В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Национальные Бизнес Форумы II ежегодная конференция Кредитование в России Назад
Национальные Бизнес Форумы II ежегодная конференция Кредитование в России
Ведущий: Если есть вопросы к выступающему, пожалуйста, задавайте. Поднимайте руки, мы вас обеспечим микрофоном. Александр Васильевич, присаживайтесь. Продолжаем нашу конференцию. Следующее выступление Владимир Андреевич Гамза, председатель Совета директоров Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, председатель комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России". Тема выступления: "Проблемы кредитования МСП". Прошу вас, Владимир Андреевич.

Владимир Гамза: Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги. Макроэкономические вопросы проблем кредитования в России освещены достаточно подробно. Я не буду здесь ничего добавлять, хотя всегда очень хочется покритиковать и Правительство, и Министра финансов, и Центральный Банк. И на самом деле есть за что. Но совершенно очевидно, что в ближайшие, я так думаю, 12 лет вряд ли произойдет серьезное, кардинальное изменение макроэкономической политики. Монопольно крупный бизнес в стране, скорее всего, будет даже крепчать, поэтому надо исходить из той данности, которая есть, и приспосабливаться к ней. Если опуститься на микроуровень, то совершенно очевидно, что сегодня проблемы кредитных организаций больше не в том, где взять длинные и дешевые ресурсы, хотя есть и такая проблема. Но главной проблемой остается вопрос, где взять качественного заемщика.
Сегодня парадигма деятельности кредитных организаций сильно изменилась в силу того, что за многочисленные кризисы в России, которые были за последние 15 лет, банковская система накопила излишне много проблемных активов. И сегодня кредитовать в том режиме, в котором она кредитовала раньше, она просто физически не в состоянии. Потому что если она начнет делать это и дальше, она просто развалится и без всякого кризиса.
Тот уровень проблемных активов, который мы видим по балансам, не соответствует реальной действительности - он гораздо тяжелее. Вы можете обратить внимание, что уровень проблемных активов, которые показывают европейские или американские банки, намного выше российских. Такого просто быть не может. Поэтому исходим из того, что действительно уровень очень высокий. И если вы поговорите тет-а-тет в кулуарах без протокола с любым руководителем банка, он вам откровенно скажет, что, да, действительно, это главная проблема. Что делать в этой ситуации? В ряде развитых стран государство пошло на то, чтобы частично или полностью освободить банки от тех проблемных активов, с которыми они не могут разобраться сами. Россия пошла по другому пути: государство считает, что частные банки, коль они сами создали эти активы, пусть сами с ними и разбираются. Хотя если уж говорить честно, то большинство банков выжили во многом не благодаря, а вопреки финансовой политике государства и, прежде всего, нашего замечательного министра финансов.
Поэтому частные банки остались один на один с проблемными активами, и в этой части политика государства не изменится, никто помогать кредитным организациям в разборе "завалов" с проблемными активами не будет. В этой связи у каждой кредитной организации на сегодняшний день только 2 выхода: пуститься во все тяжкие, начать работать с активами, которые приносят тебе 100-200-300-500%% годовых (так жить будешь хорошо, но недолго), использовать серые схемы (конечно, заработаешь, но конец совершенно понятен), или начать формировать портфель качественных активов, постепенно замещая имеющийся портфель проблемных активов. Возможно, даже постепенно списывая его. Другого выхода для кредитных организаций сегодня просто не существует. И в связи с тем, что большинство банков приняли именно эту парадигму развития по формированию качественного кредитного портфеля, они столкнулись с проблемой отсутствия качественных заемщиков. В условиях, когда 40% экономики в тени, когда большинство малого и среднего бизнеса конкурирует не в сфере оптимизации себестоимости продукции и повышения производительности труда, а в сфере налоговой, таможенной оптимизации, понятно, что качественных заемщиков взять во многом просто негде.
И здесь без принятия кардинального решения со стороны государства вряд ли что-то изменится. Любые призывы к бизнесу выходить из тени, становиться прозрачными и так далее, направлены "в никуда" по одной простой причине: реальным конкретным предприятиям это невыгодно. Они станут прозрачными, они станут с достоверным балансом и так далее только тогда, когда им будет выгодно это делать. Поэтому необходимые меры известны, кстати, РСПП, Деловая Россия, Опора России 40 раз предлагали эти меры. Нужна политическая воля, чтобы их принять.
А дальше необходима ликвидация финансовой безграмотности большинства предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня просто диву даешься, насколько с финансовой точки зрения не подготовлены так называемые финансовые директора многих предприятий. Мне кажется, что было бы целесообразно, если бы предприятия стали просто привлекать к себе на работу в качестве финансовых директоров сотрудников кредитных организаций, которые могут профессионально решать вопросы. В этой связи 2 года назад мы начали процесс подготовки создания на рынке профессиональных кредитных посредников. Мы хотим, чтобы возникла профессия профессионального кредитного посредника. И год назад мы объединили кредитных посредников в Национальную ассоциацию кредитных брокеров и финансовых консультантов. Во взаимодействии с Ассоциацией региональных банков, которая была инициатором того, чтобы мы активно занялись этим процессом. Год назад подключилась и Ассоциация российских банков. И если 2 года назад мы начали с того, что на рынке было всего 44 кредитных брокера, то сегодня их число приближается к 500. Мы считаем, что сегодня это одно из ключевых направлений формирования или ликвидации кредитной безграмотности малого и среднего бизнеса. Более того, мы сейчас начинаем работать с профессиональными бизнес-сообществами по созданию специальных комитетов, которые были бы определенной площадкой, интерфейсом между бизнесом и финансовым рынком для того, чтобы можно было найти консенсус для решения этих проблем.
Потому что очень часто получается так: собираются банкиры на свой форум и достаточно подробно разговаривают о своих собственных внутренних профессиональных проблемах, и на самом деле находят какие-то решения. Но это решения их чисто внутренних проблем. Бизнес, в свою очередь, собирается и обсуждает проблемы реальной экономики, так же свои внутренние проблемы. При этом одни критикуют других, но это ни к чему не приводит. Мы пошли по пути создания объединительных площадок. В РСПП уже есть комитет по финансово-кредитному обеспечению, который эффективно функционирует. Сейчас создан такой комитет финансового обеспечения бизнеса в "Деловой России". К нам обратился и Нострой (Национальное объединение строительных организаций) и сегодня на совете Ностроя будет рассматриваться вопрос о создании такого же комитета. Мы считаем, что перенос акцента на непосредственное решение тех проблем, которые мешают эффективно взаимодействовать банкам, другим финансовым организациям и конкретному реальному малому и среднему бизнесу, это главное направление. Потому что совершенно очевидно, что макроэкономические проблемы не будут решены в ближайшее время. А если, не дай Бог, нас все-таки накроет вторая волна кризиса, то это будет отложено совсем надолго. Спасибо за внимание!

