В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Брестовицкая Н: О законе о митингах и проблеме стратегии образования демократического общества Назад
Брестовицкая Н: О законе о митингах и проблеме стратегии образования демократического общества
12 июня состоялся "Марш миллионов", который проходил в условиях вступившего в силу 9 июня 2012г. Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",1 подписанного президентом России 6 июня. Тогда интернет запестрел громкими заголовками: "Путин понимает только язык силы",2 "Последний шаг к полицейскому государству",3 "Вашингтону нельзя надеяться на милость Путина".4 Последний звучит откровенно забавно: "не хороший" Путин подписал в России закон, а "белый и пушистый" Вашингтон, бомбардировавший и Югославию, затем под теми же знаменами борьбы "за истинную" демократию заливший кровью Ирак, Ливию, а теперь требующий санкции от ООН продолжить "миротворчество" в Сирии, - не может рассчитывать на его милость.
Действительно, принятие этого закона свидетельствует о том, что демократия в нашем Отечестве переживает сложный этап. При этом можно как угодно относиться к В.Путину, как и к Г.А.Зюганову, В.В.Жириновскому и др., но никого нельзя лишать права на справедливость. Преимущество писаного права в том и заключается, что оно не относится к вечным и незыблемым, о чем и было прямо заявлено и президентом России: "...У нас ничего не является застывшим".5
Обращает внимание апелляция к подобным законодательным актам ведущих стран Западных Европы, которым содержание российского аналога действительно не противоречит, что не помешало ЕС "обеспокоиться" протестами не своих, а российских оппозиционеров.6 Таким образом, не различие, а сходство отечественного и зарубежного правотворчества и указывает на истинную проблему. Памятуя в связи с этим выступление И.И. Путина на последнем съезде "Единой России", в котором прозвучала ссылка к восточной мудрости, особенно актуальная в контексте проблемы демократии7не только в нашем Отечестве, но во всем мире. Начиная с великих древнегреческих архонтов и ораторов, и по сей день человечество тысячелетиями не просто говорит, но, начиная с США, записывает в конституциях государств о том, что они демократические, а демократия по-прежнему остается в области деклараций и мечтаний, или, что еще хуже - политических спекуляции. Поэтому сегодня кровавый передел карты мира и проводится под знаменами борьбы за демократию, а наши обездоленные отечественные олигархи прогуливаются с трудящимися по Болотным и другим площадям столицы и борются ... "За честные выборы", скромненько отмечая успехи в ресторанах с видом на Кремль.
В чем же причины неразрешимости проблемы?
Обратимся к истории
Античная традиция
или переход человечества на язык силы
Обращение к текстам Гомера свидетельствуют, что уже прославленные древнегреческие цари иного языка, кроме языка силы, знать не желали. Думается, вполне достаточно привести следующий пример:
В сонме не все мы слышали, что говорит Агамемнон:
Если ж он гневен, жестоко, быть может, поступит с народом.8
Не более оригинальна в истории человечества и борьба с оппозицией, о чем Гомер вещал устами героев эпоса:
Всем не господствовать, всем здесь не царствовать нам
аргивянам:
Нет в многовластии блага..9
Таким образом, стремление к единовластию, предполагающему абсолютную власть, является достаточно тривиальным исходом для получивших к ней доступ. Далеко не каждому удавалось достойно получить власть, равно как и уйти из власти. Этому человечеству еще предстоит научиться.
Первый шаг к полицейскому государству..
Специфика журналистского ремесла требует с пониманием относиться к громким заголовкам, которые часто обречены на превращение в шаблоны. Тем не менее, коли уж российский президент пополнил тесные ряды сделавших "последний шаг" к полицейскому государству, то, возможно, есть смысл напомнить о "первом" шаге, представленным Гомером следующим образом:
Так говорила толпа, но восстал Одиссей градоборец,
Со скипетром в руках: и подле героя Паллада Афина.
