В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Галина Широкалова: Чувства верующих как объект политической спекуляции Назад
Галина Широкалова: Чувства верующих как объект политической спекуляции
26 сентября 2012 года в Государственную думу был внесен законопроект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний. Инициаторами законопроекта выступили все депутатские фракции Госдумы. Из Заявления Государственной Думы "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации" следует, что причиной обращения к этой теме стали участившиеся "случаи оскорбления религиозных чувств граждан, в том числе сопряженные с насилием", ведущие к разрушению "многовековых духовно-нравственных основ России", дискредитации "традиционных ценностей", "возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны".

С моей точки зрения, Pussy Riot заслуживают наказания за акцию в храме Христа Спасителя, как и за то, что вытворяли в Зоологическом музее, суде и магазине. Более того, если бы за первые акции они были бы привлечены к должной ответственности, все этим бы и закончилось. Но безнаказанность - лучший провокатор. Примечательно, что общественное мнение, а вслед и Дума, оставили без внимания первые события. Следовательно, вешать людей в магазинах и сношаться в музеях можно. Но эти поступки не менее важны, поскольку оскорбляют нравственные чувства не только православных. А для других? Закономерен вопрос: каковы критериальные признаки оскорбления? И почему религиозное оскорбление значимей оскорбления традиционных моральных норм? Кстати, заступаясь за девиц, защитники мотивировали тем, что дома их ждут дети. Но, если отсутствие сока в холодильнике достаточное основание для изъятия ребенка из семьи в связи с низким уровнем дохода, то почему присутствие дома такой мамы, для него благо?

Но вернемся к вопросу о признаках оскорбления. И вновь рассмотрим ситуацию на примере Нижегородского колокола, освященного 1 августа 2012г. Патриархом Кириллом. В течение нескольких лет шел всенародный сбор средств на колокол в честь 400-летия освобождения Москвы от поляков в 1612г. Но упоминания, что он отлит на народные деньги на колоколе и в честь столь значимого события нет.
На голове колокола, вместо орнаментальных поясков и надписей есть портреты. Лики, а тем более имена, не видны даже сейчас, когда он еще не поднят на звонницу. Зато на тулове колокола большие портреты нижегородцев по происхождению: патриарха Никона (уроженец села Вельдеманово) и патриарха Сергия (г. Арзамас), а также патриарха Алексия Второго и действующего патриарха Кирилла. Но почему нет священномученика патриарха Гермогена, прославленного в 1913г.? Напомню: за несгибаемую позицию в борьбе за православие и освобождение Руси он был заточен поляками в Чудовом монастыре Москвы и уморен голодом. Неужели к 400-летию он имеет меньшее отношение, чем названные выше и ниже?

Рукотворным памятником Ю.Лужкову стал храм Христа Спасителя. В СМИ была информация, как руководителей московских предприятий обязывали выделять рабочих, материалы и т.д. Вряд ли есть сомневающиеся, что взносы делались за счет экономии на зарплатах рядовых работников, а не руководства предприятий.

Памятник президенту Д.Медведеву, патриарху Алексию Второму, губернатору В.Шанцеву и Главе администрации Нижнего Новгорода О.Кондрашеву намного скромнее. Их имена, а также имена других менее известных жертвователей навсегда войдут в историю "колокольного звона": они крупными буквами вылиты на юбке колокола, т.е. его музыкальном кольце.

Наблюдая реакцию нижегородцев, пришедших посмотреть на колокол, беседуя с коллегами, я ни разу не услышала слова одобрения в адрес такой саморекламы. Наоборот, и верующие, и неверующие возмущались. Одной из реакций стало обращение О.А.Владимирского в прокуратуру Нижегородской области "Об оскорблении религиозных чувств неопределённого круга православных верующих способом нанесения портрета и имён живых на соборный колокол - звучащую икону православия. Приведу несколько строк из неё: "На тулово Соборного колокола в поясе расположения икон и образов святых нанесён портрет живущего патриарха Кирилла. На музыкальном кольце колокола - фамилии губернатора Шанцева, главы администрации города Кондрашова, митрополита Нижегородского Георгия. В православной символике роль и статус колокола определяется как звучащая икона. Перечисленные лица использовали колокол - символ мировоззренческой православной символики для утверждения своей гордыни над духовно-нравственными ценностями православия и нравственными основами общества, данных в преамбуле Конституции. ... Для меня, верующего, использование третьего по весу колокола России представителями церкви и власти для утверждения на столетия своей гордыни является не только оскорблением чувства верующего, но и достоинства гражданина. Граждане помимо своей воли будут вынуждены слышать его звук, издаваемый музыкальным кольцом колокола с именами утверждающих свою гордыню над духовно-нравственными историческими и культурными традициями России, преамбулой Конституции. Вынуждены слышать акт осквернения православной символики.

