянии. Относительную занятость там удается поддерживать за счет искусственно раздутого количества чиновничьих рабочих мест и бюджетной сферы;
количество дотационных и глубоко дотационных муниципальных образований и субъектов федерации (целиком) очень велико и продолжает увеличиваться. Иными словами, чем больше суетятся и реформируются, тем больше убытков приносят.
Если исходить из предположения, что отмеченные тенденции являются следствием реализации неких продуманных планов, то можно сделать следующий вывод: снижение численности населения таким планам не мешает, наоборот, является их составной частью.
Конечно, национальные интересы страны предполагают сохранение Сибири в составе России и ее устойчивое комплексное (а не фрагментарное) развитие. Для этого численность проживающего здесь населения должна быть не сокращена, а увеличена, и оно должно быть эффективно занято. Данное утверждение настольно очевидно, что со времен М. В. Ломоносова приобрело аксиоматический характер. Но в рамках сформированных в последние 20 лет норм и правил и целевых установок эта аксиома не действует.
- Способно ли государство преломить негативные тенденции в демографической ситуации в Сибири?
- Демографические процессы очень инерционны. Поэтому быстрых успехов ожидать трудно. Хотя истории известны примеры и импульсного улучшения ситуации на фоне негативного тренда. Например, после победы в Сталинградской битве в СССР заметно выросла рождаемость. Хотя впереди было еще два года войны, гибель миллионов мужчин, тяжелейших страданий и ухудшения уровня жизни. Но миллионы людей, в первую очередь женщины, поняли, что у их детей будет Родина, а не оккупационный режим.
Довольно распространенным является мнение, что естественное движение населения (как смертность, так и рождаемость) является в большей степенью функцией этики и морали, чем функцией экономики. Хотя для современной России с ее проблемами и контрастами экономическая составляющая является очень значимой.
Государство как никакой другой институт способно влиять на демографические процессы, причем как в худшую, так и в лучшую стороны. Например, за годы царствования Николая II, несмотря на его слабость, войны 1905, 1914-1916 гг. и революции, население империи увеличилось на 6 миллионов человек.
В годы Сталинского режима произошло резкое сокращение рождаемости, был осуществлен так называемый первый демографический переход - от многодетной семьи к преимущественно двухдетной. Но при этом смертность резко снизилась, продолжительность жизни резко возросла - была создана передовая система охраны здоровья, система пенсионного обеспечения.
В Брежневский период государство боролось за повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. И добилось немалых успехов.
Демографические процессы постсоветского периода, особенно в 1992-2005 гг., приобрели такие угрожающие параметры, что позволили не только оппозиционным политикам, но и крупным ученым (например, академику РАН С. Ю. Глазьеву) выпускать книги с характерным названием "Геноцид русского народа".
Во всех перечисленных случаях речь идет о государстве как институте, но с совершенно разным содержанием социально-демографической и экономической политики.
Если обратиться к 430-летней истории освоения русскими Сибири, то можно сделать следующий вывод: основной инструмент ускоренного освоения Сибири - это активная миграционная (внутренняя) политика, увязанная с целенаправленным развитием и размещением производительных сил.

Наталья СЕКРЕТ

http://www.sovetdirectorov.info

N7-8(70-71) Август 2011

Док. 654993
Перв. публик.: 09.08.11
Последн. ред.: 09.10.12
Число обращений: 0

  • Секрет Наталья

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``