В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Мишина: Про школу Назад
Ирина Мишина: Про школу
Наше образование скоро будет самым средним в мире: за школу взялись всерьез.
Не успел новый постпред на Урале Игорь Холманских с Уралвагонзавода заявить о том, что у нас слишком много людей с высшим образованием, как чиновники принялись упрощать среднее. Там дела и без того хуже некуда. По официальным данным, в этом году семь процентов выпускников не справились с заданием по математике на ЕГЭ. Но на днях позвонил свекор и рассказал новость: в школе, где он работает заместителем директора, - скандал с оценками по математике на ЕГЭ. В ЦАО Москвы, где находится его школа, задержали на неделю результаты : больше трети не подходят даже под самый минимальный балл. И официальные "7 процентов не справившихся с заданием" - это слишком оптимистично. "Умножайте эти 7 процентов минимум на 4", - заверил свекор.
Эта беда, похоже, имеет всероссийский масштаб. О ней неохотно и скупо проговорились сразу несколько региональных Минобров. Например, в Саратовской области ЕГЭ по математике не смогли сдать 14,4 процентов школьников. Об этом официально сообщило Министерство образования региона. Максимальные сто баллов не набрал в области никто. Рособрнадзор давно рассматривает вероятность отмены обязательного экзамена по математике в 11 классе. Сейчас, похоже, для этого появился хороший повод.
Но и это еще не все. Стало известно, что министр образования и науки Дмитрий Ливанов утвердил новый госстандарт образования. Из перечня обязательных предметов в старших классах исчезли физика, химия и биология. Их заменит один предмет под названием "естествознание". В Районо свекру эти новшества объяснили тем, что , дескать, "много лишних знаний получают старшеклассники, и эти знания их перегружают". Сейчас новых учителей по естествознанию усиленно готовят. А старые кадры учителей физики, химии и биологии - сокращают.
Вот меньше всего, если честно, ожидала я всего этого от нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Если верить его биографии, министр в 1990м году с отличием физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности "физика металлов", закончил аспирантуру и стал кандидатом физико-математических наук... Казалось бы, должен горой встать за своих, за "технарей"...
Одновременно со всеми этими новшествами в школе стало известно, что курс "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября 2012 года станет обязательным предметом для всех российских четвероклассников. Об этом сообщила глава департамента Минобрнауки Елена Низиенко.
Уровень знаний наших выпускников - давно проблема государственного масштаба. Но российские учителя в последнее время, как вы знаете, заняты иными государственными проблемами: выборами, подсчетом голосов, встречами с президентом... Учителя с головой ушли в политику: в каждой школе теперь по депутату. Спохватились, когда уже было поздно.
По поводу реформ в средней школе логично было бы организовать публичную дискуссию с привлечением лучших умов страны - таких, например, как ректор МГУ Виктор Садовничий, академики Сергей Капица и Петр Велихов... Но этого не произошло. Впрочем, Виктор Садовничий своего мнения на сей счет и не скрывает. Вот что он заявил: " Отмена обязательного экзамена по математике в 11-м классе неизбежно приведет к падению уровня преподавания и подготовки по этому предмету. А ведь это стратегический предмет, который является основой общего уровня образования. Не зря американские президенты создают уже которую по счету комиссию по преподаванию математики. Сегодня нам ни в коем случае нельзя работать по принципу: засветилась красная лампочка, сдали плохо ЕГЭ, - перекусим проводок".
20 лет назад в средней школе уже отменили один обязательный экзамен - по геометрии. Мотивировали тоже, кажется, сложностью и перегруженностью старшеклассников. Результат сказался уже через несколько лет: наша страна упала и продолжает падать в международных дизайнерских рейтингах из-за недостатка развития пространственного воображения. Поэтому все последствия отмены обязательных в школьной программе предметов необходимо тщательно просчитывать.
С точными науками сегодня связаны все, кто работают в IT-технологиях, в области Интернета. Без математики невозможен ни один экономист, ни один предприниматель и даже простой администратор. Ни ТЭО составить, ни бизнес-план рассчитать. Экономика без математики - это наука ни о чем. История и социология всегда использовали методы статистики. С помощью математических источников историки исследуют, например, источники и памятники письменности. Желающие получить престижную профессию психолога сдают вступительный экзамен по математике. Она нужна психологу еще и потому, что в этой науке нет ни одного раздела, где не применялась бы математика. Невозможны без математики социология, лингвистика, математические модели используют сейчас даже в пиар-технологиях. Что до физики, химии и биологии, то поиск новых источников энергии, обслуживание нефтяных вышек, медицина, фармацевтика - все это без них станет бессмысленным и остановится раз и навсегда.
Не случайно американцы считают в последние годы развитие естественных наук приоритетом. Еще в сентябре 2000-го года в адрес министра образования США поступил доклад от председателя Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке Джона Гленна. Он был озаглавлен" Пока еще не слишком поздно". Вот выдержка из этого доклада: " Благосостояние нашего народа и государства зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но , в частности, от того, насколько хорошо мы обучаем их по математике и естественным наукам. Математика и естественные науки дают нам продукты, услуги, уровень жизни, экономическую и военную безопасность, которые будут поддерживать нас как дома, так и во всем мире. Они дадут технологический потенциал, так необходимый американским компаниям для высокой конкурентоспособности на мировом рынке". В докладе комиссия обозначила приоритеты: " Создание непрерывной системы повышения качества преподавания математики и естественных наук в средней школе. Существенное увеличение количества преподавателей математики и естественных наук , а также повышение уровня их подготовки".
