В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
6. Диалог Россия - ЕС в области климата Назад
6. Диалог Россия - ЕС в области климата
Россия и ЕС являются географическими соседями, что означает особую взаимозависимость в вопросах экологической безопасности. На сегодняшний день вопросы экологии являются частью проблематики общего экономического пространства России и ЕС. Однако есть все основания выделения этих проблем в отдельное направление, которое могло бы получить название "общего пространства экологической безопасности"[1].

В связи с этим актуальным представляется экспертное обсуждение соответствия российского законодательства, институционального, финансово-инвестиционного и инновационного обеспечения экологической безопасности стандартам ЕС в этой сфере. Отдельной темой является нынешняя экологическая ситуация в России, в том числе её влияние на ЕС, оценка общих экологических вызовов и угроз. Другой важный аспект - выявление и анализ на основании социологических опросов отношения населения в России и ЕС к вопросам экологической безопасности, связанные с этим страхи и ожидания. Результаты подобных исследований позволили бы институтам гражданского общества активнее влиять на формирование политики в области экологической безопасности на национальном и международном уровне.

Особое значение для развития сотрудничества России и ЕС в сфере экологической безопасности в интересах устойчивого развития имеет российско-германский диалог, поскольку Германия - экономический лидер ЕС, член "Евротройки", главный торгово-экономический партнер нашей страны в мире, уже вовлечена в совместное решение экологических вопросов с российской стороной, в том числе в рамках проекта по строительству Северо-Европейского газопровода.

"Фактически в начале века у России появилось право вето, и в Евросоюзе это понимают. Не случайно вопрос о глобальном потеплении был впервые поднят на высший уровень в ходе переговоров между президентом России В.В. Путиным и канцлером Германии Г. Шредером. Подобного до сих пор не случалось на встречах российского президента с главами европейских государств, Комментируя итоги российско-германского саммита в Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2001 года, канцлер Германии не скрывал своей радости по поводу общности позиций двух стран относительно Киотоского протокола.

Все это открыло России дополнительные возможности по взаимодействию с ЕС. Появляется шанс наверстать упущенное за годы пассивности и выйти на нормальный формат сотрудничества, адекватный роли России и ЕС в Европе и мире. Сглаживается и неловкость, связанная с необходимостью отхода от слишком очевидной ориентацией на США в рамках переговорного процесса, свойственная России до самого последнего времени. Полная "смена декораций" позволяет открытое сотрудничество с ЕС в данном вопросе практически с чистого листа"[2].

Безусловно, успех и динамика взаимодействия России и ЕС в сфере климата и экологии будут зависеть от нахождения общих развязок, связанных с проблемами энергодиалога, общей безопасности, формата участия ЕС в модернизации нашей экономики и технологической базы. Представляется, однако, что проработка вопросов на этих направлениях должна развиваться параллельно, по принципу "комплиментарности". Только в этом случае удастся выстроить здание сотрудничества на основе гармоничных пропорций и будет получен необходимый синергетический эффект.

Одним из важных подтверждений того, что подобный подход уже находит отражение в текущем международном сотрудничестве России и ЕС стал семинар по сотрудничеству в создании совместного центра энергоэффективности в ОАО "Мосэнергосбыт" 15 декабря 2009 г. в рамках заседания тематической группы по энергоэффективности Энергодиалога Россия-ЕС[3].

В мероприятии под председательством Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ С. Михайлова приняли участие представители Еврокомиссии, Министерства экономики и технологий Германии, российских научных организаций и бизнес-сообщества.

В направления деятельности планируемого совместного центра входит проведение испытаний, сертификация, мониторинг, обучение и предоставление консультаций по возобновляемым источникам энергии и экономичному оборудованию. Российская и европейская стороны обсудили перспективы создания центра и подтвердили намерение продолжить диалог.

Кроме того, участники семинара проявили интерес к идее организации совместной Международной ярмарки проектов по энергетической эффективности в России, представленной бизнесменами. Российская и европейская стороны Энергодиалога поддержали этот проект.

Одной из актуальных тем дискуссий стал проект создания совместного интернет-портала, посвященного Энергетическому диалогу Россия-ЕС в области энергоэффективности и ВИЭ. Этот проект предполагает формирование площадки для аккумулирования информации о деятельности стран в сфере энергоэффективности, а также представление участников рынка в этой сфере.

Существенную роль в решении проблем энергоэффективности экономики и инфраструктуры призвано также сыграть созданное в 2009 г. Российско-германское энергетическое агентство (РУДЭА)[4].

Важно понимать однако, что это только первые шаги на данном направлении - в большей степени создание институциональной рамки сотрудничества. Динамика развития совместных проектов будет зависеть от тех ключевых политических и экономических решений, на которые нам удастся выйти с ЕС в целом.

