В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Концепция человеческого капитала Алексея Подберезкина Назад
Концепция человеческого капитала Алексея Подберезкина
Автор рецензии С.С. Макулов

Ключевые слова: А.И.Подберезкин, национальный человеческий капитал, социальный потенциал, креативный класс, Россия, русский социализм.

Город - это люди, а не стены.
Фукидид

Вышедшая книга2 - составная часть большого проекта-четырехтомника, посвященного возможной стратегии развития страны в долгосрочной перспективе. Рассмотрев в двух первых томах роль идеологии в развитии России и трансформацию взглядов отечественных политических элит в период с 1990 по 2011 г., в третьем томе Алексей Подберезкин предлагает альтернативный вариант идейного наполнения политики российского государства и именует его русским социализмом.

Этот труд сложно отнести к какой-то одной области научного знания. Экономист обнаружит в нем подробные, подкрепленные статистикой сведения о тенденциях экономического развития страны в последние годы, социолог получит ответ на вопрос "чего же хочет российское общество?", политолога заинтересует описание механизмов решений "в верхах" и их идеологическое обрамление, а практикующего политика - тот комплекс мер, который автор предлагает для устранения негативных тенденций в развитии страны. Однако этот гигантский массив данных используется для обоснования тех мер, которые видятся Алексею Подберезкину полезными для страны и общества в наши дни. Поэтому в своем вступительном слове автор оценивает этот труд как "размышления, во многом, личного характера, основанные на собственном анализе и опыте, а также мнениях экспертов" (с. 5). Действительно, перед нами не сухой и бесстрастный анализ внешнего наблюдателя, а речь заинтересованного в происходящем вокруг гражданина.

Национальное богатство состоит из трех частей - природных ресурсов, материальных активов и национального человеческого потенциала. С практической же точки зрения, национальный человеческий капитал (НЧК) - это, утверждает автор, ресурс, который должен быть получен из национального человеческого потенциала (НЧП) и приращение которого должно стать обязательным элементом государственной политики РФ. Таким образом, НЧК - это производная от НЧП. Этот капитал имеет не экономическое, а социальное значение - подчеркивает исследователь и далее, опираясь на тезис о грядущем глобальном ослаблении позиций либерализма, делает вывод: "Общественная польза, а не прибыль, будет в конечном счете определять эффективность общественного и государственного развития" (с. 11). В противовес либеральной идеологии, ставящей во главу угла свободу, собственность и прибыль, или коммунистической, для которой важнее всего победа рабочего класса и политическая власть, А.Подберезкин выступает за систему политических взглядов, ориентированную прежде всего на создание максимально благоприятных условий для самореализации личности.

Как измерить общий человеческий потенциал нации? Он складывается из потенциала отдельных личностей. Соответственно, его развитие должно стать основной целью долгосрочной политики, а масштабы роста - критерием успешности властей, полагает автор. Это подразумевает и работу в социально-экономической сфере, и совершенствование отдельно взятого человека. Уровень достижений в этих областях можно оценить индексом развития человеческого потенциала, который учитывает целый ряд факторов - его показатель более важен, нежели данные по тому же ВВП.

Собственно, трансформация национального человеческого потенциала в капитал - это и есть задача названной им "русским социализмом" идеологии. Количественный и качественный рост отечественного НЧП способен исправить сложившийся в последнее время явный дисбаланс между демографическим и территориальным ресурсами нашей страны.

Российское общество сейчас находится в активном поиске объединяющих идей, однако "верхи" разделяют ту систему взглядов, которую исследователь очень метко определил как "либерально-бюрократическую", и менять ее не собираются, несмотря на очевидные угрозы, которые она несет стране. Так же губительно, считает Подберезкин, и фактическое отсутствие идеологии у ведущей политической партии "Единая Россия", смысл существования которой заключается лишь в поддержке фигуры Путина. А идейные наработки середины 2000-х уже не способны дать толчок развитию страны.

А.И.Подберезкин не ставит знак равенства между традиционным русским социализмом и своими идеологическими разработками, он подчеркивает лишь единство их основных идей: гармонии всех социальных институтов, власти лучших представителей нации и т.д. Такую систему взглядов можно назвать также социальным консерватизмом, и автор на страницах своей книги активно пользуется и этим определением. "Традиция есть необходимое условие существования общества" (с. 518), - замечает он.

