В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ломка как `нормальное` состояние правоохранительной системы` Назад
`Ломка как `нормальное` состояние правоохранительной системы`
Самое тяжелое состояние наркомана - ломка, когда организм требует очередной дозы наркотиков,
Самое тяжелое состояние государственного органа - ломка, когда организм требует стабильности вместо перманентных реформ.
Наши силовые структуры живут в условиях постоянной ломки. Их пытаются лечить, но они не лечатся. Чиновники в погонах рисуют клеточки - структуру ведомства, тасуют засаленную колоду, выбирая не лучших из лучших, лучших их худших ("как говорил Сталин "Других писателей у меня нет") а в результате получается то, что получается... Ничего хорошего.
В начале 90-х серьезному испытания подверглись органы безопасности. Их кроили и так и этак. То лишали следствия, то возвращали его... Меняли руководителей каждые один-два года. Меняли начальников, задачи и функции.
Последние годы ведутся эксперименты над следствием. Создан Следственный комитет и кастрирована Прокуратура, лишившаяся важного органа - следствия.
Проведенная реформа МВД закончена и планируется перереформа.
Сплошная движуха. И эта движуха стала естественной формой существования правоохранительной системы.
Ведомства создаются, реформируются... И никто не задумывается о том, что вся проблем любого правоохранительного ведомства в том, что скамейка запасных на низовые должности пуста.
Во время службы в КГБ я не раз замечал, что чем более бесполезнее человек, тем больше у него стремление соскочить куда-нибудь с практической работы. В партком, в кадры, да куда угодно... Главное чтобы где бы ни работать, лишь бы не работать...
Для настоящего опера - движущей силы всего оперативного процесса, это подобно смерти. Лишиться конкретного дела? Но если раньше оперативный работник был "настоящим уважаемым человеком", то сегодня он никто. И звать его никак. Потому что число начальников, пастухов, инспекторов, консультантов, советников, помощников всех мастей и прочей бесполезной челяди разрослось настолько, что опер превратился в придаток. Раба на галерах! Работа на земле стала унизительной и неподъемной. И потому единственный вариант что-то делать - это бежать с оперативной работы, куда глаза глядят. А раз так, раз смысл оперативной работы выхолащивается, общество имеет то, что имеет. Высокий уровень преступности, соответствующая раскрываемость, огромная текучесть кадров и самое страшное - полная незащищенность простого гражданина.
И это при наличии клонированной по горизонтали правоохранительной системы. В Советском Союзе было все просто. Прокуратура, КГБ, МВД. Только они могли вести оперативно-розыскную работу (ОРД). А проводить технические мероприятия (вторгаться в личную жизнь) - только КГБ СССР. Жесткость вертикали, позволяло не просто рационально распоряжаться финансами, но и кадрами. В новейшей истории число субъектов ОРД разрослось. При этой с одной стороны выстраивается вертикаль, с другой возникает полная анархия, Создали следственный комитет, он сразу вступил в конфликт с Прокуратурой. Да так, что Президент вынужден был вмешиваться.
Создали ФСКН - возникло противостояние с МВД. И все это отнюдь не улучшает правовую защищенность.
Многим памятен скандал, связанный с арестом генерал-лейтенанта ФСКН А.Бульбова. И причина этого беспредела была одна - по поручению Президента он пытался разобраться в ситуации с фирмой "Три кита", вокруг которой не кормился только ленивый опер. И ФСБ и МВД и таможня... Бульбов многим оттоптал мозоли, вышел на серьезные коррупционные процессы. Не простили! 26 месяцев человек отбыл в камере. При этом никто за это не ответил!
Обращение к нашей истории связано с простой и очевидной мыслью - реформа одного ведомства не решение проблемы. Сегодня требуется радикальная реформа всей правоохранительной системы. И не исключаю, что в формате прежнего триумвирата - спецслужбы, Прокуратура и МВД. Это однозначно исключит дублирование функций, сократит расходы, создаст привлекательность самой государевой службы, уничтожит бюрократический планктон облепивший днище правоохранительных структур.
Новый министр МВД Владимир Колокольцев - человек земной. Он вырос с самых низов, и понимает, сколько вреда могут принести демагоги и болтуны не решающие конкретные задачи. И борьба с ними это борьба за авторитет опера, которого эта свора отвлекает от работы, дезориентирует, мешает решать задачи.
В свое время в КГБ рассматривался вопрос повышения авторитета оперуполномоченного, за счет повышения ему жалования за счет дополнительных доплат. Оперативное мастерство это искусство. Пусть получает много! Даже больше чем начальник... Эксперимент не удался, потому что решения принимали те, кто не мог смириться с таким положением. В результате "Никто не оказался забыт и ничто не забыто"... Кроме опера, который иерархии распределения средств остался в том же положении.
Чиновник в правоохранительной системе сегодня должен быть поставлен на службу оперативного процесса, а не наоборот. Он должен обслуживать оперативного работника...
Автор много лет занимавший руководящие должности стремился всегда максимально облегчить жизнь сотрудника работающего на результат. Придя в ЦОС ФСБ в 1994 году (тогда ФСК РФ) первое что сделал - сократил штат, при поддержке Сергея Степашина (директора ФСК РФ) на 50 процентов, разогнал жирных котов в званиях полковников руководивших кадрами и секретариатом, передав должности по званию в функциональные подразделения. Организм задышал!
Создавая другое подразделение - для оперативных работников создал человеческие условия, обеспечив их аппаратом, который занимался техническим обеспечением их работы. Опустил на землю начальников отделов, заставив их встать в строй и решать реальные задачи, получая в качестве компенсации оклад за выполнение "большего объема работы" - вести дела, работать с источниками. И главное все время быть на земле, а не выращивать геморрой в мягком кресле. Запретил проводить совещания больше 30 минут. Есть проблема - решай в рабочем порядке индивидуально. Нужна информация? Проси только необходимый для работы объем. Не плоди переписку и бумаги. Знание обстановки должно базироваться на личных ежедневных контактах с землей. Можешь обойтись без переписки - обходись. В управлении не должно быть бояр и холопов. Единственный принцип для каждого начальника "Делай как я!" Не можешь показать, как надо сделать - не руководи!
Сегодня многое изменилось. Закон Паркинсона восторжествовал в России. В 2004 году была проведена административная реформа. Оптимизация не удалась. Увеличилось число департаментов, кураторов, надсмотрщиков. Сначала были сокращены в Министерствах должности заместителей директора до трех единиц. Сегодня разрослись - и не сосчитать... И у каждого аппарат, сто тысяч курьеров (кстати в ущерб численности низовых структур. Попробуй выбить пару единиц оперов. Фига! А халдея для начальника в Москве - извольте!) Администрация Президента увеличивается на 200 единиц, а вступление России в ВТО также требует новых чиновников.
А на земле осталось столько же, сколько и было. Эта надстройка превратилась в генератор головной боли возглавляемый, нередко, целыми генералами, не имеющими армии.
И единственное решение - хирургическое вмешательство. И не надо мучать структуры отрезая хвост по частям, как при сокращении на 13 процентов ФСКН.

PS. Недавно мои коллеги рассказали, что на совещании большой начальник из категории генераторов головной боли, сказал гениальную фразу "Я исполню любую глупость руководства, лишь бы остаться в системе".
Вот уж вспомнишь врача из фильма "Покровские ворота" "Резать к чертовой матери!"

Александр Михайлов
www.viperson.ru

Док. 652548
Перв. публик.: 25.07.12
Последн. ред.: 27.07.12
Число обращений: 0

  • Михайлов Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``