В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.А. Назариков: `Ареал не дефицита` Назад
А.А. Назариков: `Ареал не дефицита`
Довольно-таки необычным и неожиданным прозвучало предложение мне просмотреть гранки статьи Александра Борисовича Немченко "Существует ли дефицит программистов или размышления о путях развития российского образования". Не стал открывать указанные статьи Ольги Самофаловой и Алексея Баранова, так как, на мой взгляд, автор стремится не оспорить Самофалову и Баранова, но взглянуть на все проблемы, связанные с IT-технологиями, с другого ракурса и расширенно. Не могу сказать, что всё понял при чтении статьи Немченко, но многое понял и это заставило задуматься.

Но начну всё же с личных впечатлений про движение этих технологий. У автора этих строк жена и сестра закончили факультет прикладной математики, но обе не работали ни секунды по профилю! Почти перед самым приходом предложения А.Б. Немченко вирус с красивым названием "маячок" съел три браузера на моём компьютере. Я попытался обратиться к знакомым, которые обучались серьёзным программам (тут, наверняка, нет особой разницы какого направления), но... они не могли ответить ни единым движением! Вылечил мой компьютер сын моего старого знакомого, который пока (14 лет) не заканчивал никаких курсов (!), но у парня голова работает очень направленно в нужную ему сторону. Ему не удалось до конца пояснить некоторые программные позиции мне, так как он уже очень далеко ушёл вперёд, а мне настолько далеко и не надо, но в целом я его понял. Отсюда я позволю себе сделать один вывод: все эти курсы по обучению людей программам нужны только тем, кто уже хоть что-то начал понимать в IT-области, то есть, приподнялся над простым пользованием и желает большего, чем быть простым юзером!

Теперь к самой статье. Я не буду останавливаться на специфических моментах, так как это будет ясно только специалистам. Свою задачу вижу в рассмотрении этой проблемы с точки зрения того же самого юзера и цивилизованного человека. Конкретно о понятии "дефицит" можно сказать следующее. Как и все страны бывшего СССР Россия не ощущает дефицита только среди административных работников, то бишь, бюрократов. Во всех остальных областях и отраслях наблюдается, говоря ярким языком недавней молодёжи, - полный отстой! Значит, область IT-технологий в таком же плачевном состоянии.

Места, где концентрируется активная молодёжь (по определению Немченко - ВУЗы), мною мало изучены, зато хорошо знаю уже отсидевших в этих местах положенный срок. Потому мало что могу сказать лестного об этих молодых людях. Активность у них сильно однобокая, так называемые "ботаники" среди них нечто вроде белых ворон. Последнее время мне много пришлось общаться с двадцати двухлетними парнями, только что закончившими институты по финансовым специальностям. Ни единого среди них нет, кто бы знал что-то шире простой бухгалтерской программы. То же самое можно сказать и о детях моих приятелей, но уже которым под тридцать. Такая же ситуация и среди молодёжи в возрастной группе от 30 до 40. Может быть, мне просто не приходится с такими "белыми воронами" сталкиваться? Вряд ли. Так как мне приходится пользоваться и USB модемом, то пришлось столкнуться с довольно широким кругом людей, занятых продажей и обслуживанием компьютеров. Таким образом, можно точно сказать, что активная молодёжь, - это совсем не обязательно будущие творцы, большая часть из которых - обычные серые потребители, которые в своё время сильно посодействовали перевоспитанию "белых ворон"... Потому не стоит отрываться от жизни и учитывать тот факт, что в университеты и институты попадает далеко не самая лучшая часть молодёжи, но "золотая молодёжь". Может быть, кто-то хочет доказать мне обратное?! Кроме того, есть ещё один немаловажный аспект: творческая часть "ботаников" выглядит в глазах так называемой креативной молодёжи ещё более "загадочнее", так как они никак не поддаются меркантильному воспитанию своих сверстников. Это совсем не значит, что у них нет желаний, соответствующих данному возрасту.

