В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
4. Проблема адаптации России к климатическим изменениям Назад
4. Проблема адаптации России к климатическим изменениям
Задача повысить внимание государства к проблемам,
порождаемым изменениями климата, в России давно перезрела[1]

Т. Авдеева


В последнее время правительство России уделяет все больше внимания вопросам адаптации к изменению климата - в определенной степени даже большее, чем мерам по снижению выбросов парниковых газов. Объясняется это, во многом, тем, что разработка национальной климатической политики находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росгидромет). Функции службы, наличие в ее структуре гидрометеорологической наблюдательной сети, а также научно-исследовательских институтов, чья деятельность связана с исследованиями изменений климата и оценкой динамики климатических параметров, определили большой интерес Росгидромета именно к адаптационной составляющей политики в области изменения климата.

Благодаря усилиям Росгидромета, Российской академии наук и других научно-исследовательских организаций в стране создана хорошая научная основа для разработки мер адаптации. Регулярно ведутся наблюдения за климатом, разрабатываются климатические модели, помогающие спрогнозировать изменения климата в будущем, проводятся оценки влияния наблюдаемых и будущих изменений климата на окружающую среду, человека и отрасли экономики, периодически публикуются научные отчеты.

В 2006 г. Росгидрометом был представлен "Стратегический прогноз изменений климата в Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России", в котором рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах страны и содержатся рекомендации по первоочередным адаптационным мерам для различных секторов экономики на региональном уровне.

В 2008 г. был подготовлен первый российский оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Это российский аналог оценочного доклада МГЭИК. Во втором томе доклада предлагаются возможные меры адаптации к прогнозируемым последствиям климатических изменений. По сути, это первый официальный документ, представленный правительством России, который посвящен непосредственно вопросам адаптации[2].

Большое внимание уделяется изучению последствий изменений климата в российской Арктике. В 2007 г. стартовал Международный полярный год 2007/2008 (МПГ), завершившийся в марте 2009 г., который был организован Международным советом научных союзов (МСНС) и Всемирной метеорологической организацией. В рамках МПГ проводилось более 200 научно-исследовательских проектов в Арктике и Антарктике представителями науки более чем из 60 стран. Российская Федерация участвовала в 17 социальных экспедиционных исследованиях в Арктике, в том числе направленных на получение новых знаний о влиянии изменений климата, а также антропогенного и естественного загрязнения природной среды на жизнедеятельность и традиционные формы хозяйствования коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Институты Российской академии медицинских наук (РАМН) осуществляют исследования по вопросам влияния изменения климата на здоровье населения. В частности, в мае 2008 г. в Москве РАМН при поддержке ПРООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Арктической программы по мониторингу и оценке Арктического совета (АМАР) провела первую рабочую международную встречу экспертов "Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики"[3].

В 2005-2007 гг. Совет по изучению производительных сил (СОПС) совместно с Администрацией Мурманской области инициировали Проект комплексного управления Мурманской прибрежной зоной. В нем также затронуты вопросы использования новых возможностей, открывающихся перед региональным морехозяйственным комплексом, а также сопутствующие новые риски, связанные, в том числе, с изменениями климата в регионе.

В мае 2008 г. в Мурманске усилиями Российского регионального экологического центра (РРЭЦ), ПРООН, Росгидромета и Администрации Мурманской области была созвана первая российская конференция по адаптации к изменению климата и намечено начать работы в регионе[4].

В Министерстве природных ресурсов РФ в мае 2008 г. была подготовлена "Стратегическая программа действий по защите морской среды от загрязнения в Арктической зоне Российской Федерации", где проблема изменения климата присутствует в явном виде и ставится задача адаптации.

Благодаря деятельности российских общественных экологических организаций, в том числе РРЭЦ, WWF-Russia, Гринпис Россия, растет осведомленность населения страны о важности проблемы изменения климата и необходимости принятия соответствующих мер адаптации.

Наконец, в Климатической доктрине Российской Федерации содержатся принципиальные элементы, предусматривающие совершенствование системы наблюдений за климатом, оценки климатических рисков и разработку мер адаптации к последствиям изменения климата.

В Российской Федерации пока не существует единой государственной стратегии в области адаптации. Однако принимаемые программы развития отраслей экономики или регионов в той или иной степени учитывают тенденции изменения климата. Реализация Концепции долгосрочного развития Российской Федерации также потребует учета климатических факторов при разработке конкретных программ, направленных на достижение запланированных Концепцией целей (развитие добывающей промышленности, транспортной системы, водных ресурсов, сельского хозяйства, а также развитие регионов, в том числе Арктики).

Существенным пробелом в знаниях для разработки эффективной адаптационной политики в России является отсутствие экономических оценок последствий изменений климата и оценок "затрат и выгод" возможных адаптационных мер. Пока еще очень слаба законодательная база: нет ни национальной адаптационной стратегии, ни подобных стратегий на уровне регионов или отдельных отраслей.

Можно сказать, что процесс адаптации в России находится в настоящий момент на стадии изучения и планирования. Однако пора переходить к практическим действиям - к разработке конкретных адаптационных стратегий. Разработка таких стратегий в России требует индивидуального подхода к каждой отдельной отрасли и каждому отдельному региону с учетом его природных и социально-экономических особенностей. Проведение таких работ затруднительно в рамках одного федерального органа исполнительной власти ввиду недостатка компетенции и ограниченности бюджетных средств. Здесь также необходимо сотрудничество и согласование действий между различными административными уровнями, а также максимальное вовлечение в процесс адаптации всех заинтересованных сторон, включая лиц, принимающих решение, представителей деловых кругов, науку, общественность.


___________

[1] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2. С. 76.

[2] Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). М.: Росгидромет, 2008.

[3] Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики / Представительство ООН в Российской Федерации, 2008 / Эл. ресурс / http://www.unrussia.ru/doc/Arctic-ru.pdf

[4] Комплексные климатические стратегии для устойчивого развития регионов российской Арктики в условиях изменения климата (Модельный пример Мурманской области). М.: РРЭЦ, ПРООН, 2009.

Док. 654445
Опублик.: 24.09.12
Число обращений: 0

  • Книга 2. Международная безопасность как следствие идеологической парадигмы мирового развития

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``