Русский социализм не является примитивной попыткой насадить на нашей почве марксизм: "Как общество казарменного образца, так и хаос `демократической государственности` равно губительны для России" (с. 17). Также Алексей Подберезкин развенчивает и распространенное представление о национализме как идеологии, основанной на ксенофобии и шовинизме. Как направление общественно-политической мысли, ставящее во главу угла благополучность нации, национализм, по мнению ученого, принес бы пользу России как стране, испытывающей трудности с национальной самоидентификацией. Государство обязано обслуживать интересы нации, а не элит, постулирует он.

"Стратегия развития страны является производной от идеологии" (с. 42), - утверждает исследователь. В нарастающем экономическом и цивилизацион-ном отставании от других мировых держав Алексей Подберезкин обвиняет в первую очередь либерализм, насаждаемый в стране уже два десятка лет. На основании подробных статистических и экспертных выкладок он подводит читателя к выводу о том, что дальнейшее следование либеральным идеям приведет Россию лишь к стагнации. Наиболее значимой проблемой, стоящей сейчас перед российским обществом, ученый называет преодоление шока, вызванного карданальной сменой системы государственного и экономического управления в 1990-е годы. В этой связи для автора очевидна необходимость новой, оптимистической идеологии - как для экономики, так и для социальной сферы. История России знает немало примеров, когда такая цель - будь то победа в кровопролитной войне, преодоление внутриполитической смуты, строительство принципиально нового общества - объединяла массы и моби-лизовывала их. "Одними лишь деньгами существующие проблемы не решить" (с. 96), - цитирует ученый известного экономиста Владимира May.

Опираясь на данные соцопросов, автор развенчивает точку зрения, согласно которой у теперешнего российского общества низкий творческий потенциал и отсутствует воля к преобразованиям. "Модернизация" и "инновации" - термины, запущенные в оборот в период президентства Дмитрия Медведева, - потому не получили зримый образ, что не имели должного идеологического фундамента, их необходимость не была увязана с текущим политическим курсом руководства страны. По мысли ученого, Россия уже готова к переходу от системного кризиса к динамичному развитию и увеличению своего человеческого потенциала, однако отсутствие внятной идеологии этому мешает. В частности, под огонь критики в книге попадает известная "Стратегия 2020", которая создавалась как некий план модернизационных действий.

Как пример использования социал-консервативной идеологии для социально-экономического и цивилизационного рывка автор приводит Китай. России тоже следует выработать свой, особый путь инновационного развития. Успех стратегии национального развития зиждется на грамотном прогнозе и умелом стратегическом планировании. Элита не осознала потребность в позитивной идеологии для российского общества, заявляет автор, да и не могла в последние годы сделать этого в силу ряда причин. С целью обосновать значимость идеологии для правящих кругов ученый прибегает к сравнению: как знание протокола облегчает поведение, так и обладание выверенной идеологией делает более простым механизм принятия решения власть предержащими. Текущая политическая система, замечает исследователь, у нас сложилась раньше собственного идеологического оформления. И смена управленческих кадров может стать серьезным толчком к реальным инновациям.

Россия - страна, где всегда ценилось понятие справедливости, и Подберезкин справедливо указывает, что основным вопросом, на который должна дать ответ нарождающаяся идеология русского социализма, является вопрос честного распределения благ. При этом как советская система, так и теперешняя социальная модель для него не являются идеалом, посему он ратует за тотальное обновление тех принципов, на которых в России базируются социально-экономические отношения. В качестве альтернативы он предлагает стратегию реализации человеческого потенциала, "сбережения нации" (по А.И.Солженицыну).

Государству Алексей Подберезкин отводит главенствующую роль в увеличении человеческого потенциала нации. Однако уровень госуправления в России катастрофически низок, отмечает ученый, приводя рад аргументов в пользу этого утверждения. Чувство ответственности перед народом (автор особо выделяет этот характерный для России концепт) у нынешнего руководства атрофировалось. При этом социальные и интеллектуальные ресурсы гражданского общества, которые могли бы выровнять ситуацию, используются также не лучшим образом. А стране необходимо резкое, взрывное повышение показателей НЧП.

Инструментом превращения НЧП в НЧК автор считает так наз. креативный класс - это люди и коллективы, занятые производством и обращением нематериальных активов. К "креативному классу" исследователь относит, в первую очередь, российскую интеллигенцию, однако подчеркивает, что ее имущественное положение далеко от того, какое требуется для максимального задействования ее ресурсов в национальном строительстве. Ведь именно средний класс, а не малообеспеченные слои населения, является, по мнению автора, двигателем развития страны. Инвестиции в креативный класс, утверждает он, - это важнейшие расходы для России. Но не все так грустно - все большее проникновение Интернета в повседневную жизнь россиян способствует росту креативного класса и возможности повлиять на политику властных кругов "снизу". Приоритетам развития личности ученый отводит особую роль в стратегии совершенствования российского общества, а идеалом для него является социум, состоящий в своей массе из образованных и обеспеченных людей. "Так, 10-15% всех граждан, составляющих нацию и входящих в креативный класс... могут в десятки раз увеличить весь человеческий потенциал нации" (с. 178), - отмечает он.

