В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Борьба с наркотиками в России. Дубль - два!` Назад
`Борьба с наркотиками в России. Дубль - два!`
В 2003 году система правоохранительных органов пополнилась новым и, судя по заявленным задачам, весьма влиятельным партнером, Был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГНК, впоследствии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков - ФСКН). Новый орган, по замыслу Президента, был призван стать координатором не только в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику суть которой была борьба не с последствиями, а причинами. То есть борьба не только с предложением, но в первую очередь снижением спроса. Более того в России было декриминализовано само потребление наркотиков, перевод потребителей из зоны уголовной ответственности в зону административной, а по большому счету гуманитарную: использование ресурсов гражданских ведомств (Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Госпомспорта и молодежной политики), гражданского общества.
Создание ГНК было вызвано рядом вполне объективных причин среди которых резкий рост наркозависимых в России (с1991 по 2001 год число стоящих на учете с диагнозом наркомания возросло в 9 раз), наркобизнес стал срастаться с правоохранительной системой, что значительно увеличило обороты продаваемого зелья в стране, расширились возможности транснациональной преступности. Из страны транзита наркотиков Россия стала превращаться в страну потребления. Этому же способствовала прозрачность внешних границ, наличие конвертируемой валюты, стремительный заход в Россию новой молодежной субкультуры, в которой в едином пакете сегодня секс, рок, наркотики.
Стремительность обогащения за счет продажи наркотиков, быстрые и легкие деньги существенно расширили круг наркосбытчиков, которые стали проникать не только в криминальный мир, но активно входить в школы, высшие учебные заведения, ночные клубы и молодежные дискотеки.
Перед ГНК была поставлена задача "оседлать" каналы поступления наркотиков из за рубежа, работать по крупным наркосообществам. А по сути работать по принципу спецслужбы - "от противника". Упреждая, пресекая еще на подходах, а еще лучше пресекать еще на стадии замысла. Такая задача под силу только серьезной специальной службы имеющей интеллектуальный потенциал. Мощный оперативный костяк.
В связи с появлением нового специально уполномоченного ведомства в органах внутренних дел было сначала упразднены, а затем частично восстановлены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках структур уголовного розыска. Все это существенно изменило картину на театре военных действий борьбы с наркопреступностью.
Декриминализация хранения для личного употребления малых доз наркотиков еще более усугубило ситуацию. Фактически мелкая розница оказалась вне зоны контроля со стороны правоохранительных органов. Перевод "хранения" в разряд административных правонарушений не изменил, по сути, позицию Прокуратуры, которая в ряде субъектов стала требовать по каждому факту административного производства возбуждения уголовного дела "по факту сбыта неустановленным лицом". В подобном "разгоне" статистике были не заинтересованы ни органы внутренних дел, ни органы наркоконтроля.
Фактическая мелкий опт и розница оказались вне зоны контроля. И по сути именно эти звенья стали формировать политику наркорынка.
Несмотря на снижение, на первый взгляд, влияния органов внутренних дела на борьбу с наркопреступностью доля раскрываемых преступлений именно органами МВД тем не менее по прежнему осталась достаточно высокой. В ряде субъектов России на органы наркоконтроля всего приходилось от 30 до 60 процентов раскрытых преступлений с этой сфере. (см. таблицу) При этом надо учитывать, что ФСКН работает по всему спектру подконтрольных веществ, в том числе и по прекурсорам, а потому изъятий объективно больше.

Год
Зарегистрировано наркопреступлений РФ
Изъято всех видов наркотиков (кг)