Почему у нас все наоборот? Почему наши учителя, вместо того, чтобы повышать свой уровень, занимаются чем угодно - выборными технологиями, подсчетом голосов, агитацией в поддержку кандидата в президенты? Ведь это отнимает массу времени , сил и интеллектуального потенциала. И не логичнее было бы всей славной армии учителей, вместо того, чтобы проводить бесконечные встречи в Избиркомах, на совещаниях по политической ситуации в стране и на митингах, заняться своими прямыми обязанностями : повышением квалификации и улучшение качества преподавания? Ведь если вдуматься, именно в этом сегодня наш национальный интерес. В общем, скандал с результатами по математике, на мой взгляд, - совершенно логично произошел в год выборов, и является печальным последствием гиперактивного участия учителей в политических процессах.
Я долго искала аналог системе среднего образования, исключающей физику, химию и биологию из списка обязательных предметов. И нашла! В Германии, в различных землях, в старших классах гимназии действует приблизительно такая модель. К числу обязательных предметов там относятся математика, немецкий ( причем, без разделения на грамматику и литературу), один иностранный на выбор, спорт, религия или этика на выбор, а также музыка или искусство. В различных землях есть модификации. Например, в Северной Рейн-Вестфалии к этому перечню добавляется обязательный английский. Можно изучить еще французский с 7-го класса, а можно информатику или иной предмет на выбор. В 9-12 классах добавляется третий иностранный. Дальше - интереснее. Надо выбирать в блоке из истории, политики, географии один предмет. И также один предмет из блока химия, физика, биология.
Учитывая любовь нашего президента ко всему немецкому и к Германии, где он работал в бытность службы в КГБ, не сложно предугадать дальнейшие шаги в реформе нашего среднего образования. Например, объединение в один предмет русского языка и литературы. В Думе, к слову, мы уже с десяток лет копируем четырехпартийную парламентскую систему Германии. Система образования , похоже, на очереди.
В советской и постсоветской системе среднего образования было, конечно, много издержек. Там был, например, нелепый предмет под названием "обществоведение", подводивший теоретическую основу под неизбежность коммунизма в нашей стране. Там была Начальная военная подготовка с разборкой АКМов и надеванием противогазов ( сейчас этот предмет, кстати, хотят возродить). Но все эти издержки можно было закрыть глаза ради одного: та школа помогала сориентироваться в способностях ребенка. Не уверена, что предмет под названием " основы религиозных культур" поможет выявить будущего Нобелевского лауреата по химии, физике или медицине.
И еще. Из всех моих сверстников удачнее всего сложилась судьба у тех, кто выбрал точные науки. Они признаются, что именно математика , физика или химия помогли им сориентироваться в мире современного бизнеса . Многие стали политиками, опять же вспоминая добрым словом алгебру, начала анализа, индукцию и комбинаторику ( которые когда-то входили в обязательную школьную программу). Это научило просчитывать любую ситуацию . Видимо, точность все же дисциплинирует мозги.
И конечно же наука! Если бы государство было бы заинтересовано в новых Ландау, Капицах и Алферовых, никто не принимал бы решений об изъятии базовых предметов из числа обязательных. Кстати, за всю историю Нобелевских премий российские химики всего раз удостаивались этой престижной награды. Ее получил в 1956-м году Русский ученый Николай Николаевич Семенов "за разработку теории цепных химических реакций". Нобелевской премии по медицине россияне тоже были удостоены всего раз : ее получил в 1908-м году Илья Ильич Мечников "За труды по иммунитету". С Нобелевской премией по физике картина более оптимистичная: ее присуждали нашим соотечественникам 7 раз. Последнюю Нобелевскую премию по физике россияне Константин Новоселов и Андрей Гейм получили за исследования, проведенные в Великобритании... Условия , в которых развивается, а точнее сказать, не развивается российская наука, попросту антисанитарны. Сегодня в России отчисления на науку в расчете на душу населения составляют 66 долларов и сопоставимы с уровнем таких стран, как Венгрия и Польша. В США этот показатель равен 842 долларам на душу населения, в Швеции - 774, Японии - 731. В этих странах науку традиционно поощряют : не случайно почти треть всех лауреатов Нобелевской премии по химии и биологии, например, - американцы. На втором месте - представители Германии, на третьем - Великобритании. При нынешнем подходе к науке в России разговоры об экономическом процветании попросту бессмысленны.
Лежит на поверхности и еще одно последствие слияния физики, химии и биологии в один предмет. Очевидно, что многие родители захотят дать своим детям более глубокие знания по этим актуальным в сегодняшнем мире предметам и естественно попросят либо дополнительные занятия у учителя ( такса в каждом случае договорная и, поверьте, немалая). Либо вовсе предпочтут средней школе с ее средними стандартами частные учебные заведения. Правда, Дмитрий Ливанов уже успел опровергнуть появление в школе "платных дисциплин", но это, как вы понимаете, на деле мало что определяет.
А пока можно прогнозировать приток российских учащихся в английские частные школы. Только за последний год их число выросло на 6 процентов. Тамошние преподаватели жалуются: российские ученики уже начали вытеснять британских...


www.viperson.ru

Док. 653996
Опублик.: 07.09.12
Число обращений: 0

  • Капица Сергей Петрович
  • Садовничий Виктор Антонович
  • Велихов Евгений Павлович
  • Ливанов Дмитрий Викторович
  • Мишина Ирина Анатольевна
  • Низиенко Елена Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``