В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Раздел третий. Вопросы режиссуры Назад
Раздел третий. Вопросы режиссуры
К.С.Станиславский не оставил специальной книги, посвященной режиссерскому искусству. Между тем он был не только гениальным режиссером, - он создал целое направление в искусстве режиссуры. Реформа режиссерского искусства, осуществленная Станиславским, опирается на новое понимание сущности этой профессии, понимание, вытекающее из "системы" и потому органически с ней связанное.

В своей режиссерской практике К.С.Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссера, неизменно подчиняя их единой цели - воплощению идеи пьесы. Но из всех этих многочисленных средств главным, решающим он считал актерское искусство "школы переживания". Умение верно понять пьесу, то есть умение обнаружить ее идейное содержание в единстве с развивающимся в ней конфликтом, с сюжетом; умение воссоздать на сцене борьбу, вытекающую из драматического конфликта пьесы и вынуждающую актеров "подлинно, продуктивно и целесообразно действовать согласно сквозному действию каждой роли, уменье объединить коллектив вокруг творческих задач и уменье надлежащим образом воспитывать его" - все это лежит в основе мастерства режиссуры в понимании К.С.Станиславского.

Практика К.С.Станиславского и документальные записи процесса его режиссерской работы дают богатейший материал для изучения режиссерского мастерства К.С.Станиславского - его умения находить поразительные по глубине и точности режиссерские решения пьес, сцен, образов и умения воплощать эти решения в искусстве актеров.

Режиссерское мастерство К.С.Станиславского с наибольшей полнотой зафиксировано в книгах: "Режиссерский план "Отелло"; Горчаков. Режиссерские уроки; Топорков. Станиславский на репетиции.

При вдумчивом чтении эти книги могут дать отчетливое представление не только о разнообразии его приемов, но и об особенностях единого творческого метода Станиславского-режиссера.

Весьма поучительным может быть сопоставление "Режиссерской партитуры "Чайки" с "Режиссерским планом "Отелло"". При таком сопоставлении обнаруживается развитие режиссерского метода К.С.Станиславского. Если в режиссерской партитуре "Чайки" Станиславский фиксирует мизансцены, то в режиссерском плане "Отелло" он фиксирует конкретное развитие конфликтов и предлагает актерам партитуру действий, всегда опираясь при этом на творческий анализ пьесы и неукоснительно стремясь к воплощению сверхзадачи.

Включенные в раздел проблемы должны помочь уяснению всего вышеизложенного.
1. Что такое режиссура?

"Что такое режиссер?"

"Раньше я отвечал, что режиссер - это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссер - это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни.

Но теперь я думаю, что роль режиссера становится все сложнее и сложнее".

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 42; см. также с. 39-42.)

О требовании критериев для оценки работы режиссера

(Там же. - С. 94.)

"Режиссерский замысел"

(Там же. - С. 397-401.)

"Режиссерские замечания"

"Надо, чтобы от одного <...> прогона к другому спектакль вырастал по всем своим линиям. Прежде всего по линии становления заложенной автором в него идеи и все большего и большего развития в нем сквозного действия - борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею и против нее. Поэтому режиссер, ведя эти прогоны репетиции "под карандаш", должен отмечать основные дефекты формирования спектакля по указанным линиям, а не отдельные мелочи".

(Там же. - С. 490; см. также с. 405-411.)

"Режиссерский показ"

(Там же. - С. 414-419.)

"Вот вы, Василий Григорьевич [Сахновский], очень хорошо умеете "показывать" актеру. У вас, несомненно, есть актерский талант. Вам надо попробовать играть. Но "показ" актеру редко достигает цели. Важно уметь создавать для него "манки". В этом состоит искусство режиссера-педагога. Есть актеры, обладающие хорошей фантазией, которую надо только уметь направлять в нужную сторону, и есть актеры, фантазию которых надо все время будить, подбрасывать им что-то, что они разовьют и умножат. Не нужно путать эти два типа актеров, применяя к ним одинаковые методы. Нельзя ничего давать актеру в готовом виде. Пусть он сам придет к тому, что вам нужно. Ваше дело - помочь ему расстановкой на его пути дразнящих манков. Нужно только чувствовать, кого, что и при каких обстоятельствах можно дразнить". (Топорков. Станиславский на репетиции - С. 90)

"Режиссерские секреты"

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 435-444.)

"Хорошие декорации для любителей - спасение. Сколько актерских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие "нэмы", с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя". (Моя жизнь в искусстве. - С. 137.)