В образе вестника став, повелела умолкнуть народу.10
Таким образом, именно прославленному герою предстояло выполнить исключительно полицейскую функцию, впервые засвидетельствованную в письменном памятнике культуры:
Если же кого-либо шумного он находил меж народа,
Скипетром его поражал и обуздывал громкою речью:
"Смолкни, несчастный, воссядь и других совещания слушай,
Боле почетных, как ты! Невоинственный муж и бессильный,
Значащим ты никогда не бывал ни в боях, ни в советах.11
Первая жертва полицейского режима
Речь, конечно, идет о знаменитой сцене с Ферсетом, на которую впервые обратил внимание А.Боннер, и которую зарубежные специалисты в области свободы слова склонны причислять к древнейшим законом о диффамации, что и объясняет чистоту цитирования ставшего хрестоматийным фрагмента:
Только Ферсет меж безмолвными каркал один, празднословный
вития!
Вечно искал он царей оскорблять поносительной речью,
Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.12
А далее идет подробный перечень того, что отныне становится обычными мерами пресечения свободы слова.13
Все эти примеры свидетельствуют о временных пределах, в течение которых власть делает шаги по пути к тому, что было названо автором одной из выше упомянутых статей полицейским государством. Конечно, приятно слушать утешительные прогнозы некоторых ученых, утверждающих, что у человечества есть еще десять тысяч лет пребывания на этой планете и продолжения идти в том же направлении, если бы не возникающие неожиданно какие-нибудь астероиды вроде Апофиса. Как известно, он был открыт лишь в 2004г., а в 2032г. уже будет готов к столкновению с землей и у человечества, потратившего отмеренный природой век на утешение собственных сомнительных амбиций, уже не будет никаких проблем. Надеяться, безусловно, нужно на лучшее, но быть при этом готовыми к худшему.
"С чего начать?" и "Что делать?"
Воздав должное титаническим усилиям зарубежных специалистов, посвятивших тома фундаментальных трудов изучению проблемы свободы слова и успешно исчерпавших возможности прежнего уровня научного знания, следует, по-видимому, вновь вернуться к хрестоматийным вопросам российской интеллигенции.
Современный уровень научного знания указывает на возможность открытия исторических и социокультурных пределов исследования, позволяющего рассматривать древнегреческую культуру не как некое "чудо", но в контексте эволюции человеческой цивилизации. Таким образом, вполне возможно определить содержание ответа на первый вопрос.
Постановка ХХв. проблемы разумности самого человеческого разума требует особого внимания к трудам и достижениям специалистов соответствующих областей. Это уже относится больше к ответу на второй вопрос, определяющий настоятельную необходимость создания демократической концепции образования. Весьма кстати в названном контексте выглядит закономерный и возрастающий интерес специалистов в области естествознания к проблеме той главной составляющей человеческого организма, который отличает его от других животных.
Проблема разумности человеческого разума
"Человеческий мозг продолжает эволюционизировать",14 - звучащий в заглавии статьи в интернете искренний восторг по поводу открытия группой американских ученых в XXIв.! непреложного для гуманитария факта, вновь свидетельствует об актуальности проблемы, парадоксально выпадающей из поля зрения специалистов не только в области социальных наук, но и образования. Об этом свидетельствует и социальная стратегия, и стратегия образования, проводимые и в мире, и в России в последние десятилетия. Однако политические реалии человеческой цивилизации и вызовы III тысячелетия подтверждают, что поспешившему объявить себя sapience предстоит еще доказать разумность собственного разума. Заставляет задуматься и тот факт, что человек является единственным животным, страдающим возрастными заболеваниями мозга.15Более того, установлено, что наиболее страдающими от процессов деградации являются участки мозга, обеспечивающие обучение и запоминание,16 что вновь заставляет вздрогнуть входящих в те более 90% соотечественников-противников реформ по поводу затянувшегося эксперимента с ЕГЭ и проводимой политики в области образования. Тем не менее, весьма сомнительным представляется утверждение, что такова плата за эффективность. Думается, эта расплата не просто за неэффективность, но насилие над разумом посредством целенаправленного ограничения его возможностей.
И вновь обратимся к истории.
