В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В эффективной экономике должна быть рачительная финансовая политика Назад
В эффективной экономике должна быть рачительная финансовая политика
Большинству ученых и практиков совершенно очевидно - Россия стоит перед стратегическим выбором: продолжить развитие как сырьевой источник развитых стран и жить на избыточную сырьевую ренту, сжав перерабатывающую промышленность до уровня, минимально необходимого сырьевому сектору, или провести глобальную модернизацию экономики в направлении развития инновационных секторов, став реальным участником клуба развитых стран мира. Россия не может быстро перескочить из сырьевой экономики в инновационную, более того, она не сможет построить инновационную экономику без опоры на финансовые ресурсы сырьевого сектора, но она должна сейчас сделать выбор и начать строить новую экономику, основанную на эффективном, рачительном использовании как внутренних, так и внешних инвестиционных источников. Почему сейчас? Потому что мировой финансово-экономический кризис предоставляет России уникальный шанс воспользоваться кризисным состоянием экономик большинства развитых и развивающихся стран мира.
Попробуем выделить, на наш взгляд, самые существенные причины проблем экономики России:
сохранение сырьевой основы национальной экономики (в настоящее время, как это ни печально, единственным реальным источником ресурсов для выхода из кризиса является энерго-сырьевой экспорт);
высокие инфляция и реальный дефицит бюджета, сопряженные со значительными объемами некредитной эмиссии;
низкий уровень трудовых доходов населения в ВВП;
высокий уровень в ВВП налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
крайне низкий уровень сбережений и инвестиций;
отсутствие системы институциональных источников инвестиций;
в основном, спекулятивный и краткосрочный характер иностранных заимствований;
отсутствие системы (а не отдельных госкорпораций) государственных институтов развития и рефинансирования в основных отраслях экономики;
слабость, непрозрачность и высокорискованность банковской системы;
низкий уровень открытости и значительный объем теневого сектора в национальной экономике;
значительная изношенность основных производственных фондов и низкая производительность труда;
чрезмерная затратность экономики по энергии, материалам и накладным расходам;
критический уровень монополизации экономики;
высокая степень криминализации бизнеса и коррупции в его отношениях с государством.
Народная мудрость гласит: нет худа без добра. Не было бы такого глобального мирового кризиса, мы не смогли бы так остро осознать порочность и неэффективность российской экономической модели. Не накопи правительство резервы (конечно, накопили запредельно избыточные), не было бы в стране социально-политической стабильности. И даже сырьевой гиперсектор может сейчас сыграть важнейшую роль в финансовом обеспечении инновационного развития экономики России.
Попробуем сформулировать предложения и рекомендации по преодолению имеющихся реальных и потенциальных угроз для экономической безопасности России, модернизации сырьевой экономики и ее выводу на устойчивый инновационный путь развития:
1)с участием научной общественности и бизнес-сообществ разработать 20-летнюю Стратегию социально-экономической модернизации России, придав этому документу статус государственного индикативного плана; изменения в Стратегию вносить каждые 5 лет после проведения Всероссийского экономического совещания с широким представительством, в ходе которого формировать национальную пятилетнюю программу развития;
2)создать необходимые правовые, финансовые и организационные условия формирования в России финансового центра мирового уровня, обеспечивающего прямые иностранные инвестиции в достаточных для модернизации экономики объемах;
3)подготовить и реализовать программу использования избыточной сырьевой ренты, накапливаемой в национальном фонде развития, в целях финансирования развития инфраструктуры и перевода экономики на инновационный путь развития;
4)организовать эффективную национальную систему финансового контроля: государственный контроль - органы Счетной палаты, внутренний контроль - ведомства и предприятия, независимый контроль - аудиторские компании;
5)кардинально изменить законодательство о собственности и добыче полезных ископаемых - полезные ископаемые должны находиться в собственности государства до момента их продажи государством после добычи, а разведку, добычу, транспортировку и переработку могут вести частные и государственные подрядные компании;
6)единую государственную денежно-кредитную политику формировать в аппарате Президента РФ и проводить исключительно в целях обеспечения эффективного и стабильного экономического развития (а не только ради подавления инфляции);
