В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Тимофеев: Эволюция: крах идеи Назад
Сергей Тимофеев: Эволюция: крах идеи
Моя дочь  подарила мне книгу: Карла Циммера "Эволюция: триумф идеи".
Тут и возник эффект катализатора - содержание этой прекрасной книги соединило воедино знания и мысли накопленные за многие годы.
Результат оказался неожиданным даже для меня самого: все разрозненные ранее мысли выстроились в интересной последовательности и возник некий итог, зафиксированный в названии этого опуса.
Предлагаю вашему вниманию мысли, приведшие меня к парадоксальному выводу: произошел крах эволюции -  человек сформировал  процесс  дисфункции эволюции. 

Действительно: "Ничто не вечно под Луной". 

Да и Луна - не вечна.
 
Эволюция стоит на бескорыстии, как на незыблемом фундаменте:  продолжение рода - вот единственная сверхзадача, определяющая поведение в природе любого живого организма. Вся эволюция с ее естественным отбором  скроена борьбой до самопожертвования за сохранение вида: не отдельной особи, а именно вида.
Так все и было - ДО человека.
 
Историки эволюции не могут объяснить: почему Homo erectus (Homo neanderthalensis) освоил изготовление ручного каменного рубила и  здесь остановился в своем технологическом развитии на сотню тысяч лет. С этим знанием он и вымер. А  Homo sapiens в один прекрасный (ужасный?) миг преобразился, в результате изобрел копье, а потом  многое, многое иное и добрался до нынешнего своего состояния "венца Природы".  Что же случилось?
 
Есть у специалистов по эволюционной логике подозрения, что Homo sapiens стал самим собой, избавившись от жестких ментальных ограничений. Но дальше признаний того, что человек разумный перестал смотреть на животных только, как на еду - дело у них как-то не идет.
А оно - дело -  шло и может быть, что очень, очень далеко.
Возможно (не исключено -   мы это   узнаем точно, но позднее), что мутация, позволившая Homo sapiens в конечном итоге завоевать весь мир, сделала его способным осознавать собственную сверхценность.  Человек сначала осознал, что такое самоценность, а затем и возлюбил себя. И в конечном итоге: он полюбил себя  больше чем всех и вся.
Возникшее принципиальное отличие Homo sapiens от Homo erectus состоялось  в формировании себялюбия - эгоизма, которое и стало в основном и главном определять его принципиально неповторяющееся в живой природе биологическое поведение. В человеке приоритет, определяющий качество его поведения, перешел к инстинкту самосохранения - он подавил, поставил в зависимое положение от себя инстинкт размножения. Можно предположить, что в этот момент (миг) эволюция и развитие живого на нашей планете впервые обособились. Человек стал развиваться вне эволюции. Точнее:  эволюция лишь частично, не в основном и не в главном с этого момента предопределяла его развитие. Применительно к человеку появились иные, более весомые и сильные, нежели эволюционные, законы развития: общественные.
 
Эволюционируя, неандерталец дошел до предела, данного Природой самому умному, уникально умному, но - животному. Homo erectus (Homo neanderthalensis) сотни тысяч лет усердно дробили камни для получения режущих кромок, и продолжали бы это занятие до сегодняшнего дня, если бы не случилось ЭТО. Человек "выпрыгнул" из заколдованного круга. Во время "прыжка" он лишился гена всецело, абсолютно подчинявшего всю его существование единственной задаче - продолжению и сохранению рода.
 
50000 лет назад на авансцену вышел человеческий разум.  И подавленный возникшей Мыслью Инстинкт ушел в тень. И с этого момента прогресс пошел темпом, который в России принято называть "семимильными шагами". Польза превратилась из случайной находки в осознанную цель. Это создало критерии оценки и способы выбора вариантов действий. С самоотверженностью, с какой Hominidae  боролся за неограниченное размножение, человек создавал условия и приспособления, сознательно предназначенные им для саморазвития и самосохранения.
 
Итак, для одного из биологических видов неограниченное никакими рамками разумной достаточности и сдерживаемое  исключительно факторами внешней среды, размножение перестало быть основополагающей целью  - так природа сформировала человека. Но в этом случае возникает вопрос: как  человек  определял и определяет  разумно достаточное количество детей?
Надо полагать, что первоначально, в условиях постоянно высокого уровня смертности, особенно - детской,  такая проблема вообще не стояла. Принцип: "Сколько Бог даст" - был всеобъемлющим.
Смертность была универсальным стабилизатором роста численности.
В условиях, когда смертность медленно, но неуклонно стала снижаться функции регулятора численности перешли к рождаемости.
 