Всего
ФСКН
МВД
Всего
ФСКН
МВД


2004
150100
50070
95633
35507
35507
-


2005
175241
74182
94812
81087
81087



2006
212019
87932
118031
95038
80032
12880


2007
231218
97394
129331
41003
24681
15446


2008
232613
93877
136565
38134
24451
11407


2009
238527
90669
145056
45871
29529
12740


2010
222564
85185
135328
41246
28536
10725


2011
2151214
83528
129360
36164
22538
11460


Даже беглый анализ показывает, что высокая доля участия органов внутренних дел в борьбе с наркопреступностью, располагающих значительными оперативными и человеческими ресурсами по прежнему высока. Искусственное выведение, на первом этапе создания ГНК милиции за скобки этой работы, сыграло свою негативную роль. И судя по размерам изъятий наркотиков органами МВД она оказывает свое влияние дол сих пор. Тем не менее накопленный в прошлые года МВД потенциал сегодня требует нового дыхания. И это вопрос не ведомственный, а политический. Служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (НОН) созданная генералом милиции А.Н. Сергеевым была эффективным средством противодействию распространению наркотиков. Там были заложены принципы и подходы к этой работе, устранение "закрытых зон", комплексность и непрерывность процесса.
Оперативная обстановка сегодня существенно изменилась. И этому есть ряд весьма ощутимых причин.
В настоящее время общими усилиями разрушены, годами существовавшие наркосети. Ежегодно в места лишения свободы отправляются до 100 тысяч наркодилеров. Ликвидируются преступные группы и преступные сообщества. Суды стали активно использовать значительные по срокам реальные наказания.
На фоне этого произошел передел рынка. На поляне появилось много неизвестных игроков, выявить которых только силами ФСКН невозможно. Более того заточенность ведомства на изъятия крупных партий, изменила тактику самих наркопреступников. Сегодня они предпочитают ввозить наркотики в Россию и транспортировать по стране партии не так как раньше (400,300, 200 кг), а по 1-2 кг. Что с одной стороны снижает риск в целом, а с другой реальность значительных финансовых потерь. Реальные ресурсы (даже численные - 36 000 сотрудников ФСКН из которых 15 % занимается непосредственной работой) не говоря об оперативных возможностях у специально уполномоченной службы сегодня исчерпаны. Мы наблюдаем снижение объемов изъятий основных видов наркотиков (героина в первую очередь), а вал достигается за счет изъятия кондитерского мака с наличием в нем маковой соломки. Увеличение изъятия т.н. синтетических наркотиков (в основном сырья для их производства) картину не улучшает, так как в статистике динамика по видам отсутствует. По сути кратное увеличение достигнуто за счет изъятий курительных смесей и морских солей, где доля собственно наркотика в общем объеме ничтожна мала. Аналогичная ситуация и с изъятиями героина. Изъятые в 2011 году 2 небольшим тонны героина по сути являются смесями, так как с абсолютно чистым веществом сталкиваются только при изъятии контрабандной партии. По мере продвижения героина внутрь России его процентное содержание уменьшается за счет включения наполнителей (для веса). И объективно в двух изъятых тоннах собственно героина может быть от 700-1200 (макс) кг.
Меняется структура наркопотребления. Наметилась тенденция ухода героина с рынка. Пока это тенденция. Однако в ближайшее время возможно появление более сильных наркотиков, синтезируемых в домашних условиях. Об этом свидетельствует активизация консультаций пользователей Интернета. Запреты, вводимые на отдельные виды препаратов не решают проблемы, так как не исключены возможности синтезирования зелья из того, что запретить просто невозможно.
Значительно активизировалось гражданское общество, которое стало более активно вовлекаться в борьбу с этим злом. Однако, как отмечалось, расширение рынка мелкого опта, увеличение сети притонов превышает возможности оперативного реагирования ФСКН. Мы живем в параллельных мирах. У правоохранителей на бумаге одно, а у нас на улице - другое! Сегодня общество не интересуют тонны и килограммы изъятых наркотиков. Его больше волнуют шприцы на лестничных площадках, около школ и местах досуга. Граждане не желают нюхать зловоние наркопритонов. Разрыв между интересами правоохранительных органов и общества стал увеличиваться: реакции на заявления либо запоздалая, либо формальная. Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона менее заметная в рейтинге строка чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. И это при наличии более серьезных и людских затрат, сложностей доведения до суда (если вообще это возможно).
