В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда сбываются мечты Назад
Когда сбываются мечты
За плечами около ста ролей, сыгранных в Национальном академическом драматическом театре Узбекистана, в котором он работает более 70 лет. Более пятидесяти ролей в кино... Ставший уже при жизни легендой, Герой Узбекистана, народный артист, лауреат Госпремий Зикир Мухамеджанов и сегодня радует поклонников своего таланта непревзойденным мастерством, высочайшим уровнем профессионализма, незабываемыми образами, созданными на сцене родного театра. Недавно ему исполнилось 90 лет, и, пользуясь случаем, мы от всей души поздравляем любимого актера с юбилеем.
Наверное, самой судьбой было предопределено ему стать актером. Мать, известная певица из Бухары, много рассказывала сыну о знаменитых актерах, их непростых судьбах, трудностях, подстерегающих всех тех, кто выбирает путь творческих исканий. Но чему быть, того не миновать - и он в 17 лет попадает в ведущий театр Узбекистана. Однажды в 1938 году на улице его увидел Маннон Уйгур и пригласил, как сегодня бы сказали, на кастинг. Вместе с режиссером Ятымом Бабаджановым он проэкзаменовал юношу и оставил его в театре. Вначале, конечно, работать доводилось только в массовках, но Уйгур советовал учиться. Однако не скоро пришлось Зикиру сесть за студенческую скамью - вскоре началась война. И он, как и большинство его сверстников, встал за производственные станки ковать оружие Победы. На авиационном заводе, где приходилось работать по 18 часов в сутки, он освоил слесарное дело и несколько лет самоотверженно добивался высоких производственных показателей.
В 1945 году открыли первый в Средней Азии, в Ташкенте театральный институт, и Зикир стал студентом. Днем учился, вечером работал в театре.
Он не любит встречаться с журналистами: "На стандартные вопросы отвечать не буду, - сразу предупреждает он. - Все об одном и том же спрашиваете - где родился, когда первую роль сыграл...>> И сначала нехотя, но потом, увлекаясь, все же рассказывает о себе, о своем большом творческом пути, о театре, о людях, с которыми создавал свои лучшие образы и роли.
"У нас замечательный коллектив, не обделенный талантами, - говорит Зикир-ака. - А на таких актеров, как Эркин Комилов, Ядгар Садиев, Сайера Юнусова, зрители ходят специально. К сожалению, ушел из жизни Ходжаакбар Нурматов, также собиравший огромное число своих поклонников. И репертуар у нас разнообразный, рассчитанный на любой вкус. Трудно сейчас поверить, глядя на великолепное современное здание нашего театра, что первый спектакль был сыгран в подвальном помещении. Тогда никто и мечтать не смел о счастье работать в таком прекрасном театре - просторный зрительный зал, оснащенная сцена, светлые фойе и особенно - святая святых - гримуборные актеров, оборудованные стильной мебелью с душевыми! Если бы все это увидел Фуркат, который еще в XIX веке писал о необходимости создания национального театра, если бы все это увидели наши "первопроходцы" - Фитрат, Чулпон, Уйгур... Но тем не менее мы в долгу у зрителей. Наряду с богатым историческим материалом - "Амир Темур", "Улугбек", "Алишер Навои", классикой, выраженной "в лице" Шекспира, фольклором, идущим с аншлагом, - наша афиша не особенно радует современной актуальной тематикой. Да, мы с удовольствием работаем с нашими ведущими писателями, поэтами, драматургами, но хочется, чтобы было больше крупных и значимых произведений, посвященных сегодняшнему дню".
- А каким вы представляете себе современного героя?
- Мне очень близок образ человека труда, дела, поступка. Пламенного, темпераментного, горящего своей мечтой, с воодушевлением исполняющего свой гражданский долг, бескорыстно отдающего себя служению Родине и народу.
- Много играли современников?
- Да. И были очень интересные роли. Бойтемир и Эдигей Чингиза Айтматова, Дехканбой Абдуллы Каххара, генерал Рахимов...
- Вам довелось работать со многими режиссерами. Кого из них считаете лучшими?
- Маннон Уйгур, Ятым Бабаджанов, Ташходжа Ходжаев, Александр Гинзбург... Очень талантливы Баходыр Юлдашев, Рустам Хамидов.
- К сожалению, от стандартных вопросов уйти очень трудно, тем более этот задают всем без исключения артистам: театр и кино - чему отдаете предпочтение?
- И все артисты отвечают одно и то же. Кино - наиболее популярный вид искусства, театра же заменить ничто не сможет. Театр - это непосредственное общение со зрителем, моментальная реакция зала, зеркальное отражение работы на сцене. Здесь образ можно совершенствовать до бесконечности, вживаться в него по-настоящему и всякий раз по-новому осмысливать и переосмысливать свою роль, оттачивая грани мастерства.
- А к какому театру вы себя причисляете: к эпическому, народному, психологическому? Какую палитру используете при создании образа?
- Передаю его через психологию - по системе Станиславского. Мне как актеру драматическому необходимы сильные переживания, страсти, высокое внутреннее напряжение.
- Каких сыграли шекспировских персонажей?
- Горацио, Лаэрта. Неосуществленная мечта - Гамлет.
