В России создано нечто, напоминающее систему власти средневековой ГрузииНазад
В России создано нечто, напоминающее систему власти средневековой Грузии
Неправду говорят, что Путин не любит Грузию: судя по всему, он хорошо знает и ценит ее опыт
В средневековой Грузии ниже вполне единовластного царя стояли несколько эристави - главы ряда эриставств, т. е. частей страны, образованных для организации военного отпора внешним врагам. Причем они стояли над остальными князьями, по крови и наследству осуществлявшими княжение в своих владениях. Эристави назначались царем, могли быть смещены им же, но считались своего рода полуцарями.
В современной России организация власти в этом отношении не территориальная, а функциональная, но тут тоже огромные части "управленческой территории" вверены в правление нескольким частью независимым друг от друга, а частью контролирующим друг друга "эристави" (своего рода вице-президентам).
Несколько лет назад в конкуренции на роль преемника 2008 года негласно соревновались два человека - Медведев и Иванов. Причем каждый из них на этом этапе политически представлял больше, чем их непосредственный руководитель - премьер того времени. Пост достался Медведеву, а Иванов, не протестуя, тихо отошел в сторону и нешумно занялся работой на меньшей должности, чем та, которую он занимал в период конкуренции. И через четыре года оказался вознагражден, заняв пост реально больший, чем тот, что достался Медведеву.
Медведев отказался от конкуренции с Путиным к концу сентября 2011 года - и тоже был вознагражден (хотя спорно, насколько хорош приз, доставшийся ему). Медведев возглавляет правительство, которое в полной мере не контролирует, и не будет контролировать, потому что наиболее близкие и приведенные им люди - это не его преданные сторонники, а те, кто играет на тех или иных его увлечениях, либо те, кто поставил на него и рассматривает его как свой инструмент: Дворкович, Абызов и ставшая заместителем Суркова Наталья Тимакова.
Остальные - это люди бюрократических и финансовых кланов, каждый из которых имеет своего реального патрона. Во многих случаях одни люди на постах вице-премьеров уравновешивают других людей на постах министров. Даже социальную сферу отдали под контроль олигархическому клану в лице Голодец - чтобы тот мог контролировать, как расходуются деньги, не слишком ли много достанется людям труда средств и нельзя ли часть все-таки отнять и отдать крупному капиталу.
Есть в правительстве и прямые представители "Болотной площади". Если прежний кабинет министров был в первую очередь бюрократическим правительством, то нынешний - это коалиция бюрократических и финансовых кланов, а если рассматривать в политическом смысле - то коалиция "Единой России" и "Болота". Потому что истинными организаторами "Болота" были не Удальцов, не Немцов и не Навальный (хотя Навальный - вполне по своей функции понятная и оплачиваемая фигура), а те люди, ряд которых как раз и попали в новое правительство.
При этом политическая ориентация правительства уже находится почти в абсолютном противоречии с теми заданиями, которые дал сам Путин в указах от 7 мая. Систему планирования будут создавать рыночники, обеспечивать национальный суверенитет - коллаборационисты, строить самоуправление трудящихся - олигархи, осуществлять социальную политику - социал-дарвинисты.
Т. е. в правительство, утвержденное Путиным, вошли все открытые координаторы организации мятежа против Путина. Правда, смотрящим за ними органом будет Администрация Президента, усиленная теми, кого Медведев не захотел видеть в своем правительстве.
В целом создана довольно сложная конструкция, частично напоминающая феодальную организацию предабсолютистского правления, когда король был уже не "первым среди равных", но еще и не "живым богом". Мы имеем правителя, короля, явно возвышающегося над всеми остальными носителями власти, - но сами они не составляют относительно однородной бюрократии абсолютизма, а включают в себя несколько то ли "принцев", то ли "герцогов". Возможно, "эрцгерцогов".
Неправду говорят, когда утверждают, что Путин не любит Грузию: судя по всему, он как минимум хорошо знает и ценит ее опыт. И использует его. В средневековой Грузии вышеупомянутых эристави было четверо, а иногда и больше. Так что для России двух было бы мало.
И здесь к двум упомянутым "эристави-вице-президентам" добавляется третий, кому поручено проведение экономической политики президента, - Шувалов. Шувалов, конечно, рыночник, хотя относительно умеренный. Он был в хороших отношениях с Медведевым, но сторона Медведева хотела заменить его на Дворковича, почему и всплыл вопрос о его коррупционности. Путин Шувалова не отдал. Шувалов в интервью "Ведомостям", по сути, принес оммаж Путину и, в известной степени, государственному регулированию и социальным приоритетам. Он теперь - своего рода второй премьер. Второй - но премьер.
Но есть и четвертый "эристави-вице-президент", который на сегодня никакой государственно-политической должности не получил, но и никуда не делся. Он, вопреки ожиданиям, не вошел в состав руководителей Администрации Президента, но в этом можно видеть как раз свидетельство того, что он получил и еще более значимый пост. А как именно называется тот или иной пост, в России, в общем-то, никогда не было важно.
Причем все трое вышеназванных "эристави" на каком-то этапе обозначали свои амбиции и более или менее мимолетно создавали намек на конкуренцию с Путиным. Иванов - когда мыслился полноправным преемником Путина (поэтому, похоже, он таковым и не стал), Медведев - когда его пытались сделать (или он пытался стать) кандидатом партии власти для выборов 2012 года, Шувалов - когда он в какой-то момент стал играть слишком большую роль как первый вице-премьер (примерно на втором году премьерства Путина).
С четвертым же этого никогда не было. Он просто был с Путиным всегда, начиная с определенного момента. Так что он есть и, скорее всего, никуда не денется, как бы он ни был назван. Ему без должности в правительстве отдали ТЭК, т. е. дали роль "смотрящего" за "олигархами" на их собственном поле.
Итак, у нас есть правительство, которое в итоге сложилось как коалиция ненавидящих друг друга политических сил и кланов, полностью не принимающих друг друга и представляющих на самом деле от силы порядка четверти избирателей. Есть четыре "вице-короля", друг друга недолюбливающих и друг с другом так или иначе конкурирующих. Есть три политические силы, не представленные в правительстве, - "Народный фронт", "Справедливая Россия" и КПРФ, - которые представляют до двух третей избирателей.
И еще есть народ, ждущий от Путина исполнения предвыборных обещаний и подписанных им 7 мая указов. Указов, которые нынешнее олигархически-бюрократическое правительство в принципе неспособно выполнить.