У ФСКН отсутствует реальная система и возможности работы в группе риска. Это объективно. Формат межведомственного взаимодействия, заявленный в положении о ФСКН, предполагал вопросы взаимодействия в сфере профилактики исключительно в рамках уголовно-процессуальной деятельности с другими правоохранительными органами. Иные функции, которые сегодня пытаются "натянуть" на себя наркополицейские являются избыточными, а по сути незаконными. Именно потому все попытки наладить эффективную работу в области профилактики наркопотребления не достигают цели и носят исключительно декоративный характер (акции, слеты, конференции без опоры на "землю") при огромном объеме никому не нужных отчетов и справок.
Институт участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних - единственный эффективный инструмент, наряду с общественностью, для сканирования и управления низовой наркоситуацией. Попытки ФСКН работать с этой категорий сотрудников МВД совместно, ни к чему хорошему не привели. Изначально было непонятно кто ведущий, а кто ведомый. Чьи приоритеты первичны. Да и возможностей у сотрудников ФСКН практически не было. Вал бумаг, вместо конкретной работы...
Сегодня можно со всей очевидностью утверждать, что наркопреступность имеет исключительно организованные формы. Тем не менее, для представителей криминального мира наркосбыт нередко является побочным, второстепенным доходом, наряду с иной противоправной деятельностью. Анализ оперативной практики показывает, что многие совершенные преступления так или иначе сопряжены с наркопреступностью - от сбыта, до личного потребления задержанными.
Суммируя изложенное, необходимо отметить, что сложившаяся наркоситуация в России, требует серьезной корректировки и в правовом, и в организационном плане.
Необходимо значительно укрепить блок сотрудников работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками на земле. С учетом наличия организованных форм наркобизнеса создать специальные подразделения именно в главке по организованной преступности, При этом учитывать, что степень слияния наркопреступников с низовыми звеньями полиции по-прежнему невероятно высока. Работа по этой линии позволит существенно почистить и эту сферу.
Очень важным элементом является работа в жилом секторе, которая должна вестись предметно и крайне оперативно. Как отмечалось - сегодня нет закрытых зон, о притонах широко известно, как и о точках торговли наркотиками. Борьба с притонами это один из элементов формирования нового облика полиции и повышения доверия к ней. Здесь карты в руки участковым и инспекторам по делам несовершеннолетним. Может быть, их участие в этой теме рассматривать в качестве приоритетной для данной категории.
ФСКН должна быть освобождена от несвойственных для правоохранительного органа функций (вмешательство в медицинскую сферу, работу реабилитационных центров и пр. что кстати искусственно привнесено в последнее время), стать законодателем борьбы с наркопреступностью, работая на параллельных курсах с МВД, ФПС ФСБ, ФМС и прочими органами как специальная служба и правоохранительный орган. (Собственно заняться тем, ради чего она создавалась).
Надо принципиально и кардинально повысить статус Государственного антинаркотического комитета. Как и в прошлые годы Правительственной комиссии его должен возглавлять один из вице-премьеров, а не руководитель ведомства. Существующий аппарат ГАК должным быть кратно сокращен (сегодня в нем более 250 (!) человек, которые служат в ФСКН. В основном люди в погонах, которые не могут в силу профессиональной деформации, в полном объеме решать задачи всех входящих в состав ГАКа ведомств) и переподчинен его новому руководителю. Более того в аппарате ГАК должны работать представители разных ведомств. К слову в Правительственных комиссиях ранее функции аппарата выполнял один человек.
Изменение подходов продекларированных новым руководством МВД - укрепление низовых звеньев, укрепление оперативного блока, сокращение числа неоперативных подразделений - это первый шаг к созданию прямой пирамиды, в которой нагрузка на оперативного работника будет определяться реальной оперативной обстановкой а не числом надстроек, работающих, за счет оперов, не на общий результат, а на свою придуманную идею.
Впрочем, это беда и для многих других, т.н. правоохранительных органов.

Генерал-лейтенант полиции (ФСКН) в отставке
Почетный сотрудник наркоконтроля
Александр Михайлов

www.viperson.ru

Док. 651892
Перв. публик.: 26.06.12
Последн. ред.: 28.06.12
Число обращений: 0

  • Михайлов Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``