В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
1. Участие России в мировой климатической политике Назад
1. Участие России в мировой климатической политике
Климатическим переговорам в ООН сейчас нужен лидер, тот,
кто приведет их к успеху своей активностью. В условиях,
когда Китай, США и ЕС по разным причинам не способны стать
лидерами, на эту роль претендовать может лишь Россия[1]

В. Сливак, соцпредседатель "Экозащиты", 2010 г.

Изменение климата является одной из важнейших международных
проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы
и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему,
охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты
устойчивого развития Российской Федерации[2]

Климатическая доктрина Российской Федерации


Следует изначально отметить, что в течение многих лет, вплоть до ратификации Киотского протокола, российская дипломатия занимала достаточно пассивную позицию по вопросам климата. Основная причина - развал СССР и последовавшей за этим системный кризис в России. Как считает ряд авторов, "после распада СССР и всей социалистической системы гидрометеорологическая ведомственная принадлежность РКИК по наследству досталась и странам бывшего СССР и ряду восточноевропейских стран, Монголии и даже некоторым африканским странам, находившимся тогда под сильным влиянием СССР. Увы, это сослужило им не самую лучшую службу. У этих относительно слабых ведомств, выполняющих совершенно иную главную задачу - прогноз погоды, не было ни опыта ведения переговоров, ни средств для посылки серьезных делегаций, ни влияния внутри своих стран. Поэтому за делегациями России и некоторых стран бывшего СССР закрепилась "слава" неумелых новичков, постоянно жалующихся на отсутствие средств и сил. Обычным явлением было зачитывание заранее заготовленного текста, не связанного с обсуждающимся в зале вопросом, причем часто с грубыми ошибками. Много раз представители Росгидромета под сдержанные улыбки присутствующих жаловались на трудности с чтением документов на английском языке.

Наконец, в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де- Жанейро) была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН). Конвенция закрепила общие рамочные принципы сотрудничества для предотвращения изменений климата. От России Конвенцию должен был подписывать глава российской делегации вице-президент А. Руцкой, но по техническим причинам он поручил это сделать заместителю главы делегации министру экологии и природопользования В. Данилову-Данильяну.

Конвенция удивительно быстро, уже к декабрю 1992 г., набрала требующиеся для вступления в силу ратификационные грамоты 50 стран. В Женеве заработал Секретариат, и началась проработка практических обязательств стран-участниц. Число стран, ратифицировавших РКИК нарастало, а России в их числе не было. Наконец, в 1994 г. дело удалось довести до Государственной Думы, где Закон о ратификации был принят фактически без обсуждения. Во многом это произошло благодаря усилиям известного полярника вице-спикера Государственной Думы А. Чилингарова, лично убеждавшего депутатов, что изменение климата - это не "буржуазная пропаганда". С 1994 г. и по настоящее время (это писалось до ратификации в 2004 году Россией Киотского протокола - А.П.) именно этот закон, состоящий фактически из одного параграфа, - ратифицировать РКИК, является единственным российским правовым документом по проблеме парниковых газов"[3].

Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) 4 ноября 1994 г. (Федеральный закон от 4 ноября 1994 г. N 34 "О ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата"), а Киотский протокол к Конвенции - в 2004 г. (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. N 128 "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата"). В результате ратификации Россией условия вступления протокола в действие, предусмотренные его статьей 25, были выполнены, и 16 февраля 2005 г. Киотский протокол вступил в силу.

Основная задача Российской Федерации по Киотскому протоколу - не превысить в среднем в 2008-2012 гг. уровень выбросов парниковых газов базового 1990 года. Несмотря на возобновление роста экономики, начиная с 1999 года общий уровень антропогенных выбросов парниковых газов в России в настоящее время на 30% ниже, чем в 1990 году. Поэтому количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов в первый период действия Киотского протокола Россия выполнит, даже не прибегая к каким-либо специальным мерам.

Вместе с тем, по мнению МГЭИК[4], для стабилизации глобального климата развитые страны должны к 2020 году сократить свои выбросы ПГ на 25-40% ниже уровня 1990 года, развивающиеся - снизить свои выбросы по сравнению с базовыми сценариями, а в глобальном масштабе эмиссии должны снизиться более чем на 50% к 2050 году.