"Пусть нас научат говорить просто, возвышенно, красиво, музыкально, но без всяких голосовых фиоритур, актерского пафоса и фортелей сценической дикции. Того же мы хотим в движениях и действиях. Пусть они скромны, недостаточно выразительны, мало сценичны - в актерском смысле, - но зато они не фальшивы и по-человечески просты. Мы ненавидим театральность в театре, не любим сценичное на сцене. Это огромная разница. (Там же. - С. 154.)
2. Воплощение режиссерского замысла в актерском искусстве

"Главное в руках актеров, которым надо помочь, которых надо направить в первую очередь"

"Приходилось центр тяжести спектакля переносить на самую постановку. Необходимость творить за всех создавала режиссерский деспотизм".

(Моя жизнь в искусстве. - С. 131.)

Примеры двух типов режиссеров

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 61-67; см. также с. 84-89.)

О неосуществимых "мечтаниях режиссера"

"Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу". (Моя жизнь в искусстве. - С. 285.)

О превращении репетиции в урок

"Если участниками спектакля окажутся подлинные знатоки и мастера своего искусства, то режиссуре не придется постоянно превращать репетицию в урок, как это приходится делать теперь". (Статья, речи, беседы, письма. - С. 321.)

О непосильных для актера заданиях режиссера

"Нужно, чтобы режиссер усиленно заботился о том, чтобы его задания не превышали творческих средств самого артиста, но режиссер в подавляющем большинстве случаев не считается с творческими силами и возможностями артистов..." (Там же. - С. 479-480.)

О творческой и ремесленной режиссуре

"Либо вы [режиссер] инициатор творчества, а мы [актеры] простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет? Вы будете тянуть в одну сторону, то есть в сторону театрального внешнего зрелища, а мы в сторону психологии и духовного углубления. При этом мы будем только взаимно уничтожать друг друга. Превратите наше актерское искусство в ремесло, а сами творите искусство. Такая комбинация возможна. Поймите, что режиссерское постановочное дело в том виде, как вы его видите, не имеет ничего общего с актерским искусством, и особенно с нашим направлением, требующим беспрерывного переживания. Ваше постановочное и наше актерское искусство фатальным образом уничтожают друг друга. Когда вы творите в плоскости искусства, мы должны идти в плоскость ремесла и забыть о собственной инициативе. И горе вам, если мы, артисты, захотим сами творить. Тогда от вашей постановки, мизансцены, декораций, костюмов ничего не останется. Мы потребуем другого, чего хочет наше чувство, и вы должны будете уступить нам, конечно, кроме того случая, когда вам удастся зажечь нас и повести за собой". (Там же. - С. 500; см. также с. 497-503.)

О режиссерском плане спектакля

"Режиссерские постановки, смелые по замыслу, но не оправданные актером, его мастерством, не освоенные, не обжитые, категорически им отвергались. Лучше что-нибудь меньше, проще, чтобы было под силу актеру, чем бесплодный порыв ввысь с негодными средствами.

Режиссерский план, не воплощенный средствами актера, так и остается планом, а не спектаклем".

(Топорков. Станиславский на репетиции - С. 127.)
3. Режиссер - воспитатель творческого коллектива и педагог

Примеры педагогических приемов К.С.Станиславского

(Моя жизнь в искусстве. - С. 158, 197-199, 347-350; Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 79-87, 288-289.)

Об искусстве "устранять актерские недуги" (на примере М.П.Лилиной)

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 109-114.)

О воспитании единства в коллективе

"Воспитывая молодых актеров, К.С.Станиславский требовал, чтобы вся молодежь театра присутствовала на больших ответственных репетициях, в которых были заняты актеры всех поколений, так как хотел, чтобы вся группа овладела единым методом работы над ролью, над пьесой.

Эти репетиции были для нас замечательными уроками, на которых мы могли наблюдать, как Станиславский с большой настойчивостью воплощал свой режиссерский замысел в конкретные действия актеров".

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 50.)

О воспитательной работе режиссера
"...Я считаю, что мне важнее воспитать еще одну смену молодежи, чем поставить новый спектакль".
(Там же. - С. 110.)

"Я верю в актера"
"Поменьше пеленок, ограничивающих творчество актера, поменьше помочей и тех коробочек на колесиках, в которые чересчур опасливые няньки и родители любят помещать бутуза, еще не совсем крепко стоящего на ногах".

(Там же. - С. 491.)

http://www.stanislavskiy.info/show.html?id=136

viperson.ru

Док. 651590
Перв. публик.: 14.06.00
Последн. ред.: 14.06.12
Число обращений: 0

  • П.М.Ершов. Система К.С. Станиславского

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``