Теперь об инвестициях в науку... Если судить о разгоревшихся скандалах Петрика с РАН, то, наверняка, следует констатировать факт, что академия наук занимает невыгодную позицию защищающегося. Её (академию) можно понять: мало того что инвестиций в науку нет и особо не предвидится, а тут ещё и кто-то пытается отобрать "нажитое непосильным трудом"... Даже без углубления в эту тему можно предположить, что в самой РАН дела ещё хуже, чем нам преподносят. Что-то не особо слышно об великих прорывах российской науки по отношению, навскидку, к Буркина-Фасо. Если Немченко не имеет право в открытую об этом говорить, то нам вроде как можно. Цитата от Бисмарка (если мне не изменяет память): страна, не желающая кормить свою армию, будет кормить армию другой страны, захватчицы. Разве нельзя то же самое сказать и про науку? Кто-то в состоянии напомнить мне и другим пользователям нашего портала, ЧТО конкретно было изобретено с 1985 года? Только без оглядки на советскую науку и вообще всё мировое научное сообщество? Думаю, меня сразу же упрекнут и даже попытаются поставить на место, не настоящие учёные, а именно наукообразные бюрократы!

"Роль государства сегодня в России определяющая". Думаю, это правильная постановка вопроса, но разве где-то иначе? Мне кажется, что не это хотел сказать Александр Борисович. И дело, скорее всего, не в неполноценности правил и самого ЕГЭ. В прошлом абзаце я обратил внимание на то, что в академии, как бы это помягче выразиться, и дел-то научных нет, кроме дел, аналогичных судебному процессу с Петриком. Недавно ещё прочёл откровения Евгения Фёдорова про "продажу" России США во времена Горбачёва и Ельцина. На веру брать во внимание такие откровения очень сложно, но всё же можно предположить такой разворот событий в те годы. На основании такого предположения уже понятна постройка "Сколково" и все события вокруг него. И на основании того предположения напрашивается вопрос: Вы ещё надеетесь, Александр Борисович?

"Количество университетов необходимо резко сократить". С этим утверждением Немченко я абсолютно согласен, но вот будут ли согласны те, которые плотно сидят на государственных и частных дотациях? Значит, поначалу стоит разобраться чисто административно с этой частью "марлезонского балета" и вернуть государству все рычаги управления собственным образованием. И уж потом делать остальные па. Думаю, никакому государству не будет выгодно содержать нахлебников, даже с большими учёными степенями. А при сокращении университетов высвободившиеся средства можно перенаправить на первоочередные нужды науки и образования. Слабо верится, что это может произойти безболезненно, но эта работа напрашивается как первая стадия очистки бюрократов-трутней от науки.

Теперь же перейду к наименее знакомой мне части статьи Немченко А.Б., а именно к противостоянию двух систем "Linux vs Windows". Хотя плохо понял, почему первое зовётся коммунистическим, а второе капиталистическим, но, наверняка, так оно и есть. Но не о том. "Но также как неизбежен прогресс в общественных отношениях, так и распространение OSS уже не остановить. Потому что он усилиями таких компаний, как IBM и Novell превращается в инструмент неоглобализма". Если судить по арабским революциям, хотя неясно, какая из систем здесь первенствует, но новейшие технологии используются в необычном контексте. Не согласен со сравнением с прогрессом в общественных отношениях, но вновь приходится отвлекаться на некорректные фразы. А вот с этим невозможно не согласиться. "Чужой, импортированный OSS это быстрая и сладкая смерть национальной ИТ индустрии той страны, которая не сможет противопоставить аналогичный свой OSS". И это понятно даже мне. Хотя кому тепло или жарко от того, что даже я это понимаю?! С выводом Немченко также нельзя не согласиться. " Что OSS не "капля воды", а цистерна сильнейшего катализатора не только для нашего образования, но для любой современной экономики". Думаю, что это очень хорошо понимают и наверху, иначе бы не было недавней ротации кадров среди министров.

Пирамида Маслоу и все комментарии по ней, на мой взгляд, просто основательная чушь, но мнение профана тоже мнение, попрошу учесть. Теперь перейдём к самим темам, по выражению Немченко, заявленным в заголовке. Должен сказать, что, по моему мнению, Александр Борисович не справился с поставленной им самим же задачей. А у меня не хватает знаний по IT-технологиям, чтобы ему помочь в раскрытии темы в нужном ключе. Но можно предположить, что если бы нам это и удалось сделать, то и тогда это мало бы что изменило в расстановке сил в этой области и вокруг неё. Возникает вопрос: почему мне кажется, что Немченко не справился с ответом на обе статьи? Во-первых: наверняка, стоит сказать, что я никоим образом не сомневаюсь в компетентности А.Б. Немченко, а очень сомневаюсь в том, что все выводы дойдут до нужных ушей. Ещё большие сомнения возникают в том, что если всё же выводы дойдут, то услышавшие захотят что-либо исправить!

