В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парламент без контроля Назад
Парламент без контроля
Представители "Единой России" все больше напоминают безумных гребцов, увлеченно работающих веслами в лодке, ускоряющей свое движение к водопаду. Правящая партия отчаянно отстаивает свое мнимое самовластие, свою доминирующую роль. Она не хочет делиться политическим влиянием и прислушиваться к советам тех, кто предлагает оптимальные решения, направленные не на разрушение, а на спасение существующего режима. Поведение единороссов на заседании профильного комитета Госдумы при обсуждении законопроекта о парламентском контроле - это демонстрация, мягко говоря, странного упрямства при противодействии тому, что выгодно самой же партии парламентского большинства.

Хотя это так очевидно: если бы появился в стране реальный парламентский контроль, в первую очередь, расширились бы возможности "Единой России". В условиях падения популярности правящая партия могла бы значительно повысить свой рейтинг, показывая обществу реальную работу по обузданию исполнительной власти. Но единороссы панически боятся воспользоваться такой возможностью. При этом они прибегают к весьма неграмотной аргументации.

Если парламентарий от "ЕР" Николай Ковалев утверждает, что "большинство депутатов не готово к таким функциям", то это странно выглядит с учетом того, что большинство депутатов - это представители "Единой России". Получается, что правящая партия провела в парламент людей, которые не готовы к самой сути депутатской деятельности. То есть, ее партийный актив состоит из необученных кадров, неизвестно зачем получивших в руки властные полномочия, которыми они боятся пользоваться. В таком случае, лучше было бы депутатские мандаты у единороссов отобрать, а партию - распустить.

Сказанное Ковалевым звучит вполне в духе знаменитого выражения Грызлова "парламент - не место для дискуссий". Если же депутат-единоросс считает, что полноценные права парламента по контролю за исполнительной властью антиконституционны, потому что это попытка перехода к парламентской республике, то это уже совсем странно. Во-первых, потому, что даже переход к парламентской республике, осуществляемый через принятие законов в конституционном порядке - это не есть антиконституционное действие. Но главное потому, что именно президентская республика предполагает наличие широких прав парламента в плане контроля за исполнительной властью.

"Сильный президент - сильный парламент", - вот формула президентской республики. Она потому и остается республикой, а не монархией, потому и может позволить себе сильного президента, возглавляющего исполнительную власть, что страхуется и усиливает себя сильным парламентом и огромными функциями парламентского контроля.

В классической и самой сильной из устойчивых президентских республик - США - именно это и имеет место. Та степень полномочий, которую в своем проекте предлагала думская оппозиция, и которую категорически отвергла "Единая Россия", даже не приближалась к полномочиям парламентского контроля конгресса США.

Сильный парламент и сильный парламентский контроль за исполнительной властью нужны политической системе, прежде всего, для того, чтобы обеспечивать ее устойчивость. Чтобы столкнувшиеся с произволом исполнительной власти граждане шли не на Болотную площадь, не на баррикады, а обращались в политическую партию. Чтобы они писали своим парламентским представителям, а не слушали разного рода авантюристов. Чтобы даже при потере авторитета исполнительной властью общество удерживал авторитет парламента. Если этого нет, и если авторитет парламента ничтожен, то ошибки и глупости исполнительной власти ведут к падению всей системы.

"Единая Россия", как упомянутые гребцы, усиленно ускоряет движение к потере остатков авторитета. Их сегодня теряют почти все институты власти. И теряют именно в результате своих собственных действий. Согласно исследованиям Левада-центра, Госдуме сегодня доверяет 20 % граждан, Совету Федерации - 21 %. Этот уровень доверия пока не снижается, потому что снижаться ему уже трудно. Зато растет уровень доверия армии: год назад ей доверяли 34 % граждан, а сегодня уже 41 %, и органам госбезопасности - раньше 26 %, сегодня - 30 %. При этом суду и прокуратуре доверяет по 21 % опрошенных.

При сохранении этой тенденции общество через некоторое время вообще задумается над тем, зачем ему нужен по сути назначаемый исполнительной властью дорогостоящий, трусливый и бесправный парламент.

Причем, "Единая Россия" и ее представители уничтожают парламентаризм как раз в тот момент, когда президент Путин подписывает указ о введении в календарь памятной даты 15 апреля как "Дня Российского парламентаризма". Этот день действительно связан с началом работы в 1906 году Первой Государственной Думы, просуществовавшей, правда, всего 72 дня, после чего она была распущена.

Видимо, нынешняя власть не трогает парламент только потому, что большинство депутатов боится собственных полномочий и готово лишь бездумно исполнять все, что направляют им "сверху".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru)

Док. 652151
Опублик.: 04.07.12
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``