В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда согласье есть Назад
Когда согласье есть
Работодатели и профсоюз не могут не договориться
Отраслевое соглашение (ОС) подписывают две стороны - работники, интересы которых представляет профсоюз, и работодатели, позицию которых сегодня выражает объединение "Желдортранс". По каким-то вопросам, касающимся документа, стороны занимают схожую позицию, по другим их оценки расходятся.

Итак, на вопросы "Гудка" отвечают председатель Роспрофжела Николай Никифоров и генеральный директор "Желдортранса" Сергей Чаплинский.

- Как выглядит Отраслевое соглашение железнодорожников в сравнении с подобными документами других отраслей?
Сергей Чаплинский: - Высокое правовое качество документа подтвердила экспертиза Роструда. Специалисты ведомства считают, что наше ОС на фоне других отраслей выглядит очень достойно по содержанию. Достаточно сказать, что в нём треть социальных благ и гарантий закреплена законодательством, а две трети - сверх него. То есть работодатели сознательно идут на дополнительные расходы, так как человеческий капитал - главное богатство нашей отрасли.
Николай Никифоров: - По оценке Минздравсоцразвития, наше считается одним из лучших по наполняемости конкретикой: минимальные льготы и гарантии у нас чётко прописаны. Документ взвешенный, продуманный и, самое главное, реальный для исполнения.
Немаловажно и то, что профсоюз при подготовке и подписании ОС учитывает реалии сегодняшнего дня. В частности, становление дочерних структур связано с определёнными рисками, и этот момент в соглашении предусмотрен. Например, по обращению руководителя организации и профкома отраслевая комиссия может принять решение о приостановке того или иного пункта соглашения в виду сложного финансового положения. И такие примеры сейчас уже есть.


- В 90-х годах соглашение заключалось между профсоюзом, МПС и правительством, с 2007 года его подписывают Роспрофжел и "Желдортранс". Какая из сторон взяла на себя функции государства?
С.Ч.: - Государство выступало гарантом льгот и компенсаций, предоставлял же их работодатель. Так что в принципе ничего не изменилось, социально ответственные работодатели по-прежнему предусматривают льготы и гарантии. При этом трудовым законодательством с 2002 года установлено, что ОС заключаются именно с объединениями работодателей.
Н.Н.: - Правительство и сейчас выполняет контрольную функцию: следит, чтобы документ соответствовал Трудовому кодексу. Поэтому ОС обязательно проходит регистрацию в Минздравсоцразвития.

- На момент подписания первых ОС они распространялись на все предприятия отрасли. В "Желдортранс" входят не все организации. Так можно ли сейчас считать соглашение отраслевым?
С.Ч.: - В наше объединение входят 53 организации с общей численностью работающих свыше 1 млн человек, то есть более половины всех работников железнодорожного транспорта. По закону мы имеем статус общероссийского. Соответственно, ОС распространяется на все организации отрасли и является обязательным для исполнения. В противном случае для работодателей предусмотрена ответственность по закону. Кроме того, неисполнение соглашения может привести и к существенным финансовым издержкам, связанным с взысканием работниками сумм всех недополученных преференций, предусмотренных документом.
Н.Н.: - Некоторые руководители предприятий заблуждаются, когда считают, что ОС распространяется только на членов "Желдортранса". Если они не дали обоснованный отказ от выполнения соглашения в Минздравсоцразвития, то документ, по 48-й статье ТК, для них обязателен для исполнения в полном объёме. Кстати, за время действия нашего ОС только Ведомственная охрана и ОАО "Рефсервис" воспользовались такой возможностью.
В этом отношении в законе полная ясность, чего не скажешь о других моментах. В частности, нет точной формулировки, что значит "предприятие или организация железнодорожного транспорта". К примеру, метрополитен: с одной стороны, у них тот же список профессий, как и у нас в отрасли. В то же время он подведомственен муниципалитету. И здесь у нас одинаковая с "Желдортрансом" позиция, что такое понятие нужно в законе закрепить.
Ещё один казус: по Трудовому кодексу ОС нужно заключать с объединением работодателей, но самим работодателям объединение создавать необязательно. По этой причине многие профсоюзы так и не имеют ОС. Мы считаем, что в таких случаях ОС от имени работодателей должен заключать Российский союз промышленников и предпринимателей.

