В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто до новенького Назад
Кто до новенького
Устремления и пристрастия градоначальников, возглавлявших Москву, всегда имели решающее значение для ее судьбы. Сегодня, когда столицу возглавил новый городской голова, мы вспоминаем руководителей советских времен, чьи успехи и промахи во многом определяли жизнь столицы в те времена, которые застало среднее поколение нынешних москвичей

Строительство Калининского проспекта (теперь Новый Арбат) началось при Владимире Промыслове (фото: РИА Новости)

Устремления и пристрастия градоначальников, возглавлявших Москву, всегда имели решающее значение для ее судьбы. Сегодня, когда столицу возглавил новый городской голова, мы вспоминаем руководителей советских времен, чьи успехи и промахи во многом определяли жизнь столицы в те времена, которые застало среднее поколение нынешних москвичей.

Владимира Промыслова, управлявшего столицей с 1963 по 1986 год, москвичи запомнили не в последнюю очередь потому, что кресло председателя Мосгорисполкома он занимал почти 23 года и ушел в отставку в 77 лет, установив таким образом советский рекорд долгожительства на посту, аналогичном нынешней должности мэра.

Считается, что после свержения в 1964-м с политического Олимпа Никиты Хрущева, активно направлявшего и поправлявшего столичные органы власти, Промыслов немало сделал для того, чтобы исправить ошибки в строительстве и реконструкции города. При нем завершилась разработка передового для своего времени нового Генплана развития Москвы 1971 года, который, в отличие от последующих, не принимался городом единолично, но был одобрен на высшем государственном уровне - Советом Министров СССР. Впрочем, многие заложенные в этом документе здравые и спасительные для города идеи, например сооружение транспортных хорд, связывающих столичные окраины в обход центра, так и не удалось реализовать. "

При Промыслове для удобства управления городским хозяйством в 1968 году столицу поделили на 33 района - вместо 20, существовавших на тот момент. В его эпоху столица превратилась в один из крупнейших мегаполисов мира, обзавелась заметными сооружениями и крупными архитектурными ансамблями, в том числе Останкинской телебашней, Олимпийской деревней, гостиницей "Россия", ныне уже снесенной. А также Калининским проспектом (теперь Новый Арбат), на который в советские времена рвались все приезжающие в Москву. Кстати, на этом московском "бродвее" удалось реализовать немало интересных градостроительных решений и задумок: например, раньше во время дождя здесь можно было пройти без зонта вдоль всех магазинов - пешеходов защищал нависающий над первым этажом на 4,5 метра второй этаж (позже магазины, размещавшиеся на первых этажах, застроили предназначенное горожанам пространство, расширив свою жилплощадь).

Сам Промыслов, успевший до своего назначения поработать начальником Главмосстроя и зампредседателя Мосгорисполкома по строительству, больше всего гордился тем, что за время его председательства произошло массовое переселение москвичей из коммуналок и бараков в отдельные квартиры. Улучшить жилищные условия миллионам горожан удалось за счет перехода к индустриальному домостроению. Жилищное строительство набрало немыслимые прежде темпы - в середине 1960-х Москва сдавала по 4,5 млн кв.м жилья в год. Правда, возводили главным образом те самые 5-этажные хрущевки, рассчитанные примерно на 25 лет службы, которые пришлось массово сносить в тучные рыночные годы. Но решить квартирный вопрос по-другому в те скудные годы просто не представлялось возможным - монолитный железобетон был практически недоступен, высоких кранов не имелось. Что касается планировки новых кварталов, например, тех же известных всей стране столичных Черемушек, то по количеству зелени, внутренних проездов и социальных объектов они и сегодня признаются продуманными и комфортными для человека.

Кроме того, с именем Промыслова связывают Олимпиаду-80, причем многие из построенных тогда спортивных сооружений до сих пор верой и правдой служат горожанам. В столичную историю этот градоначальник вошел еще и тем, что при его непосредственном участии для расширения столицы зарезервировали большие территории - Шереметьево, Молжаниново, Зеленоград, Бутово, Перово, Вешняки, Щербинку. Без этого запаса за пределами МКАД город в последующие десятилетия не смог бы развиваться. Наконец, при нем Москве передали расположенный в Московской области лесозащитный пояс, которым сегодня, в начале ХХ1 века, столица уже не управляет. В те времена в городе появился проектный институт, специалисты которого думали над тем, как защитить экологию города, рассчитывая на десятилетия вперед. Председатель исполкома всегда выступал против застройки зеленого юго-западного клина Москвы, чтобы оставить городу возможность продуваться на восток.