Я же ниже остановлюсь на некоторых моментах, которые бы следовало бы откорректировать, хотя, повторяюсь, общей тенденции это не изменит. Но будем надеяться, что Немченко сможет извлечь и из моих дилетантских рассуждений что-то полезное. Итак, программист, по разумению Немченко, - ключевая профессия нашего века. Не ключевая, но жизненно необходимая для прогресса, так, на мой взгляд, будет вернее. Государство пока только раздаёт награды программистам, которые смогли зарекомендовать себя в голосованиях по интернету. Все остальные пока не у дел. Сказать точно, сколько это будет продолжаться, наверняка, не сможет никто. Пока суть да дело дойдут до раздачи денег нужным программистам, им стоит скооперироваться на продвижении проектов, которые необходимы будут государству в прямом смысле завтра. Тогда, возможно, они будут замечены и гораздо проще будет говорить о проблемах, возникающих в этой индустрии.

Очень существенным считаю замечание Александра Борисовича, как продвижение проектов идёт у американцев. Основное то, что они чётко разделяют труд интеллектуалов и прикладников. Случайно об этом узнал ещё в конце 70-ых прошлого века. Мне даже рассказывали старшие товарищи, как нашу делегацию водили по одному из заводов в Детройте. Наши специалисты с завистью разглядывали всё производство и особо интересовались зарплатами токарей, фрезеровщиков, сборщиков. Каково же было их удивление, когда их привели в замызганный кабинетишко, в котором сидел небритый, полудикий человек. Его представили как мозг всей компании. Изумление выплеснулось наружу, когда прозвучал ответ, что он получает больше, чем председатель совета директоров! Похоже, что сегодня такого бы изумления не было, а нам пора вплотную заняться реализацией замыслов чистых интеллектуалов.

Далее у Немченко А.Б. идёт более специфическое описание проблем отрасли. Какую-то часть, менее тщательно, я уже разбирал в прошлом своём послесловии к статье А.Б. Немченко. Меня в новой статье заинтересовала приведенная Немченко взаимосвязь современного образования и программирования. Вроде бы и сама проблема, и само решение лежат на поверхности, но это только кажущееся решение. Не буду пытаться претендовать на какую-то новизну в своих рассуждениях, но всё написанное выше, как и далее лишь попытка разобраться в ситуации представителю самого обширного звена. Итак, о связи образования и новейших технологий. Даже если МГИМО и потеряет статус университета, вновь став только институтом, готовящим дипломатов, то и это не позволит расслабиться его администрации. И иначе быть не может - современный дипломат просто обязан быть очень хорошим юзером, дабы не отстать от реалий современной жизни, а ещё лучше мини-программистом (если так можно выразиться). Значит, смена вывески не играет никакой роли. То есть, любое высшее учебное заведение, желающее поддержать марку современной российской науки, просто обязано уделять новым технологиям пристальное внимание! Вывод проще выеденного яйца: специалисты-айтишники, состоящие в штате учебного заведения должны хорошо оплачиваться, то есть, их труд! В противном случае программа обучения будет неполной и однобокой, то есть, из-за плохого материального обеспечения педагогов, занятых в этой области, будут страдать студенты, закончившие этот ВУЗ, причём, сразу за его дверями!

Согласен я и с тем, что нет предела фантазиям человека и с тем, что эти самые фантазии рождаются в самых неприспособленных для этого местах. Выращивать фантазии не удавалось никому, но можно, как минимум, не губить ростки в "ботаниках" и поощрять эти протуберанцы мыслей намеренно, на самом высоком государственном уровне! И в данном случае главное - это предвидеть все максимально возможные перспективы в этой области, а для этого надо бы рекламировать не пиво, а любой шаг, дающий возможность человечеству сдвинуть эти технологии в нужную ему сторону. Может быть, слишком высокопарно сказано, но уж как могу. По сегодняшним меркам, насколько мне известно, невозможно сдвинуть с нуля (а мы уж очень близко к нему приблизились) ни одну область производства без этих самых программистов, ни сельское хозяйство, ни вооружение. Времена меча и орала давным-давно прошли, как и времена, когда что-то делалось нахрапом и на колене. Пора бы уж прекратить набивать себе шишки там, где не набьёт себе шишку ни один западный школьник!

Со всем уважением Ваш друг, Назариков Александр.

Док. 653593
Перв. публик.: 26.08.12
Последн. ред.: 05.01.13
Число обращений: 0

  • Немченко Александр Борисович
  • Назариков Александр Александрович
  • Существует ли дефицит программистов или размышления о путях развития российского образования

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``