На этом направлении международного сотрудничества диалог на уровне гражданского общества играет особую роль. Как на национальном, так и на международном уровне "разработка и реализация системных мероприятий по предотвращению и сокращению климатических изменений невозможны без широкого участия различных научных институтов, в том числе ведущих вузов страны"[5]. С другой стороны, в новой Климатической доктрине Российской Федерации недвусмысленно говорится о необходимости создания "механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом, органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами"[6].

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ) был образован в соответствии с решением Конференции министров окружающей среды региона под эгидой Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, состоявшейся в Софии в 1995 г. В состав учредителей вошли Европейская комиссия и Российская академия государственной службы при Президенте РФ[7].

РРЭЦ был официально зарегистрирован 18 августа 2000 г. как национальная автономная некоммерческая организация. РРЭЦ - один из сети партнерских региональных экологических центров, работающих в Центральной и Восточной Европе. Он продвигает использование методов лучшей международной практики и стандартов в экологической политике и природоохранной деятельности России.

С момента своего основания РРЭЦ уделяет большое внимание проблеме изменения климата. Еще до вступления в силу Киотского протокола РРЭЦ предоставлял площадку для переговоров по продвижению к ратификации Киотского протокола в России, и в течение последующих лет осуществлял самые разные проекты: от просвещения населения до участия в реализации пилотных совместных проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов.

С момента вступления в силу Киотского протокола основными задачами РРЭЦ являются:

- содействие в налаживании диалога между Россией и Европейским Союзом по вопросам изменения климата;

- оказание содействия российским министерствам и ведомствам в соблюдении международных обязательств Российской Федерации;

- помощь в реализации механизмов Киотского протокола в Российской Федерации;

- информационная работа, оказание экспертной поддержки, консалтинговых услуг.

Одной из основных задач РРЭЦ является налаживание Диалога по охране окружающей среды между Россией и Европейским Союзом, в том числе в рамках Подгруппы по изменению климата, а также информирование заинтересованных сторон о деятельности Подгруппы.

Эксперты РРЭЦ участвуют в переговорном процессе Сторон РКИК и Киотского протокола, входят в состав различных рабочих групп, готовят аналитические и справочные материалы для российских министерств и ведомств, участвуют в разработке официальных документов и нормативно-правовых актов по проблеме изменения климата и реализации РКИК ООН и Киотского протокола.

РРЭЦ оказывает содействие российским и зарубежным бизнес-структурам, заинтересованным в реализации проектов совместного осуществления, в подготовке необходимой документации в соответствии с требованиями Киотского протокола, а также в работе с зарубежными инвесторами, продвижении проектов на мировой рынок.

РРЭЦ регулярно публикует статьи, тематические брошюры по проблеме изменения климата, проводит пресс-конференции, предоставляет площадку для обсуждения практических вопросов и организации диалога между правительством, бизнесом и общественностью, включая проведение конференций, семинаров, круглых столов.

Благодаря накопленному опыту в осуществлении различных проектов по указанной тематике, высокому профессионализму экспертов, возможности привлечения европейского опыта за счет тесных связей с ЕС, а также сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами в России, РРЭЦ занимает важное положение среди других российских организаций.


______________

[1] Никитин А.К. Саммит в Копенгагене - повод задуматься о месте экологической безопасности в системе внешнеполитических приоритетов России / Эл. ресурс / Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России / Эксперты МГИМО/ Эксклюзив. 01.12.2009. http://www.mgimo.ru/news/experts/document128424.phtml

[2] Рогинко С.А. Европейский Союз и проблемы глобального потепления. М.: Экслибрис-пресс, 2001. С. 50.

[3] Энергодиалог Россия-ЕС / Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации / Эл. ресурс / http://minenergo.gov.ru/news/ min_news/2553.html

[4] Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 82.

[5] Мастушкин М.Ю., Никитин А.К. Изменение климата требует консенсуса. В МГИМО прошел круглый стол "Реализация климатической политики в РФ и проблемы международного сотрудничества в климатической сфере" / М.Ю. Мастушкин, А.К. Никитин / Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России - МГИМО-Университета, 16 апреля 2010 г. / Эл. ресурс / http://www.mgimo.ru/news/ university/document150096.phtml

[6] Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. N 861-рп) / Официальный сайт Президента России / Эл. ресурс / http://www.president.kremlin.ru/news/6365

[7] Официальный сайт Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) / Эл. ресурс / http://www.rusrec.ru/

Док. 654447
Опублик.: 24.09.12
Число обращений: 0

  • Никитин Андрей Константинович
  • Мастушкин Михаил Юрьевич
  • Кабулова Ольга Замировна
  • Книга 2. Международная безопасность как следствие идеологической парадигмы мирового развития

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``