- С какими авторами очень хотелось бы поработать?
- С Абдуллой Каххаром, Уйгуном, Аскадом Мухтаром, Чеховым.
- Доводилось ли играть вместе с Шукуром Бурхановым, Аброром Хидоятовым, Сарой Эшантураевой?
- Да, и этого никогда не забыть. В своих книгах я как раз и рассказываю о наших великих артистах. С ними было удивительно просто работать. С Сарой Эшантураевой мы играли "Коварство и любовь" Шиллера: она - Луизу, я - Фердинанда. Шукур Бурханов был великим и в искусстве, и в жизни. Он сорок лет готовился сыграть Отелло! Посчастливилось увидеть фрагменты спектакля - все были потрясены. Бурханов не понимал, когда известные артисты "подписывались" на рекламу, выступали на тоях. Хочу, чтобы сохранилась память об Аброре Хидоятове. Отелло была его коронная роль.
- А вы когда-нибудь ощущали себя кинозвездой?
- Никогда. Я самый обыкновенный актер.
- Благодаря фильму "Генерал Рахимов" к вам пришла поистине всемирная слава. На международном фестивале в Москве вы были удостоены главной премии за лучшее исполнение мужской роли. Фильм обошел многие экраны мира. Вам интересно было сниматься в роли генерала Рахимова?
- Еще бы! Я столько полезного узнал о воинской жизни, словно армию отслужил. Но удивительно то, что я видел генерала живьем. Он приезжал на один день в 1944 году в Ташкент, и я увидел его в фойе театра Аброра Хидоятова, где проходило торжественное мероприятие.
- Какое он на вас произвел впечатление?
- Он мне не очень понравился. Огромного роста, монголоидный разрез глаз... И когда меня брали на эту роль, я очень удивился - ведь мы совершенно разные! Мне сделали специальные сапоги, на 10 сантиметров увеличивающие мой рост, "надули" шинель подушками и велели бегать по территории киностудии. Это было чертовски трудно!
- С какими еще неожиданностями сталкивались на съемках?
- Однажды оказался в роли каскадера. Снимали фильм Латифа Файзиева "Пробуждение". И там была сцена, когда человека со скованными ногами привязывают веревкой к седлу лошади и волокут по земле. Случилось так, что вместо каскадера веревку накинули на меня и протащили несколько метров. Как я орал! Было очень больно. Пришлось потом лечиться.
- А смешные истории?
- Абдулла Каххар любил большие комедийные пьесы. И вот как-то идет репетиция, актеры уже три часа как отыграли на сцене, а режиссеры все не дают перерыв, сидят, совещаются в зале - не получается финал пьесы. Прошел еще час. И тут один из актеров делает тонкий намек на то, что пора бы и перекусить, и затаскивает на сцену блюдо с бутафорскими пельменями. Ну а мы и рады стараться: с шутками да прибаутками стали хороводить вокруг блюда, дурачиться. Кто во что горазд: "Еще немного подсолить да чуть-чуть поперчить, зелени добавить - какое объеденье!" И представьте, этот коллективный экспромт и оставили в спектакле финальной сценой.
- Язык эмоций понятен всем. Можно ли без знания узбекского языка понять то, что происходит на сцене?
- Безусловно. В наш театр ходят люди самых разных национальностей.
- Если вы на сцене Фердинанд, то кто вы в жизни?
- Очень наивный человек. Что-то вроде князя Мышкина Достоевского.
- Тогда неудивительно, что у вас были в основном положительные роли...
- Да. Но одного своего отрицательного персонажа я обожал. Кстати, тоже генерала. Везет мне на них. Крутицкий в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Я, как требовала роль, даже на трубе выучился играть. Несколько месяцев занимался.
Он никогда не замыкался только на своем театре. Ему всегда было интересно увидеть своих коллег, работающих в самых различных жанрах, побывать на премьерных спектаклях, послушать оперу, насладиться балетом. Читает он в основном классику и терпеть не может мыльных опер и голливудских страшилок. На творческих встречах читает "Сокровища Улугбека" Одила Якубова, Навои, Беруни, Шекспира. У него прекрасная память, и он тренирует ее каждый день во время утренних прогулок. Поддерживает форму регулярными занятиями физкультурой - "артист должен постоянно следить за собой". А вот советам врачей следовать не может.
- Он мне говорит: не нервничайте. А как я могу не нервничать, если я живой человек, если я играю в театре и снимаюсь в кино.
Со своей женой они прожили вместе 70 лет. Воспитали пятерых сыновей, имеют 17 внуков.
- А как ваша жена относится к вашей работе?
- По-моему, сильно ревнует, когда я играю любовников. Но виду не подает.
- Как вы сейчас относитесь к аплодисментам? Радуют они вас?
- Да, это приятно. Но сейчас отношусь к ним спокойнее. Думаю, аплодируют уже не мне, а моему возрасту.
- Что бы вы пожелали себе?
- Не останавливаться на достигнутом. В этой маленькой жизни всем нам нужно успеть многое сделать.
- А читателям нашей газеты?
- Жить в любви и уважении к своим близким. И стремиться к исполнению мечты.

Махмуд Каримов.
http://www.zerkalo21.uz/pod_senyu_muz/kogda_sbivayutsya_mechti.mgr

Док. 654511
Перв. публик.: 06.03.11
Последн. ред.: 26.09.12
Число обращений: 0

  • Мухамеджанов Закир Мухамеджанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``