Забвение хана Узбека или время упущенных возможностейНазад
Забвение хана Узбека или время упущенных возможностей
В Пензе не используется исторический потенциал для развития исламского туризма
Каждому мусульманину известно, что согласно Корану Всемогущий Аллах распределил места распространения ислама. У мусульман много святых и почитаемых мест, но наиболее почитаемы Мекка - место где родился, жил и начал свою миссию основатель ислама пророк Мухаммед. Иерусалим - место куда был перенесён из Мекки пророк Мухаммед во время "ночного путешествия" и Медина- место переселения пророка Мухаммеда из Мекки, где расположена его могила. Главными святынями исламской религии являются: аль-Масджид аль-Харам (Кааба), аль-Харам аш-Шариф (Аль-Кудс), Масджид ан-наби (Аль-Мадина).
С распространением исламской религии стали появляться исламские центры и в других странах. Начало распространения ислама на территории России, после распада Западно-Тюркского каганата, относится к VII-X векам и связано с формированием двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.
Официальной датой принятия булгарами ислама принято считать 12 мая 922 года. Ранее булгары придерживались древнетюркской религии с культом небесного божества Тенгри, но еще до принятия ислама, согласно письменным и археологическим источникам, они тесно контактировали с народами исламизированной Средней Азии. В частности, ее исповедовал объединитель булгарских племен царь Шилки (IX-X века.). Его сын, царь Алмуш, пошел намного дальше. В 921 году он направил своего посла ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира с просьбой прислать исламских вероучителей. В мае 922 года состоялся ответный визит на берега Волги. Созванный съезд булгарских князей и представителей племен всенародно принял ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии.
Менее известна дата принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. В 1312 году легендарный хан Узбек основал на территории сурского края (Пензенская область) - город Мохши (современное село Наровчат), где провозгласил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
Перспективный правитель, первым из джучидов принявший на официальном уровне ислам, обеспечивал безопасность передвижения хаджиев на подведомственной территории, строил постоялые дворы не только в Поволжье, но даже в Медине и Иерусалиме. Он же, в отличие от своих предшественников, вслед за ханом Берке, стал и главным исламистом ордынской идеологии, которая заключалась в предоставлении льгот и послаблений православным монастырям, включая их полное освобождение от всякого налогообложения, заложив тем самым основы конфессионального мира и национального согласия на Руси.
В следующем году исполняется 350 лет городу Пензе. К юбилейной дате будут возведены современные здания и сооружения, построены инженерные коммуникации, отреставрированы объекты культурно- исторического наследия. Новые экскурсионные площадки, несомненно, привлекут внимание пензенцев, сделают их досуг интереснее и богаче.
С привлечением большого потока туристов, видимо, будет несколько сложнее. Дело в том, что самой привлекательной площадкой, ставшей туристическим брендом Пензенской области, является государственный музей - усадьба "Тарханы" - историческая вотчина великого русского поэта Михаила Лермонтова.
Вместе с тем упоминания о хане Узбеке и городе Мохши, который в два раза старше Пензы, в регионе замалчиваются. Почему же в юбилейный для мусульман год - 700-летие принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии, имя хана Узбека предано забвению и о нем практически никто не вспоминает в Пензе? Этот факт доказывает лишь то, что отношение к собственной истории на территории Пензенской области носит избирательный характер, но древнейшие источники свидетельствуют об обратном.
В самом начале XIV века на территории Сурского края, остающегося до настоящего времени преимущественно аграрным регионом, существовала мощная городская культура основанная на исламских традициях. Судя по количеству паломников и иностранных послов, посещавших город Мохши, этот древнейший уголок средневековой цивилизации получил широкую известность в исламском мире еще 700 лет назад.
Остается констатировать лишь то, что руководство Пензенской области не воспользовалось предоставленным шансом для туристического развития региона. Многовековая история ислама свидетельствует о том, что правоверные чтят намоленные места распространения своей религии и готовы вкладывать в них солидные инвестиции, но когда ислам игнорируют, то наступает стадия упущенных возможностей.