В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И льется, льется музыка Назад
И льется, льется музыка
На вопрос о месте национальных традиций и фольклора в его творчестве Мурад Ахметов ответил: "Мой отец - Хусаин Ахметов - не только патриарх и классик башкирской музыкальной культуры. Он был выдающимся исполнителем народных песен, ярким выразителем национальных музыкальных традиций. Еще в детские годы я душой воспринял и выучил большинство исполняемых им песен. Я не просто люблю башкирскую народную музыку - я знаю ее. Она неотъемлемая часть моей жизни и души". Эти слова можно поставить эпиграфом к богатому и многообразному творчеству Мурада Ахметова. Наверное, было счастьем родиться в замечательной семье талантливого музыканта, выдающегося композитора, человека редкостной эрудиции, особенно в области музыкального фольклора, сочетавшего этот талант с даром певца, незабываемо ярко и драматично исполнявшего народные песни "Сибай", "Буранбай", "Урал" - жемчужины протяжных песен башкирского народа. Мать Мурада - Роза Фатыховна - врач, много лет проработавшая на кафедре инфекционных болезней Башкирского медицинского института, человек тоже очень музыкальный, прекрасный знаток поэзии, особенно восточной. Вот где богатейшие истоки творчества будущего композитора.
- Мой отец, воспитывая меня, действовал по принципу своего древнего рода: сын обязан продолжить дело отца. До 30 лет я мучился от мысли: а родись я в другой семье, стал бы я композитором? Только позже я "скинул" этот комплекс, потому что пошла музыка, за которую я мог отвечать.
Мурад окончил в Уфе музыкальную школу N 1, за три года прошел курс обучения в училище искусств, кстати, там впервые начал заниматься композицией под руководством Наримана Сабитова. Высокую профессиональную подготовку, блестящее знание симфонического оркестра, свободное владение стилями и техникой европейской композиторской школы он получил в Москве - в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки - РАМ) в классе выдающегося композитора ХХ века Арама Хачатуряна. Одним из ранних ярких сочинений молодого композитора стала его соната-поэма "В горах мое сердце" для фортепиано, написанная под впечатлением величественной природы Кавказа, где он проходил службу в армии.
С 1971 по 1976 год Мурад Ахметов преподает в Уфимским государственном институте искусств и училище искусств, где в его классе начинали свой творческий путь ныне известные композиторы - Рустэм Сабитов, Айрат Кубагушев, Айсылу Сальманова и другие.
В эти годы он пишет балеты "Маугли" по Киплингу и "В ночь лунного затмения" по трагедии М.Карима. Оба были поставлены на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. После премьеры "Ночи лунного затмения" в прессе были отмечены как оригинальность работы балетмейстера-постановщика, так и яркость, драматизм, эмоциональная убедительность музыки композитора - современной и в то же время очень близкой образно и интонационно почвенной национальной башкирской музыке.
С 1976 года Мурад Хусаинович живет и работает в Москве, но его связь с Башкортостаном не прерывалась. Работая в 1976-1988 годы заведующим фонотекой фольклорной комиссии Союза композиторов России, он несколько раз выезжал в фольклорные экспедиции в Башкортостан и Челябинскую область, провел большую работу по комплектованию фонда башкирской музыки в фольклорном кабинете СК России, организовал участие народных исполнителей Башкортостана в нескольких международных фестивалях и концертах в Москве. С 1991 по 1997 годы был заместителем Председателя Союза композиторов Москвы. Следующие два года - вновь дома, в Уфе, где работал в УГИИ - был доцентом кафедры композиции, референтом ректора и куратором по вопросам национальной культуры. С 1997 года находится на творческой работе.
Мурад Ахметов - композитор удивительного трудолюбия, редкостной работоспособности, широты творческих интересов. Особое место в его творчестве занимает тема Востока, который в его музыке предстает не в общеориентальных и узконациональных рамках, а как целостный мир образов и представлений со своей философией и психологией. Это ярко проявляется в ораториях "Сны Хиросимы", "Раны батыра", "Поэма о Салавате", в вокальных циклах "Из китайской пейзажной лирики", "Из арабской любовной поэзии", в музыке балета "Повелитель огня", основанном на фольклоре народов Кении, а также в "Трио-медитации в стиле раги". Все эти произведения представляют блестящее сочетание индивидуального творческого начала и тонкого постижения изучаемых культур, филигранной композиторской техники.
