В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: Миропонимание в условиях глобальных фазовых переходов: геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология (диалогистический контур) [1] Назад
Эрнест Кочетов: Миропонимание в условиях глобальных фазовых переходов: геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология (диалогистический контур) [1]
Проблема миропонимания надвинулась на нас неожиданно, мощно, бескомпромиссно на условности и авторитеты, сминая традиционные, казалось бы, такие непреложные "истины", установления, обычаи, привычки и правила. Все пошло ходуном, проснулось дыхание архаики и хаоса и, вместе с этим, стали оживать первозданные модели бытия, ослепительные в своем проявлении гармонии, здравого смыслы, жизни и разума. Стал оживать "Человек"! Он вырывается из стального панциря несвободы и закабаления "Общественным договором". Он с кровью срывает с себя въевшиеся "маски" и "одежды": учения, назидания, идеологии, правила. Он срывает бинты с разума - с туго забинтованных голов. Проснулась жажда нового знания, тяга к поиску новых смыслов, к новым мотивациям и стимулам.

Современный мир как проблема ("закольцовка" проблемных постановок)
Чтобы понять мир, нас окружающий, мало утруждать себя анализом происходящих в мире бесчисленных событий, случаев, идеологий, концепций, программ, доктрин и т.д. Нужна "высота" обзора (высокая методологическая орбита), с которой открывается удивительная мировая панорама с ее экономическими, политическими, культурологическими ландшафтами. Иными словами, нужна кардинальная смена оптики. При взгляде через нее отпадают многие частности и обнажаются центральные вектора мирового развития, Становится ближе суть вещей. Все это в какой-то мере подвигает нас к новому миропониманию.

Обозначим несколько узловых моментов

1.    Мир вступил в эпоху редкого, тысячелетнего "перелома". Невольный рубеж подведения итогов и оценок, трамплин в следующее тысячелетие. Человек оглянулся окрест и видит дело рук своих. Посмотрит направо - перед ним им же крепко сколоченная "мировая система" как техногенный мир, закольцованный в бесперебойно работающую неумолимую техногенную машину - систему институтов. Глянет налево - его взору предстает "мировое сообщество" (оно же - "мировая общественность") как больная совесть эпохи, как голос "вопиющих в пустыне". Оглянется окрест - и на него с немым укором взирает им же изуродованная, истощенная "природа". Спрячет глаза и переведет свой взор на себя, на свое внутреннее "Я" и невольно отшатнется от космологической бездны внутренней жизни.

2.    Пришло осознание - мир набрал критическую массу проблем. И вот в этой связи неминуем прорыв в новое качественное его состояние. И здесь особой актуальностью и критичностью проявили себя критичный взгляд на глобальные тенденции развития нашего мира, вскрытие среди них центральной, основополагающей тенденции: проблема динамики и самодвижения мира сейчас выходит на главенствующие приоритеты. В воздухе витает тенденция к прорыву как фазовому переходу.

3.    Наука высвечивает подобный прорыв как дорогу к Мирозданию нового Ренессанса, как зарождение и выход на мировую арену "Новых людей". Новые люди уже реально формируют эскиз нового Мироздания и освещают дорогу к нему. И этот эскиз предъявляют миру с высоких интеллектуальных площадок. Среди них - высокие родосские парадигмальные установки, озвученные на Мировых общественных форумах "Диалог цивилизаций".

4.    С особой силой заявили о себе две проблемы:
Первая: проблема субъекта перемен. Когда проблемы назрели (и перезрели!), то неминуемо рождаются новые преобразующие мир парадигмы, а также неминуемо выходят на мировую арену субъекты мирового развития. Кто возьмет на себя главенствующую роль "мотора" мировых преобразований: "Мировая система?", "Мировое сообщество?", "Человек?". Ответ на этот вопрос в ясной и четкой форме, мощно сформулировали Новые люди (The New People) - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя обмануть и увлечь идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы сорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта. "Новые люди" провозглашают высшей ценностью "Человека", его жизнь и свободу. Именно "Человека" выступает субъектом истории, активным субъектом больших дел и великих поступков.
Вторая: проблема фазового перехода. Мир стремительно меняется, и наука охватывает его глобальные фазовые изменения, как звенья (череда) подъема (восхождения) интеллектуальной мысли. Каждая фаза перехода, выполнив свою миссию, как эстафету передает следующей фазе - так последовательно и вместе работает фундаментальная связка "геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология", освященная методологическим аппаратом: геогенезисом (объемно-пространственным восприятием мира) и диалогистикой (коммуникативным способом его осознания и постижения).
5. Оформление этих процессов идет через диалог - он дает ключ к миропониманию! Мы свидетели реальных глобальных процессов: из глубин сознания дают о себе знать социальные коды самосохранения человечества. Это сопровождается фундаментальными научными открытиями, появлением новых сфер гуманитарного знания. Среди них - диалогистика как научное обоснование и закрепление новой когнитивной модели справедливого устроения миропорядка. Диалог предстает как способ, адекватный коммуникативному взаимодействию народов и его институтов, цивилизаций, мировой системы и мирового сообщества.

Читайте в Приложении

Приложение:
Статья полностью: Миропонимание в условиях глобальных фазовых переходов: геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология (диалогистический контур).
________________________
[1] © Кочетов Э.Г., май 2012

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук, академик РАЕН.

Word-файлы:
Приложение

viperson.ru

Док. 651009
Перв. публик.: 31.05.12
Последн. ред.: 14.06.12
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``