Владимир Андрианов: Стратегия устойчивого развития экономики России до 2020 г.Назад
Владимир Андрианов: Стратегия устойчивого развития экономики России до 2020 г.
В.Д. Андрианов
Директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.
Указ Президента Российской Федерации "О долгосрочной государственной экономической политике"
Одним из первых указов Президента Российской Федерации В.В. Путина был Указ от 7 мая 2012 года. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
В частности, в Указе говорится: "В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
2. Правительству Российской Федерации:
а) в области стратегического планирования социально-экономического развития:
утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;
Следует подчеркнуть, что приведенные в Указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.
Некоторые из них, трудно измеряемы, в частности показатель "создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных мест". В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.
В показателе "увеличение объема инвестиций" непонятно о каких конкретно инвестициях идет речь. Если это инвестиции в основной капитал, то учитываются ли в этом показателе иностранные инвестиции в форме прямых, портфельных и других видов инвестиций.
Отдельные показатели представляются практически не достижимыми. Это относится к показателю - "повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г". Совершенно очевидно, что кардинально поменять инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.
Кроме того, приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.)
В Указе ничего не говорится о Стратегии развития экономики России до 2020 г. (Стратегия - 2020), которая активно разрабатывалась и публично обсуждалась перед президентскими выборами в конце 2011 г.
Вместо стратегии правительству предложено "утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа".
Отмеченные явные нестыковки и недоработки в Указе Президента РФ свидетельствуют о том, что до сих пор в России фактически нет внятной и согласованной долгосрочной государственной экономической политики и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, концепции перевода экономики на модель устойчивого развития.
В развитие этого Указа был подписан еще один Указ 11 июля 2012 г. "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России".
В состав комиссии вошли 36 высших государственных чиновников, которым предстоит контролировать выполнение показателей, многие из которых априори недостижимы, другие трудно поддаются расчету и мониторингу.
В данной статье автор предлагает системный подход к решению поставленной Президентом России задачи обеспечения устойчивости экономического роста, с учетом теории и практики стратегического управления.
Понятие устойчивости экономического развития
Глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность экономической системы.
Термин устойчивость рассматривается в двух аспектах:
- в широком смысле - как концепция развития мировой экономики, которая сформировалась в конце 60-х годов прошлого столетия и имеет ярко выраженный экологический приоритет;
- в узком смысле - как динамическое равновесие экономической системы.
Суть концепции устойчивого развития заключается в том, что рост экономики на страновом и глобальном уровне должен вписываться в пределы ресурсных и экологических возможностей планеты.
Это обусловлено в частности тем, что наша планета развивается во времени без увеличения размеров и существующих природных ресурсов.
Поэтому вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие, как отдельных стран, так и глобальной экономики.
Глобальная экономика в качестве подсистемы конечной и нерастущей Земли должна принять эту модель развития, так как нет пределов экономического развития, но есть пределы экономического роста.
В экономической науке устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия. Различают равновесие статическое и динамическое.
При статическом равновесии экономика, достигнув определенного предела использования всех факторов производства, материальных и людских ресурсов, практически не развивается.
При динамическом равновесии, эффективное использование всех видов ресурсов обеспечивает не только непрерывность процесса воспроизводства в возрастающих масштабах, но и качественное изменение структуры и пропорций экономической системы.
Достижение и удержание динамичного равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших стратегических макроэкономических задач.
Устойчивость экономической системы можно определить, как ее способность сохранять постоянство в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, а также спонтанных, случайных или преднамеренных трансформаций.
Потеря устойчивости экономической системы может произойти по следующим причинам:
- изменения основных параметров и показателей функционирования системы (бифуркация);
- нарушения сложившихся связей в системе, изменение ее внутренней структуры;
- длительное сильное внешнее воздействие на систему негативных экономических тенденций.
Если экономическая система находится в состоянии устойчивого динамичного равновесия, то при возмущениях внешней среды, нарушающих его, через определенный промежуток времени она должна возвращаться к своему первоначальному состоянию.
Как показал последний глобальный финансово-экономический кризис, такой способностью в мире обладает лишь небольшое количество стран, которые в достаточно короткие сроки смогли восстановить экономический рост.
Стратегия устойчивого развития - цели и задачи
Для перехода на модель устойчивого развития необходима стратегия развития.
Как показывает мировой опыт эффективность разработки и реализации стратегии экономического развития во многом зависит от определения:
- основных стратегических целей и вытекающих из них тактических задач;
- программ и проектов по достижению стратегических целей;
- источников и ресурсов достижения поставленных ориентиров;
- эффективного контроля за ходом реализации стратегии.
Обоснованная и понятная модель стратегии не только облегчит принятие целей стратегии гражданским обществом, но и позволит значительно повысить эффективность государственного управления.
Для России основной стратегической целью на период до 2020 г. должно стать - создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной саморегулирующейся экономикой.
Для достижения основной стратегической цели необходимо обеспечить решение следующих важных первоочередных задач:
- диверсифицировать экономику и повысить ее конкурентоспособность;
- улучшить деловой и инвестиционный климат;
- ликвидировать бедность и снизить уровень дифференциации доходов;
- сократить масштабы коррупции;
- повысить качество и эффективность государственного управления;
- повысить экологическую ответственность и энергоэффективность экономики.
Очевидно, невозможно достичь того, что нельзя измерить. Поэтому для реализации к 2020 г. поставленных задач должны быть определены и тагетированы основные целевые показатели устойчивого социально-экономического развития России.