- Как удаётся договариваться профсоюзу и бизнесу при полярных задачах - сохранение соцгарантий по максимуму и получение прибыли, в том числе за счёт уменьшения соцнагрузки?
С.Ч.: - Задача у нас как раз одна - обеспечить работникам достойный уровень жизни и труда. А вот пути достижения несколько отличаются. Мы считаем, что человеку нужно дать возможность самому определять, что ему необходимо в данный момент, а не размазывать гарантии тонким слоем на всех.
Что касается переговорного процесса, то он никогда не проходил просто, но мы всегда находим компромиссные решения. Никто не заинтересован в том, чтобы установить максимум экономически необоснованных и неисполнимых обязательств, не соответствующих логике бизнес-процессов. В конечном итоге они будут декларативными.
И, кстати, включение в коллективные договоры, заключаемые на базе ОС, различных выплат в пользу работников позволяет решать не только мотивационные задачи, но уменьшить налогооблагаемую базу.
Н.Н.: - Действительно, переговорный процесс бывает сложным. Если брать все переговоры за 20 лет, то самые тяжёлые были при заключении первых соглашений - тарифного и после создания "Желдортранса". Спорных моментов было много. И оно понятно: при заключении первого ОС у работодателя не было никакого опыта. Но от нас был проект, долго над ним работали и в результате получили документ, который устроил всех.
Я думаю, что благодаря ему мы и сохранили отрасль. Серьёзные вопросы решали за столом переговоров, и принцип социального партнёрства, заложенный в то время, позволил железнодорожному транспорту нормально работать и в условиях кризиса, и в период повсеместных забастовок в стране.
В 1992-м вообще стоял вопрос: быть или не быть МПС? Документы о передаче его в Министерство транспорта уже были на подписи. Тогда мы полным составом президиума ЦК дали бой сторонникам такого решения и даже пригрозили, что не избежать конфликтных ситуаций, работа транспорта может быть приостановлена. И начальники железных дорог вели переговоры, так совместными усилиями удалось сохранить Министерство путей сообщения.

- У вас есть видение, каким должно быть следующее ОС с учётом реформы отрасли, экономических процессов в стране, изменения трудового законодательства?
С.Ч.: - Социальная нагрузка на бизнес увеличилась. Выросли взносы в госфонды, количество дней нетрудоспособности, оплачиваемых работодателями. Эти новации уже оказали негативное влияние на экономическую стабильность организаций. И я не исключаю, что они могут привести к пересмотру отдельных гарантий. Хочется, чтобы государство стимулировало социально ответственное ведение бизнеса, а не наоборот.
Все понимают, что необходим последовательный переход от предоставления прямых соцгарантий к развитию страховых, накопительных и кредитных принципов на основе долевого софинансирования. Уже одобрено предложение предоставлять работникам, которые будут увольняться на пенсию с 2014 года, преимущественно именно совместно финансируемые страховые продукты, такие как, например, негосударственное пенсионное обеспечение. И тех, кто ещё не стал участником-вкладчиком, будем заранее информировать об этом, чтобы люди могли восполнить пробел.
Кроме того, необходимо решить вопрос о гарантированном предоставлении ветеранам отрасли набора социальных льгот вне зависимости от дальнейшего реформирования и модернизации отрасли. В течение 2012 года мы планируем выработать и согласовать с профсоюзом формулировки будущего ОС.

Н.Н.: - Я думаю, новый документ должен быть похож на действующий. Однако в нём необходимо более чётко прописать вопросы индексации реальной зарплаты в зависимости от конечных экономических результатов. По пенсионерам нужно детально прописать порядок предоставления льгот и гарантий, чтобы для всех был единый стандарт, а не отсылки на колдоговоры предприятий, где они состоят на учёте. Кроме того, нужно заложить пункты, связанные с пропагандой работы на железнодорожном транспорте, подготовкой отраслевых специалистов.

Газета "Гудок", Дата публикации: 2012-03-15 Елена Кудрявцева

Док. 652787
Перв. публик.: 15.03.12
Последн. ред.: 06.12.13
Число обращений: 0

  • Чаплинский Сергей Игоревич
  • Никифоров Николай Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``