Академик РАН А.А.Кокошин о системе управления и ее основных компонентахНазад
Академик РАН А.А.Кокошин о системе управления и ее основных компонентах
Системы управления состоят из четырех основных инвариантных компонентов: (а) организационно-штатные структуры, определяющие иерархичность положения относительно друг друга или тех или иных элементов организации, их численность, "наполненность" офицерами и гражданским персоналом различных рангов и категорий; (б) собственно персонал управления, лица, готовящие стратегические решения, принимающие эти решения и контролирующие их реализацию, проведение в жизнь; (в) процедуры, официально регламентирующие и реально определяющие взаимодействие различных управляющих органов и объектов управления; (г) техническое оснащение структур управления, тех, кто выдает команды и получает команды; это прежде всего техника передачи речи и текстов, данных с соответствующим уровнем защищенности и быстродействия, и т.п.
Люди, кадры при любых условиях являются важнейшим элементом любой системы управления.
При правильной подготовке и подборе людей во все основные звенья управления можно до известных пределов компенсировать слабости, недочеты в оргштатных структурах, в действующих процедурах взаимодействия между этими структурами, в техническом оснащении системы управления.
К этому еще можно добавить стиль и сумму навыков конкретной организации - системы управления.
Реформируя систему управления или ее отдельные компоненты, с предельной аккуратностью отнеситесь как к изменениям оргштатных структур, так и перемещениям людей, тех или иных должностных лиц.
Для повышения эффективности систем управления всегда важным ресурсом является совершенствование процедур взаимодействия между отдельными компонентами структуры и ключевыми фигурами в системе управления. Затраты энергии руководства, обеспечивающего его аппарата на такого рода изменения обычно в значительно большей мере соответствуют критерию "стоимость-эффективность", чем пересадки людей из одного кресла в другое, а тем более изменения в оргштатных структурах.
Как правило, не может быть упрощенных систем управления сложными процессами и явлениями. Системы управления прежде всего иерархичны, с разными полномочиями для их различных уровней - несмотря на то, что мысль теоретиков управления регулярно возвращается к идеям матричных структур управления. Высокая степень иерархичности структур управления (особенно систем управления многофункционального характера) обусловливает наличие в них большого числа звеньев, через которые проходят команды.
Большое число звеньев управления (а) часто ведет к искажению поступающих команд, (б) к увеличению времени их прохождения, (в) к усложнению контроля за их исполнением.
О горизонтальных связях в управлении: сокращать число звеньев в вертикали, через которые проходят команды, можно за счет развития связей по горизонтали. Последние обеспечивают "разгрузку" руководителей высокого уровня.
Как это ни парадоксально, чем более жесткая вертикаль - тем больше потребность в горизонтальных связях. В таких связях многое строится на взаимном доверии. Эффективные связи по горизонтали в еще большей степени требуют наличия общего понимания целей и задач при решении стоящих перед системой управления задач, высокой профессиональной культуры участников процесса управления, общей идеологии, наконец, и определенных психологических свойств, прежде всего отсутствия чрезмерной боязни начальства. Самая распространенная причина потери эффективности в системе управления - это нарушение или ослабление обратных связей.
См. лекцию А.А.Кокошина "Формулы управления". - М.: ЛЕНАНД, 2009, с. 17-19.