В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Есть ли в России банковская тайна? Назад
Есть ли в России банковская тайна?
Председатель Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, председатель Комитета по финансово-кредитному
обеспечению бизнеса "Деловой России", зампред Комитета по инвестиционной политике Национального объединения строительных СРО "НОСТРОЙ", член Совета директоров Банка "Транспортный", советник президента Ассоциации региональных банков России, советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических и юридических наук, профессор,
член Международной академии экономики, финансов и права
Владимир ГАМЗА ответил на вопросы информационного портала http://i-business.ru - "Национальная деловая сеть".


Вопрос:
- Как стало известно, по инициативе Росфинмониторинга налоговики в скором времени получат полный доступ к информации о любых банковских счетах в РФ. Можно ли в этой связи утверждать, что таким образом в России окончательно будет ликвидирована банковская тайна как таковая? Или же де-факто ее и не было, поэтому не все так страшно для бизнеса?

Ответ:
- Для российских силовых и контрольных государственных органов никогда не существовало понятия "банковской тайны". Центральный банк РФ имеет практически полную информацию обо всех счетах и операциях кредитных организаций. Если госорганам необходимо ее получить, Центробанк предоставит. Поэтому предложения Росфинмониторинга - лишь небольшое дополнение к уже имеющимся полномочиям налоговых органов.
Банковская тайна в плане официального оформления и охраны - достаточно сложная процедура, толком не прописанная в российском законодательстве. Не совсем понятно, что является банковской тайной и как ее надежно сохранить. Даже если банк, в соответствии с имеющимся законодательством, оформит необходимые документы, обозначив сведения как банковскую тайну, правоохранительные или налоговые органы могут получить их в любой момент при самом минимальном обосновании. Более того, получившие эту банковскую тайну органы далее не будут обращаться с ней как с банковской тайной.
Данная система мешает наладить правильное взаимодействие банка и клиентов по вопросу о банковской тайне, хотя клиенты банков как-то приспособились к существующей реальности фактического отсутствия банковской тайны. Для того чтобы банковская тайна (а также служебная, коммерческая и т.д.) стала охраняемым объектом, необходимы соответствующие корректировки в законодательстве. К примеру, разглашение государственной тайны чревато уголовной ответственностью, а чем чревато для правоохранительных, контрольных и фискальных органов разглашение банковской тайны?

Вопрос:
- Насколько ощутимо отразятся данные изменения на деятельности предпринимателей, пользующихся банковскими услугами? Следует ли опасаться, в частности, сегменту малого и среднего бизнеса, и без того страдающему от жесткой фискальной политики государства, в то же время испытывая острый дефицит господдержки?

Ответ:
- Никак не отразятся, в том числе на малом и среднем бизнесе. Российские предприниматели давно приспособились работать в условиях жесткой фискальной политики. Конечно, печально, если она станет несколько жестче, но ничего страшного не произойдет. Нет ничего такого, к чему наш российский бизнес не смог бы приспособиться. За 20 лет, когда не благодаря, а вопреки многим действиям властей он все-таки выжил, поэтому справится и с этим нововведением. У российского бизнеса фантастическая способность к выживанию в любых условиях. Поэтому не вижу здесь ничего угрожающего.
С другой стороны, государство постоянно создает для бизнеса какие-то проблемы, препоны. Может быть, это делается специально в преддверии вхождения в ВТО? Чтобы наш бизнес стал самым изворотливым в мире?... К сожалению, в конечном итоге это приведет к уходу бизнеса в Казахстан, Белоруссию, Латвию, Украину, которые ввели достаточно льготный режим для развития бизнеса.

Вопрос:
- Как сегодня обстоит дело с банковской тайной в международной практике? Можно ли говорить об аналогичной тенденции ужесточения данного вопроса? И что следовало бы, по-вашему, внедрить в отечественную банковскую систему из успешного зарубежного опыта?

Ответ:
- Во всем мире идет атака государственных органов на банковскую тайну. Достаточно наглядна ситуация в Швейцарии. Когда-то это страна была оплотом банковской тайны. Сегодня же она выдает любую информацию о клиентах, которые прячут свои деньги от национальных налоговых служб.
В целях установления современных цивилизованных правил охраны банковской тайны необходимо процедуру формирования и передачи сведений, составляющих банковскую тайну, в России подробно прописать на законодательном уровне. Правоохранительные, фискальные или иные государственные органы не должен иметь права запрашивать любую банковскую информацию. Как сейчас нередко происходит: налоговую заинтересовала какая-то компания, она начинает собирать данные о ней и обо всех ее контрагентах. Зачастую этот процесс затрагивает интересы организации, которая к данной проблеме не имеет никакого отношения.
Во многих развитых мировых державах существует законодательство, карающее правоохранительные или фискальные органы, если они необоснованно нарушили права и свободы человека, организации, предпринимателя. Если за рубежом полицейский необоснованно остановит человека для проверки документов, он понесет за это серьезную административную ответственность, а если необоснованно воспрепятствует деятельности предприятия - будет нести уголовную ответственность.
Российское законодательство в этом плане нуждается в серьезной корректировке.
Сбор сведений о предприятиях, бизнесменах должен вестись согласно законодательным нормам. Правоохранительные либо другие проверяющие органы должны нести ответственность за создание проблем предпринимателям, частным лицам, предприятиям.

Вопрос:
- Действительно ли обоснована мотивация регуляторов по поводу вышеуказанного ужесточения, когда речь идет о борьбе с международным терроризмом и коррупцией?

Ответ:
- Да, мотивация правильная. Я являюсь членом экспертного совета при Финмониторинге России и хорошо осведомлен обо всех проблемах в этой сфере. Их позиция обоснована с точки зрения необходимости соответствия российского законодательства мировым нормам. Здесь Россию постоянно проверяет Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Предложения Росфинмониторинга - не прихоть или желание что-то ужесточить. Это выполнение рекомендаций, которые FATF выдвинула России. С другой стороны, нововведения должны работать в условиях, когда права и свободы, интересы предпринимателей, частных лиц защищены законодательством. Иначе все закончится серьезным дисбалансом: права у правоохранительных, фискальных органов появятся, а обязанностей не добавится.

Вопрос:
- Существует ли риск еще большего оттока предпринимательства в оффшоры в связи с вышеобозначенными изменениями?

Ответ:
- Весь российский крупный бизнес и половина развитого среднего уже давно оформлен в оффшорах и не является формально национальным. Однако, через оффшоры достаточно сложно работать на территории России. В основном они используются для оформления собственности. Бизнес ведется через компании - резиденты в России.
Сегодня другая проблема - серьезный отток российского среднего предпринимательства в страны СНГ и Прибалтику. Нашим гражданам более комфортно вести бизнес в бывших советских республиках: льготный режим налогообложения, комфортные условия развития бизнеса, общий менталитет, близкое к российскому законодательство, единая языковая среда. Данная тенденция наносит серьезный удар по российской экономике.

Ссылка на публикацию на информационном портале -
http://i-business.ru/blogs/22481

Док. 653711
Перв. публик.: 12.08.12
Последн. ред.: 31.08.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``