Античная традиция
Как известно, механизм выживания человека зиждется не только на системе инстинктов, передаваемых из поколения в поколение независимо от желания и воли, но и знании об опыте, которое человек способен передавать в процессе общения, что и определяет в конечном итоге известную власть слова, которою впоследствии научились эксплуатировать мастера от манипуляции. Роль знания в выживании человека и человечества определил особый интерес к системе образования Древней Греции, обусловленный достижениями ушедшей цивилизации. Однако не меньший интерес эта система вызывает в контексте актуальной ныне проблемы создания концепции образования демократического общества, поскольку созданная в ту эпоху политическая традиция по сей день относится особо трепетными почитателями к демократической. Полностью разделяя общепринятое мнение относительно высокой оценки достижений античной культуры, следует, тем не менее, еще раз особо подчеркнуть, что интерес к ней обусловлен тем, какое место она занимает в череде причинно-следственных связей, определивших развитие цивилизации.
Древняя Греция - образец для не подражания
Открытие социокультурного контекста исследования и отказ от сложившейся в научной литературе системы стереотипов позволили сделать вывод, что культура древних эллинов возникла на стыке эпох: уходящей эпохи справедливости права равных и справедливости права сильного,17что и послужило в конечном результате причиной прежде упадка, а затем и гибели цивилизации. Таким образом, древние оставили потомкам наглядный пример для не подражания. Вызывают несомненный интерес различия или совпадения временных пределов аналогичных процессов, проходящих в других культурах. Однако ученым еще предстоит установить то, какие и почему произошли изменения в процессе эволюции человеческого мозга, послужившие причиной выбора силовой парадигмы развития, поставившей homo sapiens перед угрозой равно стремительно приближающихся катастроф - природной и социальной.
Пока этот аспект остается вне внимания научного сообщества и требует того, что принято называть фундаментальными исследованиями, от успеха которых зависит не только судьба нашего вида, но и, учитывая мощь разрушительного потенциала "разумного", всего видового многообразия на земле и самой планеты. Именно по этой причине они необходимы и для создания демократической концепции образования.
Узкая специализация - причина или следствие деградации человечества?
Однако проведенные исследования уже позволили проследить эволюцию плавного вырастания в процессе разделения труда существующих форм эксплуатации. В названном контексте древнегреческая культура интересна и тем, что здесь, у истоков европейской цивилизации, представлены результаты столь серьезных качественных изменений в человеческом сообществе, что послужили причиной раскола цивилизации, представившей пока на теологическом уровне первые опыты обоснования альтернативных концепций справедливости, социальности, права, образования, семьи и человека. Таким образом, стихийно начавшийся процесс поиска эффективных путей выживания вида именно в эту эпоху переходит на уровень целенаправленного программирования социального расслоения, предполагающего силовое доминирования одного сословия над другими.
Отчуждение морального от законного
Впервые на законодательном уровне эта стратегия была окончательно закреплена Конституцией Солона VI в. до н.э., зафиксировавшей факт разделенности общества на четыре категории не равных перед законом. Правотворчество знаменитого архонта завершило процесс "перезагрузки" обычного права. Появление писаного права, как известно, представляется специалистами как наглядное подтверждение прогресса человечества. Однако при этом упорно игнорируется то, что появление писаного права сопровождало вымывание из обычного права морально-этических норм, о серьезности результатов которого свидетельствуют суд и казнь Сократа. Таким образом, реалии Древней Греции той эпохи свидетельствуют, что к этому времени человечество разделилось на тех, для кого прежний обычай, содержание которого определял фонд морально-этических норм, оставался законом жизни, и тех, для кого он не был обязательным для исполнения. Поэтому отныне созданная последними Конституция, отвечавшая нуждам формальной демократии, предполагала целенаправленное программирование расслоения общества - непременной основы сохранения социального неравенства, властью закона демократического государства. Именно этот закон определил и стратегию образования, впервые превращенного в основное средство воспроизводства непритязательной рабочей силы, озабоченной лишь проблемой биологического выживания, определив и появление проблемы смысла жизни, ставшей основной проблемой философии.
