В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Егоров: Субъекты правоотношений в туристской деятельности Назад
Вячеслав Егоров: Субъекты правоотношений в туристской деятельности
В.Е. ЕГОРОВ,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Псковского филиала СПб ГУСЭ

Аннотация

В статье автор выявляет некоторые проблемы в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем туристскую деятельность. Предлагает внести дополнение в Закон, сформулированный им в отдельную статью участников отношений регулируемых Законом.

Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Закон) [1], практически стал образующим стержнем современного туристского законодательства. Закон определяет понятия туристской деятельности, принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. В нем приводятся пути осуществления государственного регулирования туристской деятельности, в числе которых важное место занимает нормативное правовое регулирования в сфере туризма.

Однако именно в правовом регулировании и возникают некоторые проблемы связанные с осуществлением с помощью систем правовых средств правоотношений в сфере туристской деятельности. Традиционно в науке правоведения предметом правового регулирования признаются общественные отношения, складывающиеся между двух или более субъектов (граждан - физических лиц или их объединений - юридических лиц).

Применительно к туристской деятельности такими субъектами правоотношений являются туроператоры и турагенты как организаторы путешествий с одной стороны и туристы - с другой, а так же ряд участников, в той или иной мере принимающих участие в туристской деятельности. Однако в Законе перечень этих участников правоотношений отсутствует, что вызывает разное толкование и широкое употребление их в правовых документах и практической деятельности.

Думается, созрела необходимость для более тщательного проведения исследования отдельных норм Закона, и сформулировать правовое положение субъектов туристской деятельности.

В Законе основные субъекты в той или иной редакции упоминаются в отдельных нормах, и фактически их можно даже предположить как участников отношений, что подтверждается приведенным примером:

во-первых, статья 1 приводит понятие туриста, статьи 6 и 7 определяют права и обязанности туриста, статья 12 дает право туристам на объединение;

во-вторых, понятие заказчика туристского продукта изложено в статье 1 Закона, статья 9 приводит ответственность туроператора и турагента перед туристами и заказчиками турпродукта;

в-третьих, четкого понятия туроператоров и турагентов Закон не дает, но эти понятия вытекают из статьи 1, где приводятся понятия туроператорской деятельности и турагентской деятельности. Статьи 4.1., 9, 10, 10.1. и 11 полностью посвящены туроператорам и турагентам в их туристской деятельности;

в-четвертых, понятие организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации, в Законе отсутствует, но в статье 4.1. мы находим их упоминание по поводу финансового обеспечения, а статья 14 обязывает этих участников пользоваться в целях безопасности туристов (экскурсантов) услугами инструкторов-проводников, что подтверждает их прямое участие в правоотношениях, регулируемых Законом;

в-пятых, в этой же статье 4.1. появляются следующие участники отношений как государственные и муниципальные унитарные предприятия и государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации, а так же организации (юридические лица), реализующие на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором;

в- шестых, понятие федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма так же отсутствует, но его можно сформулировать из содержаний статей 4 и 4.1.;

в-седьмых, об объединениях туроператоров и турагентов говорится в статье 11 Закона;

в-восьмых, сведения об общественных объединениях туристов Закон дает в статье 12.

Отсутствие в Законе правового положения перечисленных нами участников, четко изложенное в конкретной (отдельной) норме права (статье закона), на практике вызывает при исполнении (претворении в жизнь) требований Закона неправильные, противоречащие Закону и логике понимания, комментарии и, в конечном итоге - неисполнение.

Согласно доктрине права, все участники правоотношений должны наделяться взаимными правами, обязанностями, ответственностью, то есть, запретами, дозволениями, разрешениями и, что немаловажно, должны обеспечиваться возможностью государственного принуждения [2, с. 304]. Это в определенной мере объясняет необходимость внесения дополнения в Закон.

В международной практике субъекты туристской деятельности имеют свои четкие правовые положения в действующих законодательствах в сфере туризма, например статья 5 Закона "О туризме" Украинской республики называется "Участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности" и приводит понятие участников и самих конкретных субъектов, осуществляющих и/или обеспечивающих туристскую деятельность [3].

Аналогичная статья за номером 11 имеется в Законе о туризме Латвийской республики, которая называется "Оказывающие туристические услуги лица и виды их деятельности", где перечислены все субъекты, участвующие в реализации туристских услуг [4].

Следовательно, мы пришли к убеждению, что в Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" целесообразно было бы внести дополнительную статью 2.1. в Главе I под названием "Участники отношений, регулируемых настоящим законом" и изложить ее в следующей редакции:

Статья 2.1. Участники отношений, регулируемых настоящим законом

Участниками отношений, регулируемых настоящим законом, являются:

1) туристы;

2) заказчики туристского продукта;

3) туроператоры;

4) турагенты;

5) организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации;

6) организации, реализующие на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором;

7) государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;

8) государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;

9) федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, к компетенции которого относится осуществление функций по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма;

10) объединения туроператоров и турагентов;

11) общественные объединения туристов.

Таким образом, механизм правового регулирования становится основным каналом полного воздействия права на поведение участников туристской деятельности, что соответствует духу Закона.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года, N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.

3. Закон Украины от 15 сентября 1995 года "О туризме" N 324 / 95-ВР (с изменениями от 19 октября 2010 N 2608-VI) / URL: http: // www.base.spinform.ru / show_doc.fwx?Regnom=9550

4. Закон Латвийской Республики "Закон о туризме" (принят Сеймом 17 сентября 1998 г. Обнародован Президентом государства 7 октября 1998 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 10 декабря 2009 года) // "Biznesa informacijas birojs", talr./ тел.: 67290209 / URL: http: // WWW.pravo.lv.

В.Е. Егоров
Viperson

Док. 651515
Опублик.: 13.06.12
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``