В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интеграция под вопросом Назад
Интеграция под вопросом
Все то, что происходит сегодня и с Евросоюзом, и с рублем - лишь доказательство спорности курса на экономическую интеграцию России с европейской и мировой экономикой, или, во всяком случае, порочности интеграционной модели. Сторонники процесса интеграции уверяют, что наша страна получит преимущества, которыми в целом обладает мировая экономика. Но на деле выходит, что она получает лишь убытки и ущерб.

Сегодня Россия стала одним из основных поставщиков сырья европейской экономике - именно на этом основываются ее бюджетные доходы и определенное влияние. Но в результате она сама попала в зависимость от европейского и мирового спроса на сырье, причем, спроса наиболее развитых промышленных стран. То есть, дело даже не том, что Россия стала сырьевым придатком, а в том, что она оказалась придатком ненадежного партнера. Российское относительное благополучие, с одной стороны, недостаточно, с другой - растет слишком медленно, с третьей - полностью зависит от благополучия остального мира. Если бы мир был устойчиво благополучен, то дилемма выбора была бы одной: между благополучием и самостоятельностью, сытостью и самоуважением.

Но Россия зависит не только от благополучия и стабильности внешних экономик, она зависит от их роста, от их активного развития. Поскольку нашей стране нужно компенсировать тот экономический упадок, который произошел два десятилетия назад и который не преодолен до сих пор, ей необходимо гораздо больше свободных средств, чем сегодня дает экспорт сырья. То есть, нужно, чтобы его у нее покупали значительно больше. А для этого, в свою очередь, нужно бурное развитие внешних экономик. Если это развитие будет просто стабильным, Россия не сможет на такой основе обеспечивать восстановление своей экономической сферы.

Однако европейская и мировая экономики тяжело больны. Они не только не могут бурно развиваться, но и вновь вползают в кризис, который усугубляется политическими перипетиями. Мощный отток капитала из России в значительной степени происходит из-за боязни усугубления ситуации в Греции и неопределенной судьбы всей экономической еврозоны. Разрешение этой ситуации зависит не от России. У крупного мирового бизнеса есть свой хрестоматийный принцип: вкладывать деньги только в те начинания, где легко проверить банковские книги. Иначе говоря, можно позволить себе зависимость лишь от того, что можешь контролировать и чем можешь, так или иначе, управлять.

Ни европейской, ни мировой экономикой Россия управлять не может, и контролирующего воздействия на них она не оказывает. Никакая логика не в силах объяснить, зачем нужно связывать свою судьбу с тем, что ты не контролируешь, да еще если оно само больно, а как лечится - не знает. Даже до небольшой Греции начинает доходить мысль, что нельзя позволить себе зависеть от подобной экономической среды.

Почему Россия должна зависеть уже не то что от европейской экономики, а от поведения Греции - непонятно абсолютно. Если благополучие нашей страны и некая ступень устойчивости экономики Европы зависит от парламентских выборов в далеко не самой главной стране континента - это вообще не поддается логике разума. Россия больше Европы. Россия больше США. У России ресурсов больше, чем у каждой из них. У России есть кадровый потенциал и исторически доказанная способность обеспечить себя собственным производством. Не надо зависеть от чужого самочувствия, надо забоится о своем здоровье.

Конечно, это не значит, что России нужно выбрать полную автаркию. Речь идет о том, что ей нужно выстраивать двухуровневую экономику. Первый уровень - то, что она производит сама и для своего внутреннего потребления. Это не только обеспечит самоснабжение экономики, но и достаточно комфортный и высокий уровень жизни даже на тот случай, если все остальные страны мира в один момент просто исчезнут с лица земли, или, что более вероятно, погрузятся в новый и безысходный мировой кризис. Если их охватят народные восстания. Если по ним прокатятся гражданские войны. Если остановится их промышленность и они не смогут больше покупать российскую нефть, газ и сталь.

Александр III был не лучшим российским императором, но у него среди прочих были очень верные мысли и установки. Например, знаменитое: "Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу". Россия исторически самодостаточна. И поскольку она находится в отличающейся от европейской динамике развития, то должна выбирать такой путь, который позволит ей самостоятельно развиваться, страхуя себя от падений мировой экономики, но используя в своих интересах ее взлеты.

То есть, развиваться, в первую очередь, на основе как собственного потенциала, так и мировых достижений, обеспечивая себя самостоятельно внутренним производством. А на втором уровне своей экономической жизни страна должна вести "внешний бизнес", приносящий выгоду и прибыль в благоприятные моменты мировой конъюнктуры. Расходовать эти средства надо не на основные нужды, а частью - на потребительские "праздничные деликатесы", которые приятно получить в качестве сюрприза и лакомства, но от которых можно безболезненно отказаться при необходимости, и в большей степени - на научно-техническое прорывы и внеплановое ускоренное развитие. Ну, и на то, чтобы в условиях падения мировой экономики скупать внешние активы и устанавливать контроль над теми или иными участками производства.

В основе этой модели должна лежать простая схема, которая в жизни, кончено, не будет такой простой. У России избыток сырья. У России есть мощные финансовые резервы. У России есть очень серьезный задел прорывных технологий. У России есть образованная и квалифицированная рабочая сила. Все это по частям пытаются сегодня включить в мировую экономику и мировое производство.

Но все это можно соединить в единую производственную цепь внутри страны, которая не будет зависеть от колебаний мировой конъюнктуры, и создать не автаркическое, но вполне автономное производство. Не исключающее, а наоборот, предполагающее конкуренцию с производством остального мира. Кончено, нам не нужно от него отгораживаться. Нам нужно просто себя обезопасить и выступить в отношении него в качестве субъекта, а не объекта воздействия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).

Док. 651055
Опублик.: 01.06.12
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``