В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Раздел первый. Работа актера над собой Назад
Раздел первый. Работа актера над собой
Весь комплекс вопросов, связанных с этой темой, освещен с исчерпывающей полнотой в книгах К .С. Станиславского "Работа актера над собой. I и II". Распределение материала по отдельным вопросам (элементам) психотехники указано в оглавлениях в конце каждой книги.

Этому же кругу вопросов посвящена преимущественно и редкая, но очень полезная книга "Беседы в студии Большого театра".

Из всей массы вопросов, которые могли бы быть включены в этот раздел, здесь взяты лишь наиболее существенные, определяющие пути решения проблемы в целом. Психотехнику актерского искусства К.С.Станиславский рассматривал как сознательное умение актера "жить вполне и целостно жизнью того лица, которое он представляет" (А.Н.Островский). Жить - это значит действовать. Поэтому в основе психотехники лежит учение о действии. Соответственно и литература по этому вопросу освещена под пунктом 1.

Из всех возможных действий особое, чрезвычайной важности значение имеет для актера словесное действие. Литература по этому вопросу отнесена к п. 2.

Но при неверном понимании роли и места техники в искусстве актера, а также при ложном толковании того, что собою представляет мастерство и техника актера, даже самое серьезное и, казалось бы, законное изучение действия может привести к пагубным результатам. Поэтому, вслед за литературой о действии, под п. 3 перечислена литература о роли и месте техники и о содержании мастерства.

В последних пунктах раздела указана литература, помогающая уяснить вопрос о том, как практически актеру следует работать над собой для овладения системой. Одним из важнейших препятствий в овладении мастерством в искусстве переживания являются актерские штампы. Борьбе с ними К.С.Станиславский, как известно, уделял особое внимание. Вопрос их искоренения и в наши дни не утратил своей актуальности.
1. Действие, роль, место и значение действия в искусстве театра.
Психофизическая природа действия.
Действие и вопросы мастерства актера

О простейших физических задачах, физических действиях и "схеме физических действий"

"Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актер, а не такой, который владел бы актером, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актер и который он может зафиксировать, является линия физических действий". (Режиссерский план "Отелло". - С. 232; см. также с 230-234.)

О рождении переживания от физических действий

"Когда эти физические действия ясно определяются, актеру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю - физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актерское, а действие выродится в наигрыш.)". (Там же. - С. 37.)

О простоте схемы (партитуры) физических действий, о способе фиксации найденного в роли

"Такая партитура, или линия, по которой вам следует идти, должна быть проста. Этого мало, она должна удивлять вас своей простотой. Сложная психологическая линия со всеми тонкостями и нюансами вас только запутает. У меня есть эта простейшая линия физических и элементарно-психологических задач и действий. Для того чтобы не запугивать чувства, будем эту линию называть схемой физических задач и действий". (Там же. - С. 266; см. также с. 265-267.)

"К линии действий", "Физическое действие", "Схема физических действий", "Линия дня",
"Схема физических и элементарно-психологических действий"

(Статьи, речи, беседы, письма. - С. 601-616.)

Действие - основа сценического искусства

"Каждое физическое действие должно быть активным действием, ведущим к достижению какой-либо цели, точно так же, как и каждая фраза, произнесенная на сцене. Станиславский часто приводил мудрое изречение: "Да не будет слово твое пусто и молчание твое бессловесно". (Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 73.)

"Действия и задачи" (пример из репетиционной практики)

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 135-143.)

Линия физических действий - способ фиксации переживаний

"Пусть актер не забывает, и особенно в драматической сцене, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства. Таким образом, задача сводится к следующему: пусть актер по чистой совести ответит мне, что он будет физически делать, то есть, как будет действовать (отнюдь не переживать. Сохрани Бог, думать в это время о чувстве) при данных обстоятельствах..." (Статьи, речи, беседы, письма. - С. 595.)

"Если вы даже сыграли сегодня хорошо роль, правильно ее пережили, и я скажу вам: "Запишите это, зафиксируйте", - вы этого не сможете сделать, потому что чувство зафиксировать нельзя. Поэтому надо запретить говорить о чувстве. Но зафиксировать логику действий и их последовательность вы можете. Когда вы зафиксируете логику и последовательность действий, у вас явится и линия чувства, которую вы ищете". (Там же. - С. 668, 645-647; см. также: Кристи. Работа Станиславского. - С. 230-231.)

