В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Правая рука не ведает, что делает левая Назад
Иван Никитчук: Правая рука не ведает, что делает левая
Наверное, нет необходимости доказывать актуальность проблемы экологической безопасности, обеспечение комфортной среды обитания наших граждан, гарантируемой Конституцией Российской Федерации. Можно лишь заметить, что 45% наземных и 25% подземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам, у нас накоплено несколько десятков трлн. тонн твердых отходов. Каждый год эта цифра увеличивается на 4 млрд. тонн. Вырубаются леса, загаживаются реки и озера.
Руководители страны бьют тревогу, состоялось несколько крупных совещаний на уровне президента стран и председателя правительства на тему экологии. Принято ряд важных документов, включая Экологическую стратегию и т.д. Президент даже объявил 2013 год - годом Экологии.

Казалось бы, ориентиры заданы, надо к ним стремиться в рамках устойчивого развития экономики и общества в целом.
Но, как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Правительство вместе с большинством Государственной Думы зачастую действуют по принципу: правая рука не знает, что делает левая, принимая законы, которые не только не улучшают экологическую ситуацию, а, наоборот, ее усугубляют.
Несколько примеров, касающихся обращения с отходами.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", было отменено лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами V класса опасности.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" из лицензируемых видов деятельности была исключена "транспортировка" отходов.

Положения указанных законов, касающиеся отмены лицензирования всех видов деятельности по обращению с отходами V класса опасности и исключения из лицензируемых видов деятельности "транспортирования" отходов, поспособствовали бесконтрольному осуществлению транспортировки опасных видов отходов наравне с неопасными, а также транспортировки отходов совместно с продукцией, в том числе, с продуктами питания, чем умело воспользовался целый ряд перевозчиков, осуществляющих данные услуги.
Кроме того, существенно осложнил ситуацию в области обращения с отходами Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля", который исключил из лицензируемых видов деятельности "сбор" и "использование" отходов I-IV класса опасности.

При этом надо отметить, эти поправки принимались почему-то в обход Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии под девизом устранения излишних административных барьеров.
Таким образом, в настоящее время хозяйствующий субъект (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), который осуществляет сбор, использование, транспортировку отходов, которому собственником отходов отчуждаются, передаются отходы для сбора, использования, транспортирования освобожден от обязанности получения лицензии на указанные виды деятельности.
Ранее возможность осуществления указанных видов деятельности проверялась в рамках лицензионного контроля. Лицензионный контроль - это мера надзора за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, состоянием используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствием работников лицензиата лицензионным требованиям, принимаемыми лицензиатом мерами по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Так как данные виды деятельности в области обращения с отходами исключены из перечня лицензируемых видов деятельности возможность осуществления лицензионного контроля уполномоченным органом исполнительной власти в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих сбор, использование, транспортировку отходов в настоящее время полностью парализована.
Особо следует отметить, что при всех изменениях законодательства в области обращения с отходами по-прежнему остается неурегулированным вопрос медицинских отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений, требующих особого обращения, на которые не распространяется действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Принимая этот закон, из него просто выбросили медицинские и биологические отходы.
Существующие пробелы в законодательстве и исключение сбора, использования, транспортировки отходов из лицензируемых видов деятельности привели к утрате механизмов надзора за указанными видами деятельности, что способствует (буквально за 2 месяца) резкому росту случаев незаконного размещения отходов, оставлению отходов в лесах, парках, слива отходов в водные объекты и т.д.
В частности, в районе 40-го км трассы Арамиль-Андреевка, в 10 км от деревни Щелкун Свердловской области образовалась нелегальная свалка емкостей с химическими реактивами, на которой обнаружено:
- пять 50-литровых емкостей с аммиачным раствором,
- пятнадцать 20-литровых и еще более десяти 1-литровых емкостей с азотной и плавиковой кислотами.
Реактивы выливались на землю, в результате чего пошла реакция, сопровождающаяся едким ядовитым дымом.
В Кургане обнаружена крупная свалка химических отходов 2,3,4 класса опасности, площадь загрязнения составила 320 кв.м.
В Свердловской области обнаружены четыре пластиковых бочки с человеческими эмбрионами, обработанными формальдегидом.
Вблизи пос. Балезино Удмуртской Республики на территории битумохранилища слит четыреххлористый углерод.
В главную реку Калининграда Преголю слиты отходы рыбопереработки.
Обращения с биологическими отходами принимает вообще варварские формы, когда, ради экономии средств на утилизацию, в трупы людей при их вскрытии помещаются отрезанные или вырезанные органы других людей, использованный перевязочный материал и т.д.
Все это вызывает много недоуменных вопросов. Кто и почему в Государственной Думе лоббирует подобные законы и поправки в них, куда смотрит наше правовое управление, правое управление правительства и президента, комиссия по проверке коррупционности законопроектов, другие ведомства? Почему с ними соглашаются Министерство природных ресурсов и экологии, многочисленные надзорные и контролирующие органы федерального и регионального уровней? Ведь принятые законы отражают интересы исключительно бизнеса, который в таких условиях чувствует себя совершенно безнаказанно, теперь его без разрешения никто ни проверить не может, ни спросить с него.

Наша фракция еще раз призывать прекратить болтать о борьбе против коррупции, вместо принятия действенных мер. Хватить говорить о сохранности природы, уничтожая ее. Каждый из нас не должен никогда забывать, что после нас остаются жить на этой земле наши дети и внуки. Что мы им оставим? Помойку или цветущий сад?
Чтобы начать исправлять сложившуюся ситуацию, мы предлагаем:
- вернуть лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;
- обеспечить оснащение наших контрольных органов современным оборудованием с возможностью применения современных спутниковых технологий и навигационных технологий ГЛОНАСС в целях осуществления государственного надзора в сфере природопользования, в том числе государственного экологического надзора, а также использования указанных технологий для точного определения мест несанкционированного размещения отходов, мест накопленного экологического ущерба, для надзора за объектами размещения отходов в режиме реального времени и при осуществлении мониторинга;
- ввести принципа внезапности проверки и исключение из Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" информирование субъекта хозяйственной деятельности о конкретной дате начала проверки, а также испрашивание разрешения у прокуратуры;
- законодательно урегулировать вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами от лечебно-профилактических учреждений.

Это тот необходимый минимум, который может положить начало реального продвижения по обеспечению наших граждан конституционным правом на благоприятную среду обитания.

И.Никитчук,
д.т.н.
Viperson

Док. 654495
Перв. публик.: 25.09.12
Последн. ред.: 08.10.12
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``