Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
На войне как на войне. Люди перестают быть людьми и превращаются во "врагов" и "своих". Мир становится двуцветным. Своим можно всё. Можно публично врать.
Одна из типичных сегодня аберраций в памяти и речах многих православных ревнителей - перемещение во времени ряда весенних событий.
Было так: выходка феминисток - осуждение этой выходки ВСЕМИ публичными лицами - выплеск истерических мечтаний о православном возмездии - нарастание солидарности с хулиганками по той причине, что их выходка все же не пахла кровью.
Теперь же принято излагать иначе: дескать, наглое либеральное оправдание хулиганства заставило беззащитно одиноких ревнителей самих создавать летучие отряды самообороны.
Ну вранье же...
Но раз нарисована самая страшная угроза и объявлено состояние войны, то отчего бы и не соврать. Война же. Аll inclusive. В том числе право на подлость, на беспамятство. Можно "вычищать френд-ленту" от "предателей".
Вот вчера получаю запись у себя в блоге: "Сдаете вы своих, отец Андрей, так русские не поступают на войне". Интересно, напишет ли автор продолжение - о том, что русские делали с предателями в боевых условиях...
Можно бить женщин по лицу. На этом видео - НЕ ПЕРВЫЙ случай, когда православный активист спокойно и с убеждением раздает пощечины на улице. Чуть позже он соврет, что якобы был в состоянии аффекта.
Вот в этом и есть главное зло объявления "военно-осадного положения". Война позволяет отменять обычные нормы морали, этикета, закона. "Нашим" можно всё! Я же войны не вижу. Есть всего лишь стандартная моральная реакция общества на нестандартно-неморальное поведение некоторых христиан.
В течение 20 лет спикеры нашей Церкви объясняли, почему патриарх не может встретиться с римским папой. Это, мол, невозможно, пока папа не выскажет ясной морально-пастырской оценки действиям униатских погромщиков на Западной Украине. Такая оценка важна для того, чтобы избежать будущей "канонизации" действий погромщиков в сознании их детей. Церковное сознание устроено так, что некое религиозно (благочестиво) мотивированное действие, не оспоренное Церковью, может стать прецедентом, а потом и правилом и образцом для подражания.
Вот и пришла пора проверки честности этих наших заявлений. У нас появились свои погромщики, которые во имя своей веры, (якобы) общей с нашей, публично бьют женщин или столь же публично мечтают об этом в интернете. А в ответ - тишина. Ни один иерарх не произнес слово осуждения, осаживания и возмущения. Свое говно не пахнет.
Напротив, говорится о войне, которая, как известно, "все спишет". Нельзя в нашем обществе вызывать духов войны. Слишком много душевно покалеченных людей, которые готовы объявить себя партизанами. И не говорится о том, что человечность, трезвость и адекватность на войне еще более необходимы, чем в мирной жизни.
Иногда молчанием и в самом деле кое-что предается.
***
НАМ - СЮДА???
Мужчина, обвиненный в богохульстве, был сожжен заживо радикальными исламистами в Бхагавалпуре (пакистанская провинция Пенджаб), передает "Благовест-инфо" со ссылкой на "Fides".
Жертвой самосуда стал некий Гулям Аббас - по всей видимости, психически больной мусульманин, арестованный за несколько дней до своей гибели по обвинению в богохульстве - обвиняшие утвержали, что Аббас сжег несколько страниц Корана, сообщили католическому агентству "Fides" источники в Пакистане.
4 июля фанатики ворвались в полицейский участок, где содержался Аббас, избили 15 полицейских, выломали дверь камеры, выволокли арестованного на улицу и, облив бензином, сожгли его заживо. В ходе беспорядков, продолжавшихся около двух часов, были также сожжены полицейские машины.
***
Впрочем, это все слишком серьезно (как на войне). Поэтому лучше разбавить анекдотом:
- Вань, а Вань, а это правда, что мы с тобой душевно богаты?
- Опять ты путаешь, Мань. Мы богаты духовно, а душевно мы больны...