Расширение круга людей, обладающих знаниями, т.е. интеллигенции - первоочередная задача в реализации национального человеческого потенциала. Поэтому важнейшим составным элементом НЧП он называет образование. Качества личности, развивающиеся в процессе наращивания ее потенциала, создают, по мнению исследователя, отдельный, очень значимый ресурс - управленческий. Более того, и экономический рост он также связывает с показателем НЧП.

В реализации НЧП особую роль играет социальный потенциал, активно изучавшийся как зарубежными, так и отечественными учеными на протяжении последних десятилетий. Он является настоящим мерилом развития нации и общества. Для превращения этого потенциала в капитал требуется развитая система социальных институтов - политических партий, религиозных организаций, общественных институтов и т. д. Автор книги подчеркивает то пренебрежение, с которым в современной России относятся к этому ресурсу, и призывает государство отказаться от подобной политики.
Еще одним препятствием ддя скорейшего социального прорыва ученый видит падение нравственности в обществе, когда коррупция и другие негативные явления воспринимаются как должное. Духовность нации он относит к главнейшим составляющим социального потенциала. Направленная на "большой скачок" и реализованная через институты социального потенциала воля креативного класса, как полагает исследователь, смогут привести нацию в состояние творчества, интереса к жизни. И, естественно, обязательно наличие национально и социально ориентированных элит (в качестве примера он приводит Финляндию, Израиль и т.д.).

Однако вначале необходима смена модели развития страны, признание ошибочности либерального подхода. Автор четко разграничивает понятия "развития" и "роста", когда при кажущемся благополучии и увеличении рада статистических показателей государство и общество могут находиться в состоянии цивилизационного и экономического застоя. Так, России, по его мнению, в случае отказа от программы реализации НЧП грозит статус примитивного экспортера сырьевых ресурсов, хоть в экономике и наблюдается рост. Однако профессия ученого, находившаяся в 2008 г. в США на втором месте по своей престижности, в России по тому же показателю занимает одну из последних позиций (с. 486). Почему - риторический вопрос.

Далее, вместе с определением преодолевающей противоречия идеологии, необходимо сформулировать стратегии национальной безопасности, долгосрочного развития и принципы социально-экономической политики по трем вышеупомянутым блокам (НЧП, материальным активам и природным ресурсам). А модернизационные программы, запущенные в стране на данный момент, как указывает политолог, посвящены лишь одному из этих аспектов - увеличению материальных активов. О полноценной попытке преодоления негативных тенденций во всех сферах внутренней политики, большом переломе в этом случае говорить не приходится.
И, наконец, если мы решили стремительным броском достичь неких горизонтов, то необходим зримый образ будущего и четкое понимание того, как именно страна и общество его достигнут. А. Подберезкин достаточно подробно описывает механизмы постановки и реализации подобных задач. "Современная социальная политика правящей элиты России не имеет под собой нравственных и политических оснований" (с.430), - отмечает исследователь.

Впрочем, автор книги далек от панических настроений - на протяжении последних лет общая ситуация в стране была достаточно стабильной, и возможности для скачка имеются. Нужно лишь верно определить вектор применения силы. Как мы уже убедились, по его мнению, это - работа по приращению человеческого капитала России.

Основное отличие предложенных в данной работе мер по улучшению внутриполитической ситуации от программ целого ряда российских политических партий и движений - попытка ответить не на вопрос "от чего следует избавиться?", а на вопрос "к чему следует стремиться?". И лояльные нынешней власти, и оппозиционные политические силы в данный момент прекрасно формулируют недостатки теперешней политико-экономической системы, однако взамен предлагают совершенно разные проекты, зачастую направленные на ликвидацию лишь одной из ее негативных черт (социального расслоения, коррупции, нелегальной миграции и т.д.). Работа Алексея Подберезкина предлагает последовательный, комплексный подход к преодолению основных преград, стоящих в настоящий момент перед российским государством и обществом. При этом ее автор продолжает активно разрабатывать данную тематику.

Док. 651478
Перв. публик.: 08.06.12
Последн. ред.: 04.07.12
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``