7)не допускать резких колебаний и существенного укрепления (более 5% в год) курса рубля относительно корзины основных валют; свободно плавающий курс рубля может быть установлен только после полномасштабного запуска в России международного финансового центра;
8)избыточную экспортную сырьевую ренту Правительству изымать в иностранной валюте и оперировать ею в соответствии с денежно-кредитной политикой и общими правилами валютных операций на открытом рынке;
9)создать стимулирующую экономическое развитие регионов и муниципалитетов систему налогообложения: предприятия должны платить налоги по месту своей деятельности (а не регистрации), а граждане - по месту жительства (регистрации);
10)расходы бюджета на социальные нужды и развитие экономики должны быть сбалансированными и не допускать снижения экономической активности и производства добавленной стоимости, являющейся основой формирования бюджета;
11)вся система доходов и расходов бюджета должна быть абсолютно прозрачной для граждан; крупные бюджетные проекты и программы (более 50 млрд. рублей) должны утверждаться квалифицированным большинством обеих палат Парламента РФ, особо крупные (более 100 млрд. рублей) - так же с участием парламентов субъектов Федерации, а крупнейшие (более 200 млрд. рублей) - только на всенародных референдумах;
12)установить минимальную оплату труда для различных категорий работников и отраслей (использовать значительный иностранный опыт), стимулировать внутреннюю миграцию трудовых ресурсов, обеспечить качественную внешнюю трудовую иммиграцию;
13)в рамках государственно-частного партнерства реализовать специальную программу формирования эффективной системы институциональных инвесторов и институтов развития во всех ведущих отраслях экономики, а также для малого и среднего бизнеса;
14)распространить систему страхования вкладов граждан на их вложения в финансовые активы на организованном фондовом рынке; сформировать в банках инвестиционно пригодные долгосрочные вклады граждан, в частности, за счет придания сберегательным сертификатам качества ценной бумаги в полном объеме и введения специальных накопительных счетов под ипотеку и приобретение жилья;
15)установить жесткие ограничения на рост тарифов и цен монополий (не более 3/4 от официальной инфляции), жестко увязав их с ростом рентабельности деятельности и производительности труда; такие же требования применять ко всем получателям средств государственной поддержки;
16)подготовить специальную программу социально-экономической модернизации моногородов и создать государственное агентство по реорганизации, санации и банкротству градообразующих и моноотраслевых предприятий;
17)предоставить Агентству по страхованию вкладов право выкупа и санации проблемных активов кредитных организаций на возмездной основе;
18)перед Российским банком развития поставить задачу формирования федерального холдинга из числа малых (с капиталом до 1 млрд. руб.) региональных банков; в федеральных округах на базе объединения региональных госбанков создать межрегиональные банки развития;
19)создать специализированный земельно-строительный банк в целях обеспечения финансирования строительных и инфраструктурных проектов;
20)обеспечить эффективную правовую и судебную защиту прав собственника и кредитора, создать единую федеральную систему регистрации залогов недвижимого и движимого имущества;
21)разорвать порочный круг взаимосвязи коррупции и теневой экономики - обязать всех совершеннолетних граждан России ежегодно сдавать декларацию об имуществе и доходах (незадекларированные имущество и доходы подлежат изъятию в доход государства по решению суда);
22)в целях укрепления государственного финансового контроля на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу создать специальную секретную службу по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями;
23)необоснованные проверки и претензии органов государственного контроля в отношении граждан и организаций должны караться уголовной и административной ответственностью и крупными штрафами.

Главное сегодня: не растерять, а аккумулировать все те преимущества, которые у России были и которые ей предоставил мировой кризис; сформулировать понятную всем слоям общества и в целом поддерживаемую ими единую государственную экономическую политику на долгосрочный период; создать комфортные условия развития гражданского общества и бизнеса; обеспечить открытое и справедливое распределение общественных благ; исправить вопиюще негативные для граждан решения 90-х годов.

Гамза В.А.
Профессор, директор Института финансово-экономических исследований
Финансовой академии при Правительстве РФ,
вице-президент Ассоциации региональных банков России

Док. 653733
Перв. публик.: 25.02.11
Последн. ред.: 31.08.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``