... Члены группы Pussi Riot за неполную минуту исполнения песни в Храме Христа Спасителя получили два года тюрьмы, а здесь в богохульстве группа представителей иерархов церкви и власти собрались звучать над городом столетия.

На период 2008-2010 гг. из областного бюджета на программу Нижегородской епархии по развитию туризма в районном городе Городец было выделено 14 млрд. руб. В начале 2010 года дополнительно ещё $1 млн. на рекламу программы.

Итог - постройка в Городце небольшой церкви, после её освящения патриарх Кирилл наградил губернатора и других церковными орденами. Итог - нет денег и нет туристов, он приводит к убеждению, что программа принималась для отмывания через Нижегородскую епархию денег из областного бюджета.

... В силу действующего законодательства прошу прокуратуру области, учитывая квалификацию судом как уголовное преступление менее значимого акта группы Pussi Riot в Храме Христа Спасителя, выявить инициаторов и исполнителей акта богохульства в отношении звучащей иконы православия - Соборного колокола, возбудить в отношении них уголовное дело".

Вопрос о возможности применения в этом случае статьи 243. 2. Проекта ("Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест), наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет") является риторическим. Но гротескная форма Обращения, в котором соединены воедино и расходы областного бюджета на очередной храм, и Pussi Riot, и колокол лишь подчеркивает абсурдность ситуации, создаваемой проектом.

Впрочем, возможен "оправдательный" вариант: кроме тех, чьи имена отлиты в бронзе, взносов больше никто не сделал. То есть, народ не поддерживает увлечение церкви "храмостроительством", считая, что есть нужды поважнее. Спрашиваю священника в умирающем в связи с закрытием градообразующего предприятия в рабочем поселке: "Сколько денег ваш приход собрал на колокол?" Ответ: "Немного, около двух тысяч". Значит, со всей губернии взносы прихожан все-таки были не малые. Всех назвать невозможно, да верующие на это и не претендовали. Но не обманули ли их, когда собирали деньги на колокол в честь 400-летия, а получилось для прославления чиновников? Есть ли здесь признаки оскорбления?

Кстати, сумма взноса на колокол была фиксированная и для пенсионеров, основных прихожан, очень большая. (То есть, все изначально задумывалось как коммерческий, а не патриотический идеологический проект с целью соработничества во имя великой даты - 400-летия побед предков.)

Возможно, вклад прихожан в силу бедности большинства столь незначителен, что и вспоминать о нем не стоит. Но как тогда быть с заповедями Христа? В Евангелие от Луки читаем "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела".

И еще Евангелие от Матфея: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".

Итак, нарушение христианских заповедей, составляющих основу образа жизни верующих, налицо. Но влечет ли это оскорбление религиозных убеждений, предусмотренное статьёй 243.1, предусматривающей штраф в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до двухсот часов, либо лишение свободы на срок до трех лет?

Обратим внимание также на то, что проект предлагает защищать только чувства верующих, которые входят в религиозные объединения, исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. То есть речь идет о четырех традиционных конфессиях. Например, общинам евангельских христиан на территории Нижегородского края более 100 лет. Пять поколений проповедуют одни и те же ценности, живут по одним и тем же принципам, лояльны к власти. Это традиционная конфессия или нет? Но в одной из передач местного радио, священник, отвечая на вопрос православной женщины, что ей сделать с Библией, подаренной баптистами, посоветовал книгу сжечь. Как известно, баптисты пользуются синодальным переводом. Подлежит ли по закону священник наказанию согласно проекту закона?

Встает вопрос и о границах критики. В рвении по "зачистке" идеологического пространства, не будет ли изъята вся гуманистическая литература, например, эпохи Возрождения? А затем очередь дойдет до скульптур, живописи... Уже было предложение проверить на экстремизм всю марксистскую литературу. Логичен был и ответ в интернете - начать с Ветхого Завета. Показательна в этом плане беседа с католическим священником, получившим высшее богословское образование в католической стране. На вопрос моих студентов, как он оценивает роль инквизиции в истории, был ответ, что о кострах инквизиции он узнал, приехав в Россию. Цензура работает...

При обсуждении проекта закона неверующие, православные верующие, протестанты - все, с кем пришлось беседовать на эту тему, подчеркивали, что это путь к разжиганию социальной розни на основе религиозных различий, поскольку в любой организации найдутся люди с психическими отклонениями, которые завалят суды исками, а на беспристрастность суда надеяться не приходится. Кстати, знакомый адвокат, радостно сообщил, что ждет прибавления клиентов после принятия этого закона.