Мурад Ахметов: "Будучи воспитанником европейской школы музыки, я сейчас все больше обращаюсь к Востоку, который достаточно хорошо изучил. Восточная музыкальная школа принципиально отличается от европейской. Взять, к примеру, симфонию, строящуюся по своей драматургии на принципе контраста - это и контрастные главные темы, вступающие в процессе развития в своеобразную борьбу, затем - контраст между частями симфонии. Нужно эти отдельные части столкнуть между собой, ввергнуть в конфликт, в борьбу и все это затем окрасить резкими тонами - это европейский подход. У Востока целое - неделимо и вмещает в себя все окружающее. Контраст в восточной музыке - это постепенный, естественный переход, перетекание одних состояний в другие. Восток входит в контраст медленно, но в итоге сила контраста такова, что Европе и не снилось! Это и есть медитация. Европеец может скучать, слушая такую музыку, ему подавай мощную динамику. Мне Восток близок именно своей неторопливостью, своим стремлением к природной гармонии, силой своей страсти. Впервые в истории человечества я написал духовную мусульманскую оперу "Хайям и Коран". Не потому, что я такой великий первооткрыватель. Просто Ислам запрещал применение музыки в сурах Корана, кроме канонизированной. Я решился нарушить эти каноны. К тому же использовал в опере творчество Омара Хайяма, который традиционно воспринимается как безбожник и бражник. На самом деле, у него половина рубаи связана с именем Бога. Вот слушайте: "Разум мой не силен и не слишком глубок, чтобы замыслов божьих распутать клубок. Я молюсь и Аллаха познать не пытаюсь. Сущность Бога способен постичь только Бог". Разве так может говорить атеист? В моей опере 18 рубаи Хайяма и фрагменты из семи сур Корана. Это философская опера. В ней почти нет действия. Мои произведения, написанные в восточной манере, с успехом звучали за рубежом, на фестивале "Московская осень", они записаны в фонд радио. Уфимцы их пока не слышали".
В основе многих сочинений Мурада Ахметова - история башкирского народа, героический эпос, произведения башкирской литературы - драматургии, поэзии. Это балеты "В ночь лунного затмения" (по трагедии Мустая Карима), "Северные амуры", где описаны события, связанные с войной 1812 года и участием в ней башкир, "Урал-батыр" (по эпосу), оратория "Раны батыра" на стихи К.Аралбая, квинтет для голоса, гобоя, виолончели, фортепиано и ударных инструментов "Земля отцов" на стихи Хусаина Ахметова и другие.
Наиболее ярко проявляются черты стиля композитора в сфере симфонической музыки, где автор проявляет великолепное владение оркестром и знание всех возможностей различных инструментов. Здесь он часто использует национальные инструменты разных народов, смело экспериментирует. Особенно наглядно это проявляется в сочинениях последних лет, в частности, в триаде симфоний "Варган-симфония", "По прочтении башкирского эпоса "Урал-батыр", "Реквием узун-кюй", а также в фантазии на башкирские народные темы для оркестра и солирующего курая.
Музыкальным памятником отцу - прекрасному композитору Хусаину Файзулловичу Ахметову - стали симфония "Памяти отца" - сочинение большой трагедийной силы и выразительности, а также опера "Нэркэс" Хусаина Ахметова, которая увидела свет - была поставлена на сцене нашего оперного театра - благодаря огромной работе, проделанной сыном композитора, который дописал и оркестровал оперу.
Мурад Ахметов: "Действительно, огромная работа! И чем больше я углублялся в его музыку, тем больше узнавал его и понимал, как он велик. Он велик уже тем, что написал песню, какой не было до него. Написал и слова, и музыку - автобиографическая песня. "Родная деревня" ("Тыу?ан ауылым") - ее называют национальным гимном башкир. В Москве на вечере, посвященном учреждению общества "Башкортостан", московские башкиры запели "Родную деревню", считая эту песню народной. Я слушал и думал: вот это честь! Отец был подлинным носителем традиций народа, в нем был его дух. Мне не дотянуться. Так переменилось мое отношение к отцу - от уважения к преклонению".
Немалый опыт имеет композитор в сотрудничестве с драматическими театрами. Так, Башкирский академический театр драмы имени М.Гафури при постановке спектаклей, выходящих за рамки национальной тематики, нередко обращается к Мураду Ахметову. Если даже действие происходит в Финляндии или Бельгии, России или Йемене, композитор всегда находит убедительное музыкальное решение, синтезируя фольклор этих стран с башкирским национальным творчеством. Песня из спектакля "Красный паша", например, получила большую популярность и вышла даже за пределы спектакля, в котором она составляет органичное целое с огромным пластом йеменской музыки. Удачной была работа композитора и к спектаклям "Великодушный рогоносец" Ф.Кроммелинка и "Бибинур, ах, Бибинур" Ф.Булякова, которая также получила большую популярность и имела успех у зрителей. Очень плодотворным оказалось сотрудничество с выдающимся мастером сцены Рифкатом Исрафиловым.