Однако по многим параметрам Москва 1970-1980-х годов явно не дотягивала до уровня ведущих европейских столиц. Жилые дома сдавались с недоделками, дороги оставались непроходимыми, в промышленности, транспорте, на стройках с каждым годом все больше не хватало рабочих рук. Чтобы покрыть этот дефицит, в Москву в массовом порядке привлекали иногородних - так называемых лимитчиков, которые вкалывали в столице за прописку, что еще больше обостряло так и не решенную жилищную проблему.

Стиль управления - директорский

В январе 1986-го Владимира Промыслова сменил Валерий Сайкин, занимавший пост председателя исполкома Моссовета до апреля 1990-го. Зиловца, прошедшего на Московском автозаводе имени Лихачева путь от рабочего до гендиректора, заметил и выдвинул в главные столичные начальники Борис Ельцин, в то время - первый секретарь Московского горкома партии.

Новый глава города воплощал новый стиль управления городским хозяйством, который тут же назвали директорским. Все серьезные вопросы он решал самолично, причем предпочитал принимать решения не в кабинете, а выезжая "на места". Затем следовали разработка четкого графика решения задачи, жесткий контроль и наказание нерадивых. Считается, что председателю исполкома удалось несколько ограничить самовластие союзных министерств, превративших свои предприятия в собственные вотчины и практически игнорировавших городские власти. При нем промышленное производство столицы составило около 30% объемов производства страны. При его непосредственном участии модернизировались предприятия стройиндустрии и сферы обслуживания, он контролировал техническое перевооружение и строительство новых прачечных, химчисток, ремонтных мастерских, облегчающих жизнь человека в гигантском городе.

"Развитию столицы - ускоренный ход" - под таким лозунгом действовал исполком Моссовета в первые годы перестройки. В то время испытывались новые формы управления городом, появлялись различные партии и объединения. Но жить становилось труднее - люди теряли работу, падали доходы, наступала эпоха повального дефицита, вернулись даже давно забытые продуктовые карточки. В начале 1990-го Валерий Сайкин оставил свой пост. Незадолго до этого он признался (взяв на себя значительную долю ответственности за сложившееся положение): "Первые три года работы в Московском Совете я был настроен очень оптимистично... Мы перевыполнили планы по строительству жилья и объектов соцкультбыта в полтора-два раза. И я мечтал, что через 5-10 лет, не позже, мы выведем Москву на более высокие, современные рубежи и улучшим жизнь москвичей. Но... экономика падает, дефицит бюджета растет. Впереди нас ждут серьезные осложнения".

Вместо исполкома - правительство Москвы

В 1990 году, на выборах депутатов Моссовета 21-го созыва, победу одержал блок "Демократическая Россия". Председателем Моссовета тогда избрали одного из лидеров демократического движения, экономиста Гавриила Попова. Тогда же было решено разделить посты руководителя представительной власти - Моссовета и исполнительной власти - председателя исполкома Моссовета. В руководители исполкома Попов выдвинул хозяйственника Юрия Лужкова, который предложил изменить структуру управления городом, дать свободу развитию предпринимательству и мелкому бизнесу, четко разделить функции, права и ответственность города и районов и организовать самоуправление в микрорайонах. В июне 1990 года на 1-й сессии Моссовета было принято решение о безвозмездной передаче в собственность москвичам государственных квартир.

В то время страна стремительно менялась. Перемены ожидали и систему управления городом. В 1991-м Гавриила Попова избрали первым мэром Москвы, а когда он, так и не сумев приспособиться к роли хозяйственника, через год покинул свой пост, кресло главы города занял вице-мэр Юрий Лужков. На смену исполкому в 1992-м пришло правительство Москвы. К моменту ликвидации исполкома в его подчинении насчитывалось 19 главных управлений, 27 управлений, 10 отделов, 32 райисполкома.

http://izvestia.ru/news/367557

Док. 652828
Перв. публик.: 28.10.10
Последн. ред.: 02.08.12
Число обращений: 0

  • Сайкин Валерий Тимофеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``