Перевод "языка страстей" на "язык действий"

(Кристи. Работа Станиславского. - С. 220.)

Место и роль действия в актерском искусстве

"В любом искусстве до очевидности ясны его элементы. <...> А в нашем искусстве?.. Спросите нескольких театральных деятелей, и каждый ответит по-разному и, как правило, не то, что есть на самом деле, что известно было уже тысячу лет тому назад и что является неопровержимой истиной: главным элементом нашего искусства является действие, "действие подлинное, органическое, продуктивное и целесообразное", как утверждает Станиславский".

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 186; см. также: Беседы в студии Большого театра. - С. 69.)

Неразделимость психического и физического действия

(Беседы в студии Большого театра. - С. 107.)

О предпочтении физических задач в "трагическом месте"

"Чем трагичнее место, тем больше оно нуждается в физической, а не психологической задаче. Почему? Потому что трагическое место трудно, а когда актеру трудно, он легче сходит с рельс и идет по линии наименьшего сопротивления, то есть переходит на штамп. В эту минуту нужна крепкая рука для поддержки, - такая, чтоб ее можно было хорошо ощутить и крепко схватить. <...> Психологическая задача разлетается, как дым, тогда как физическая задача материальна, ощутима, ее легче зафиксировать, легче найти, вспомнить в критический момент".

(Режиссерский план "Отелло". - С 349.)

Трудность выполнения самых простых физических действий и ее причина

(Беседы в студии Большого театра. - С. 150-151.)

О "приблизительном" совершении действий

"В жизни <...> если человеку надо что-то сделать, он берет и делает это: раздевается, одевается, переставляет вещи, открывает и закрывает двери, окна, читает книгу, пишет письмо, разглядывает, что делается на улице, слушает, что творится у соседей верхнего этажа.

На сцене он эти же действия совершает приблизительно, примерно так, как в жизни. А надо, чтобы они им совершались не только точно так же, как в жизни, но даже еще крепче, ярче, выразительней. Ведь он их совершает на сцене в особых условиях видимости, слышимости и эмоционального восприятия их зрительным залом".

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 191-192.)

Действие и сосредоточенность

"Дом кладут по кирпичу, - говорил Станиславский, - а роль складывают по маленьким действиям. Нужно так занять свое внимание на сцене, чтобы не давать ему засасываться в зрительный зал. <...> Актеру должно быть некогда отвлекаться и бояться. Наша техника в том, чтобы заинтересовать себя ролью в публичном одиночестве".

(Кристи. Работа Станиславского. - С. 190.)

2. Слово.
Словесное действие.
Речь на сцене

С наибольшей полнотой вся сумма вопросов, связанных со словом на сцене, раскрыта в книге "Работа актера над собой. II" (гл. 3).

"Говорить - значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело - хотеть внедрять, а хотения порождают действия". (Там же. - С. 92-93.)

Действие словом и внимание к партнеру

"Мысль нужно говорить целиком, а убедительно ли она прозвучала или нет, об этом может судить только ваш партнер. Вот вы по его глазам, по их выражению и проверяйте, добились ли вы какого-нибудь результата или нет. Если нет, изобретайте тут же другие способы, пускайте в ход другие виденья, другие краски. Судья того, что я делаю на сцене правильно или неправильно, - только партнер. Сам я не могу судить об этом. А главное, работая над ролью, развивайте эти виденья в себе". (Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 165.)

Внутренний монолог

"Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене - это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров "отдыхают" во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем". (Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 81.)

Примеры работы К.С.Станиславского над ролью

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 71-76, 153-157.)

Видения и ударные слова

(Беседы в студии Большого театра. - С. 67, 129.)

Работа над монологом

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 386-394.)

О технике словесного действия

"Заставить партнера видеть все вашими глазами - вот основа речевой техники", - говорил К.С.". (Кристи. Работа Станиславского. - С. 154.)
3. Роль и место техники в искусстве актера.
В чем заключается мастерство актера.
О технике работы над ролью

(Работа актера над собой. I. - С. 328-331.)