Музыка Мурада Ахметова - полная экспрессии, сильная по своему эмоциональному воздействию, мощная по накалу страстей - всегда востребована. Она прочно вошла в репертуар Национального симфонического оркестра РБ. Немало оригинальных произведений написал композитор для молодого коллектива - Национального оркестра народных инструментов РБ. Много пишет он по заказу Министерства культуры РБ для торжественных правительственных концертов.
Размышляя о состоянии музыкальной культуры в республике, Мурад Хусаинович говорит:
- Уровень исполнительских сил, я полагаю, превышает уровень сочинений, которые представляют композиторы Башкортостана. За редким исключением они не ставят новых творческих задач, ведущих к каким-то новым открытиям, раздвигающим горизонты профессионального музыкального искусства. Я считаю, что пропущено целых два поколения в воспитании композиторов. Представьте - самый молодой композитор Башкортостана - старше 40 лет.
Композиторы сегодня меньше обращаются к первоистокам. Причин тому немало. У композиторов старшего поколения были могучие корни, которые питали их до конца жизни, - я говорю о Х.Ахметове, К.Рахимове, Р.Муртазине, Р.Сальманове, Н.Сабитове и ныне здравствующем З.Исмагилове. В их времена даже сочинения тех, кого называют самодеятельными композиторами - это Б.Гайсин, Т.Шарипов, Н.Мустакимов - несли на себе печать автора, каждый имел определенную индивидуальность. Следующее поколение композиторов, родившееся в городе, впитавшее городскую музыкальную культуру, за редким исключением смогло получить высокую композиторскую школу. Сейчас все нивелируется средствами массовой информации, которые дают в эфир все без всякого отбора. И в этом мощном прессинге "попсовой", второсортной музыки, сделанной непрофессионалами - "синтезаторной" музыки - тонет все хорошее, пропадает в этом мутном, безликом потоке. Это, конечно, огорчает и удручает. К сожалению, не отработана система музыкального образования в районах, где в музыкальных школах учат на слабом уровне. Дети не знают родной музыки. Это приводит к тому, что национальное нивелируется, а общеевропейское дается на таком слабом уровне, что от этого вреда больше, чем пользы. Не перевелись же таланты в республике! Надо их искать, много работать для этого. Я всей душой болею за наше искусство и не хочу, чтобы оно было провинциальным. Не хочу, чтобы музыкальное пространство замкнулось в узконациональных рамках. Работы много. "За дело, коллеги!" - так мне хочется сказать всем музыкантам, исполнителям, композиторам, театральным деятелям.
Живет Мурад Хусаинович в вечном движении, постоянно в пути между Москвой и Уфой. Здесь его отчий дом, любимая мама Роза Фатыховна. В Москве - жена, дети. Старший сын Фархад окончил Калифорнийский университет компьютерной журналистики, имеет степень бакалавра, преподает в университете. Он - гражданин Америки. Младший сын Алан в 15 лет стал студентом РГГУ - Российского государственного гуманитарного университета. Шестилетняя дочь Камилла увлеченно занимается балетом и оканчивает 1-й класс лицея.
О творческих планах Мурад Ахметов говорит немного, но чувствуется, что все у него четко распределено:
- Продолжаю работу над завершением балета "Урал-батыр" - уже для постановки в театре, задумал одноактный балет "Старик и море" по Э.Хемингуэю. В планах балет "Аттила" - это будет соотношение Запада и Востока - Рим и гунны. Есть договоренность со знаменитым балетмейстером Михаилом Лавровским о постановке в нашем театре. Начата работа над монооперой "Человеческий голос" по Ж.Кокто для чтеца, солиста, виолончели, арфы и ударных инструментов. Думаю о Сонетах Ф.Петрарки для чтеца и гобоя. Закончил Пятую симфонию, содержание которой - проблема одиночества.
Композитор Мурад Ахметов как всегда полон интересных планов. Он не позволяет своей душе лениться. На его рабочем столе - новая, недавно начатая партитура...

Э.Давыдова

http://www.vatandash.ru/index.php?article=1155

Док. 653011
Перв. публик.: 09.08.10
Последн. ред.: 08.08.12
Число обращений: 0

  • Ахметов Мурад Хусаинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``