В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Корчагин. О бюджетном послании - 2012 Президента РФ В. В. Путина Назад
Юрий Корчагин. О бюджетном послании - 2012 Президента РФ В. В. Путина
В очередном бюджетном послании Президента РФ В.В. Путин выделил семь проблем экономики и бюджетной системы РФ. Почему только 7 - не совсем понятно, но в ином случае, наверное, пришлось бы выпустить толстый том, а не короткое послание на нескольких страницах.

Послание: "Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках".

Первичность этой проблемы российской экономики, ее тяжелой голландской болезни стала притчей во языцех. Но она по существу только усугубляется со временем в связи с ростом износа основных фондов промышленности, хотя регулярно повторяется во всех выступлениях высших чиновников и руководителей.

Основной причиной усугубления зависимости экономики России от цен на сырье остаются ложная парадигма развития, связанная с остатками великодержавной ментальности, сверхвысокая коррупция, сопровождаемая высокой преступностью, отсутствие научно обоснованной стратегии развития страны и снижение качества реальной жизни населения, в том числе пенсионеров, начиная с 2009 года после значительного однократного повышения пенсий.

"Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно".

Точно сказано, но очень мягко. Инвестиции в образование и науку в 2-3 раза ниже среднемировых и чем в странах ОЭСР в долях бюджетных расходов, ВВП и общих инвестиций в экономику.

Но не только инвестиции в образование и науку определяют эффективность человеческого капитала как интенсивного производительного фактора, а также инвестиции в здоровье людей, их безопасность, культуру, воспитание, в качество жизни - читайте - в комплексное и системное обустройство страны.

Изолированно от этих проблем качество образования и науки не повысить. И даже продолжающуюся их деградацию не остановить.

Послание: В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам.

Очевидное утверждение, порождаемое высокой коррупцией и низким качеством гос. управления и гос. институтов.

В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

(Смотрите также выше.)

В системе повсеместных откатов, преступлений коррупционной и экономической направленности, в условиях, когда треть экономики носит теневой характер, в условиях непосильного налогового бремени (по разных оценкам - 36-39% ВВП) эффективное использование бюджетных средств априори невозможно.

"В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ".

И захочешь, не поспоришь, все обще и неконкректно, хотя, как будто, и верно. Но фраза насчет зависимости местных бюджетов от других, мягко выражаясь, уж сильно не точна по сути.

В России два основных источника налогов:

1) нефтегазовая, металлургическая и другие сырьевые и полусырьевые отрасли;

2) крупные и средние города с их промышленностью и экономикой.

Города (городские округа по бюджетной классификации) нещадно обираются в части налогов, собираемых с их территорий. Оставляют 20-25%, в 2000 году было 40-50%. Инфраструктура городов полуразрушена, а инвестиционная привлекательность и качество жизни - низкие и продолжают снижаться.

Локомотивы развития страны и ее экономики - крупные и средние города стоят "на запасном пути и ржавеют". А вместе с ними подвергается ускоренному износу и национальный человеческий капитал.

"В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются".

Для общества-то как раз совершенно ясно, что система - грабительская в части бюджетов городов, в части непомерного налогового бремени, делающего Россию инвестиционно непривлекательной страной. И в части коррупционного использования значительной доли бюджетных средств и национального дохода.

В частности, сохраняется крайне недостаточное бюджетное финансирование вопреки теории и практике российских городов по остаточному принципу. И на этот главный порок существующей бюджетной системы РФ власти закрывают глаза, поскольку устранение его требует смены парадигмы развития и главных приоритетов гос. финансирования.

Послание: "В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства".

С этим пунктом можно и не согласиться. Бюджетную систему необходимо целенаправленно изменять в направлении снижения налогового бремени на экономику и, соответственно, снижения теневой экономики.

Необходимо за городами, в первую очередь за столицами регионов законодательно на федеральном уровне закрепить весомую долю налогов, равную примерно их долям в начале нынешнего века.

Добавим к семи проблемам Послания в заключение еще несколько бюджетных проблем: перекос в сторону финансирования силовых структур и милитаризации страны; острый бюджетный голод в крупных и средних городах; крайне низкое финансирование обустройства страны; высокую коррупцию; правовой нигилизм государства; разбазаривание и воровство бюджетных средств.

А корни торможения в практическом решении этих проблем лежат в чрезмерной переоценке высших властей собственных достижений; несистемность и неэффективность управления страной; слабость, коррумпированность и правовой нигилизм государства; сакрально-виртуальное применение основных достижений мировой экономической науки и практики. И ложно поставленные основные цели и задачи развития страны.


http://www.lerc.ru/?part=articles&art=7&page=11

Док. 652027
Перв. публик.: 30.06.12
Последн. ред.: 02.07.12
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``