Абсурдность ситуации тут же нашла отклик в интернете, где появился проект закона "об оскорблении чувств Неверующих". Очевиден "французский намек" в статье 3 проекта: "Ношение религиозной одежды, головных уборов, одежды с религиозной символикой, крестов, чёток и пр. в публичных местах запрещено. Это может оскорбить чувства неверующих. Эти предметы могут использоваться только внутри религиозных заведений". (http://na6ludatelb.livejournal.com/1284817.html). Особенность антипроекта в том, что в нем названы фиксируемые факты, обеспечивающие возможность его применения, в отличие от размытости формулировок противоположного проекта, дающего простор для субъективизма.

Заигрывание с клерикальными кругами стало столь традиционным в отечественной политике, что ни одна фракция не осмелилась выступить против проекта закона. Между тем цель его очевидна: это одно из звеньев цепи, приручающей и приучающей оппозицию к протесту в неопасном для власти правовом поле. Не случайно, предусмотренные в законе санкции (размер штрафов, обязательные работы) копируют законы "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", принятые летом 2012 г.

Тесный союз госвласти и церкви спровоцировал антиклерикализм, что было ожидаемо и предсказано в публикациях еще четверть века назад. И это противостояние будет увеличиваться со скоростью "снежного кома", поскольку власть предлагает рецепты, породившие его. Свидетельств тому, что церковь забывает заповеди Христа, когда ей это выгодно, не счесть. И главное, она талантливо оправдывает свою позицию. Вот пример. Вопрос прихожанки: "В нашем поселке церковь построена на пожертвования воров и убийц. Как к этому относится церковь?". Процитируем ответ священника В.Спирина. "Представьте себе ситуацию, когда вор жертвует деньги для детей-сирот. Как вам кажется, стоит деньги потратить на детей или лучше отказаться? Думаю, ответ очевиден. Если человек хочет сделать доброе дело, даже если он ведет греховную жизнь, что же запретить ему творить добро? Так и в случае с храмом. Грешник жертвует на строительство храма не только для себя, но и для других людей. Да и кто может сказать что "эти воры и убийцы" грешнее, чем все остальные люди? Надо быть благодарным этим людям и, конечно, не осуждать их". (ProГОРОД (Нижний Новгород), 4 февраля 2012 г. С. 6). Еще с древности обучают священников известным приемам ведения дискуссии таким образом, чтобы уйти от существа проблемы. Кто ж не согласится, что сиротам надо помогать? Но каков вывод? Апологетика убийств и краж, если в результате у преступников появляются деньги на храм! Не соучастие ли это? Мое нравственное чувство такой подход оскорбляет. А священника - нет. К кому закон применять будем?

Двуличие позиции и власти, и церкви не может не вызывать отторжение и от той, и от другой. В результате в самой церкви начинается идеологический раскол высшего духовенства и тех, кто служит "на земле". В качестве примера процитирую разговор с настоятелем храма в районном центре. В ответ на моё утверждение, что Pussy Riot оскорбила чувства верующих, он заявил: "Чьи чувства они оскорбили? Разве в том храме есть верующие? Охранники да монашки там верующие? Они сказали то, о чем мы все говорим между собой. А форма - так у этой группы такой стиль выступлений. ... Патриарха мы поминаем во время службы, но это не значит, что мы согласны со всем, что он говорит". Еще жестче была дана оценка светской и церковной власти священником небольшого поселения: "Страна у нас сейчас оккупирована". И далее - Душенов отдыхает...

Стенания о разрушении "наших традиционных ценностей" в форме Заявлений, проектов законов и т.д. в защиту церкви ничтожны на фоне финансируемого государством, не ограниченного законом нравственного беспредела на ТВ. В цитируемом выше Заявлении ГосДумы читаем, что "для укрепления национального единства и гражданского мира, согласия, сплочения российского народа" нужно "дальнейшее религиозное просвещение общества, включая соответствующую духовно-воспитательную работу среди молодежи". Но разве не ясно, что в многоконфессиональной стране с нищенствующим народом всегда идет поиск врага и, следовательно, введение в общеобразовательной школе православной, исламской, буддистской культур, транслирующих свои ценности как высшие и единственно истинные, разрушает единство народа. Спекуляция на чувствах верующих - один из древних способов маскировки "под патриотизм" для достижения иных, корпоративных целей.

wwww.viperson.ru

Док. 654781
Опублик.: 04.10.12
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Шанцев Валерий Павлинович
  • Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович)
  • Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)
  • Широкалова Галина Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``