Объективность законов психотехники

"Сознание часто дает направление, в котором подсознательная деятельность должна работать. Этим свойством природы мы широко пользуемся в нашей психотехнике. Оно дает возможность выполнять одну из главных основ нашего направления искусства: через сознательную психотехнику создавать подсознательное творчество артиста". (Там же. - С. 355.)

"У нашей артистической природы существуют свои творческие законы. Они обязательны для всех людей, всех стран, времен и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута. Она должна быть положена в основу школьной программы и изучена во всех подробностях. Это единственный путь для создания мастеров искусства.

Все великие артисты, сами того не подозревая, подсознательно шли в своем творчестве этим путем.

Скажут, что такой путь труден. Нет, гораздо труднее насиловать свою природу. Несравненно легче следовать естественным ее требованиям". (Статьи, речи, беседы, письма. - С. 366; см. также с. 294-297.)

Психотехника нужна "в помощь природе"

(Кристи. Работа Станиславского. - С. 113.)

О необходимости знания законов "нашего искусства"

(Статьи, речи, беседы, письма. - С. 399-402.)

О содержании и роли техники в реалистическом искусстве театра

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 184-190.)

Суждения об искусстве должны опираться на знание его техники

(Статьи, речи, беседы, письма. - С. 217.)

Общеобязательность законов психотехники

"Уходя из жизни, я хочу передать вам основы этой техники. Их нельзя передать ни на словах, ни в письменном изложении. Они должны быть изучены в практической работе. Если мы добьемся хороших результатов и вы поймете эту технику, то будете распространять и непременно развивать ее дальше". (Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 132; см. также - с. 130-139.)
4. Об условиях и путях практического изучения системы

Требование "распро-ультранатуральности"

"Наши глубокие душевные тайники только тогда широко раскрываются, когда внутренние и внешние переживания артиста протекают по всем установленным для них законам, когда нет абсолютно никаких насилий, никаких отклонений от нормы, когда нет штампов, условностей и проч. Словом, когда все правда, до пределов распро-ультранатуральности". (Статьи, речи, беседы, письма. - С. 649.)

О ежедневных упражнениях в беспредметных действиях

(Там же. - С. 633, 657.)

Об изучении логики действий в жизни и о тренировке в этой области

"В конце концов все новые действия сплетаются из старых. У него, актера, организуется внимание, он начнет и в жизни следить за действием. Мы логики наших действий в жизни не знаем. Когда вы приходите на сцену, то вам нужно изучить эту логику, хотя в жизни мы это проделываем каждый день. Актер должен привыкнуть обращать внимание на логику, замечать ее и в жизни. Он должен полюбить эту последовательность, эту логику, это чувство правды. Вы в это верите? Такому актеру, если он мастер своего дела, я могу сказать: "Потрудитесь к такому-то дню приготовить всю роль по физическим действиям". (Там же. - С. 663; см. также гл. "Итальянская опера. Шутки" в кн.: Моя жизнь в искусстве.)

О необходимости "туалета души" перед началом спектакля

(Моя жизнь в искусстве. - С. 297, 302-304; Работа актера над собой. - С. 320-321.)

О преодолении своих недостатков

"Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол". (Моя жизнь в искусстве. - С. 78.)

Смелость актера - "нахалин"

(Топорков. Станиславский на репетиции. - С. 151.)

"Мало знать "систему", надо на ее почве придумать свою"

(Кристи. Работа Станиславского. - С. 174.)
5. Об актерских штампах

Штамп от непосильной задачи

(Моя жизнь в искусстве. - С. 125-129.)

Штамп от "возвышенных переживаний"

(Там же. - С. 278-280.)

Происхождение штампов

(Там же. - С. 295-297; см. также: Работе актера над собой. I. - С. 29-34.)

Штамп и самопоказывание

(Беседы в студии Большого театра. - С. 139.)

Штамп подчеркивания выигрышной фразы

"Это закон дешевого, провинциального театра - вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актеры так и говорили: "Ох, и дам же свечу на этой фразе", то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!" (Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 107.)

http://www.stanislavskiy.info/show.html?id=136

viperson.ru

Док. 651588
Перв. публик.: 14.06.00
Последн. ред.: 14.06.12
Число обращений: 0

  • П.М.Ершов. Система К.С. Станиславского

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``