Обратите внимание, что человек единственное из живых существ на планете, которое не только сознательно способен ограничивать себя в воспроизводстве, но он же еще и убивает СВОИХ не родившихся детей. В живой природе этого не делает  никто. Такое совершаем только мы - люди. Да, курица способна применять методы контрацепции, выдавливая из себя сперму овладевшего ею "замухрышки", но только для того, что бы обзавестись потомством от достойного партнера. Лев убивает детеныша - но уже родившегося и к тому же - чужого. И делает это только для того, что бы вызвать течку у львицы и дать ей возможность зачать потомка уже от него.
Со временем собственные дети перестали быть для человека  самодовлеющей, высшей  ценностью. До определенного момента они оставались (где-то и сегодня остаются)  страховкой от нищенской старости. Как показала практика введения пенсионных систем: если эта угроза исчезает, то любовь к детям доходит до своего нового "естественного" уровня: рождение единственного ребенка  превращается в индикатор половой состоятельности женщины.
По сохранившейся статистике мы можем проследить процесс сокращения рождаемости в связи с ростом продолжительности жизни, начиная с конца XIX века (скорее всего, это и была отправная точка, сформированная изменениями условий жизни в результате промышленной революции).  Процесс развивался и создал много замечательных феноменов - женскую эмансипацию, например.
А сегодня человек разумный, он же - жадный эгоист, уже полностью осознал, что расширенное воспроизводство себе подобных препятствует росту его благосостояния и сокращает величину главной ценности его жизни - свободное время. Можем констатировать: выбор в пользу эгоизма сделан. Но, выясняется, что первый, но решающий шаг в этом выборе был на самом деле очень давно - более 50000 лет назад, когда очень развитое животное отринуло слепую жажду размножения, а в результате и стало человеком.
Но за все в этом мире приходится платить. Демографическая деградация, вызванная снижением рождаемости ниже порога, обеспечивающего простое воспроизводство населения, в XXI веке стала нормой для большинства высокоразвитых государств мира. И остальные страны медленно, но верно идут к этому  состоянию.  Почти одновременно с этим, человек жадный, он же - разумный эгоист, создал уже все необходимые предпосылки для краха и экономики, и экологии.
 
С возникновением человека появляется Бог.
Что такое Бог в обществе, состоящем из эгоистов?
Бог - это квинтэссенция страха: потенциал наказания, препятствовавшего человеку на  самых ранних стадиях своего (уже человеческого) развития продемонстрировать всю колоссальную разрушающую силу необузданного себялюбия. Бог - защитная реакция общества от эгоизма индивида. Бог - ограничитель себялюбия страхом.
Постепенно страх попасть в гиену огненную, от долгого постоянного интенсивного употребления без подпитки реальными фактами, снашивался. В результате человечество поимело и  нацизм, и большевизм, и другие  проявления сути, свободной от обязательств перед грядущими поколениями и совестью, человеческой натуры, достойных лечения методами, испытанными еще над Содомом и Гоморрой.
Обратите внимание: Ветхий завет - набор кар и угроз в ассортименте, который сегодня не годится даже для сценария захудалого фильма ужасов.
Но в Библии  мы можем найти интереснейший, и крайне важный для нашего повествования,  момент. 

Бог, желая испытать послушание и силу веры, потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака "во всесожжение на горе Мориа". Авраам покорно отвел сына, сложил костер и взял нож, чтобы зарезать его, но в последний момент "Ангел воззвал к нему с неба и остановил его" (Быт. 22: 1-14).
Сходный сюжет мы находим в  Коране: Ибрахим пытается принести  в жертву Аллаху своего сына Исмаила. И здесь Всевышний не позволяет этому свершиться, испытав Ибрахима.
Сегодня мы можем понять, что и Авраам, и Ибрахим таким жестоким способом проходили тест на ... человечность: животное, каким бы развитым оно не было, принципиально не способно на подобную жертву. Такое - противоречит биологическому ключу, заложенному в живом организме, развивающемся в полном соответствии с законами эволюции. Способность к ТАКОЙ жертве  -  решающий симптом отличия человека от животного.
 
Эволюция миллиарды лет создавала и оттачивала процессы превращения энергии в жизнь. А Человек, существующий сущую временную безделицу - 50000 лет, оказался способен создавать эффекты равные, а то и превосходящие достижения эволюции.  Правда, одновременно с этим он  является генератором  высшей формы энергии - энергии эмоций. Возможно, что именно этот факт и стало причиной, заставившей  (кого?) поставить его над эволюционными процессами в биологической жизни на Земле.
Но это уже совсем другая история -   http://www.viperson.ru/wind.php?ID=442769&soch=1    

Сергей Тимофеев
www,viperson.ru

Док. 654153
Перв. публик.: 13.09.12
Последн. ред.: 17.09.12
Число обращений: 0

  • Тимофеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``