Накануне и в ходе копенгагенской встречи многие страны (из числа как развитых, так и развивающихся) заявили о наращивании сокращений выбросов ПГ, и уже одно это стало немаловажным результатом конференции. Наиболее масштабные сокращения обещал Евросоюз, подтвердив намерение блока сократить эмиссии ПГ в 1990-2020 гг. на 20% и на 30% - в случае достижения соглашения в Копенгагене. При этом Евросоюз готов пойти на 80-95% сокращения к 2050 г. - и это на фоне того, что его выбросы СО2 составляют лишь 10% от общемировых. Самые амбициозные планы у Норвегии и Германии, которые обязались сократить свои выбросы к 2020 г. на 40% против 1990 г. Осенью 2009 г. новое правительство Японии во главе с премьер-министром Ю. Хатоямой объявило о готовности сократить свои выбросы на 25% к 2020 году по сравнению с 1990 г. На 25% сокращения к 2020 г. по сравнению с 1990 г. готова пойти Россия, на 20% сокращения - Новая Зеландия, Украина, Канада (по сравнению с 2006 г.)[5].

Тем не менее, разработка и осуществление мер по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов в России, безусловно, необходимы. Во-первых, поэтапное разумное введение мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, вне зависимости от Киотского протокола, будет способствовать внедрению более прогрессивных и эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, что в любом случае будет экономически выгодным для страны и приведет к дополнительному росту валового внутреннего продукта. Во-вторых, стимулирование предприятий к сокращению выбросов даст России возможность достичь дополнительных сокращений, которыми страна и ее отдельные предприятия смогут оперировать в качестве продавцов на международном рынке единиц установленных количеств и единиц сокращенных выбросов. И, наконец, России приходится задумываться о будущем, поскольку она является полноправным участником переговоров о новом международном режиме регулирования выбросов парниковых газов после 2012 года.

Осознавая это, Российская Федерация, в соответствии с основными принципами и положениями РКИК ООН и Киотского протокола, разрабатывает свою национальную политику по предотвращению климатических изменений и их негативных последствий, а также по ограничению и сокращению антропогенных выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.

В 2006 г. Российская Федерация представила в Секретариат РКИК ООН два важных документа: "Четвертое национальное сообщение Российской Федерации" и "Доклад об очевидном прогрессе в выполнении обязательств Российской Федерации по Киотскому протоколу". В этих двух документах представлена детальная информация по реализуемым в России политике и мерам в области изменения климата. В частности, описаны национальные условия, имеющие отношение к выбросам и абсорбции парниковых газов, дана информация по российской макроэкономической и структурной политике, данные по отраслевой политике и инициативах субъектов Российской Федерации, приводится информация о реализации различных мер в области снижения негативного антропогенного воздействия на климатическую систему на федеральном, региональном и секторальном уровнях (крупные отраслевые предприятия - ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России").

В период 2007-2009 гг. был принят ряд правительственных нормативных актов, направленных на дальнейшую реализацию мер в области смягчения изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, в том числе:

- Указ Президента России от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

- Постановление Правительства России N1-р от 8 января 2009 г. "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";

- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год;

- Климатическая доктрина Российской Федерации, которая в апреле 2008 года была одобрена российским правительством и утверждена Президентом Российской Федерации в декабре 2009 г.

В ноябре 2009 года Президент России Д. Медведев подписал Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности[6]. Этот закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Он, в частности, устанавливает требования по обязательному коммерческому учету энергоресурсов, по энергетической эффективности новых зданий, по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов, а также по содержанию общего имущества многоквартирных домов в отношении показателей энергетической эффективности.

Кроме того, закон предусматривает введение для наиболее энергоемких организаций обязанности по проведению энергетических обследований, учреждение программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, введение в гражданский оборот энергосервисных контрактов, переход к долгосрочному тарифному регулированию и создание единой (межведомственной) информационно-аналитической системы по энергетической эффективности.

По словам А. Дворковича, помощника Президента РФ: "Фактически закон создает набор инструментов, которые будут использоваться органами государственной власти, регионами, муниципалитетами, частными компаниями и людьми, чтобы более эффективно расходовать энергию: делать это, с одной стороны, экономно, а, с другой стороны, так, чтобы получать необходимые услуги, затрачивая меньше средств, чем если бы все продолжали вести себя так, как ведут сейчас - то есть неэффективно и неэкономно"[7].


____________

[1] Шмелёва Е. Климат без жертв // Российская газета. Спецвыпуск. 2010. 30 июля. С. 2.

[2] Климатическая доктрина Российской Федерации. Утверждена распоряжением Президента от 17 декабря 2009 г. N 861-рп.

[3] Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М.: WWF, 2003. С. 226.

[4] МГЭИК - Межправительственная группа экспертов по изменению климата. Создана в 1988 году под эгидой ООН, выпускающая регулярные доклады.

[5] Авдеева Т. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. С. 67.

[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

[7] Медведев подписал закон об энергоэффективности // РИА Новости / Эл. ресурс / http://eco.rian.ru/business/20091123/195123965.html

Док. 654441
Опублик.: 24.09.12
Число обращений: 0

  • Книга 2. Международная безопасность как следствие идеологической парадигмы мирового развития

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``