Вывод
Следует особо отметить, что система образования античного полиса - не причина, а следствие доведения до абсурда благой идеи общественного разделения труда, изначально основанной на понимании равной социальной значимости всех отраслей производства и необходимости раскрытия творческих возможностей каждого ради достижения общей пользы. Таким образом, именно длительная практика ограничения возможностей человеческого разума, подчиненного нуждам узкой специализации, имело столь фатальные результаты, которые привели к появлению человека, не просто не способного к восприятию морально-этических норм, но использующего возможности разума, лишенного нравственного иммунитета, для уничтожения внешне себе подобных.
Христианская традиция
Христианство было обречено на наследие античной традиции. Отсюда противоречивость развития христианской социальной теории, представившей опыт сочетания не сочетаемого - декларации власти Закона Божьего, содержание которого определил фонд морально-этических норм, в условиях, определяемых отрицающим мораль законом земной власти. Именно этот обреченный на провал опыт определил и противоречивость истории христианского мира. Постановка отцами церкви проблемы понимания Слова, возведенного в эпоху Средневековья в ранг критерия, определяющего "право-притязание" на место в социальной иерархии "разумных" и "неразумных" душ указывает на осознание последствий целенаправленного ограничения интеллектуальных способностей. Тем не менее, основополагающая идея всеобщего равенства перед Словом Закона Божьего определило христианскую стратегию образования, которому человечество обязано эпохой Возрождения. Однако представленная Ренессансом многоликость Единого Бога, заботливое облачение Божьей Матери в одежды собственного сословия, появление откровенно уничижительных социальных терминов ("чернь", "подлое сословие", "худшие люди" и т.д.) применительно к единоверцам, - все демонстрировало на примере христианского мира состоявшееся разделение человечества на параллельные социальные миры, разделенные по уровням понимания.
Поставив проблему взаимодополняющих разностей, эпоха Возрождения представила опыт попытки переломить пагубную для судеб человечества тенденцию. Ставка на раскрытие творческих способностей равно наделенного Творцом разумом определила стратегию христианской концепции образования, которой европейская культура обязана своими достижениями. Однако ценность этого опыта определяется не только достижениями, но и недостатками, обусловленными возможностями научного знания той эпохи.
Причина неудачи опыта Ренессанса
Парадоксально, но именно главное достоинство Ренессанса, отказавшегося от унижающего достоинство элиты унизительного положения единоверцев, отнесенных к разряду "неразумных", определило главный недостаток гуманистической концепции образовании и соответствующей ей социальной теории, игнорировавшей то, что способности человеческого разума обусловлены не только социально, но и исторически. Человеческий разум в процессе эволюции подвергался изменениям. При создании демократической концепции образования необходимо не только учитывать этот факт, игнорирование которого определило кризис классической либеральной философии, но и выявить причины этих изменений. Особенно тревожными представляются результаты исследований биологов и социологов. Таким образом, создание новой концепции требует совместную работу не только собственно педагогов и психологов, но биологов и генетиков, а также специалистов в области обществознания, поскольку именно гуманитарное знание определяет и культуру стратегического планирования человечества, и содержание ценностной матрицы, формирующей личность, равно необходимых для выживания человечества.
Выводы
Вступивший 9 июня в силу новый закон действительно соответствует аналогичным нормам, существующим в странах Западной Европы, накопивших достаточный опыт, подтверждающих их неэффективность. Выступления оппозиции 12 июня - лишь еще одно свидетельство. Диалог - единственный выход. Поэтому России предстоит либо следовать заведомо порочной практике, либо искать пути для построения истиной демократии.
Актуальность создания новой концепции образования и обусловлена нуждами создания эволюционным путем современного демократического общества, предполагающего не разделяющее программирование социального расслоения, а создание основ консолидации общества, что требует не ограничение, но раскрытие потенциала человеческого разума, его творческих возможностей. Это и есть залог социальной стабильности, успешности, конкурентоспособности и величия нашего Отечества.
Россия не может позволить себе быть слабой.

www.viperson.ru

Док. 651496
Опублик.: 13.06.12
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``