Ведущий: Владимир Андреевич, я хочу спросить Вас относительно перспектив той организации, которую вы возглавляете, потому что, как сегодня говорили, Центральный Банк не заинтересован в развитии кредитования и не рекомендует этого банкам.

Владимир Гамза: Я еще раз говорю, есть ключевые макроэкономические вещи, без решения которых нельзя построить эффективную экономику. До тех пор, пока в задачах Центрального Банка не будет записано, что он отвечает за развитие экономики через банковский сектор, он этим заниматься не будет. Он говорит, у меня нет этой проблемы, я этим не занимаюсь. И это при том, что в мире центральные банки отвечают за экономический рост, так в задачах Федеральной резервной системы США записано даже то, что она отвечают за формирование рабочих мест, за занятость. А Банк России говорит: нет, я буду только регулировать банковскую сферу, наблюдать за ней. На самом деле, есть очень эффективные механизмы регулирования финансового рынка без участия регулятора. Вы знаете, что в Новой Зеландии нет регулятора? Рынок сам регулирует. Там очень просто, всем сказали: ребята, вы сами определяйте, надежный банк или нет. И, естественно, тогда все обратились к рейтинговым и консалтинговым агентствам. Рынок настолько качественно отрегулировал, что проблемы вообще не возникает. Там все транспарентно - если банк будет хоть немножко что-то прятать, то завтра он просто умрет, потому что с ним работать никто не будет.

Ведущий: У нас тут тоже рейтинговые агентства. Наши найдут выход как всегда. Что ж, если нет вопросов к выступающему, мы продолжаем нашу дискуссию.

Владимир Гамза: Спасибо!

Ведущий: Я честно вам скажу, конспектируя выступления, я прихожу к выводу, что нет необходимости акцентировать свое внимание наших выступающих на итоговой деятельности только, что отставленного Министра финансов.

Ссылка: http://www.nbforums.ru/press/public/686/

Док. 653722
Перв. публик.: 10.10.11
Последн. ред.: 31.08.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``