В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.В.Жириновский об обстреле колонны во главе с А.А.Кокошиным в Южной Осетии в августе 2004 г. Назад
В.В.Жириновский об обстреле колонны во главе с А.А.Кокошиным в Южной Осетии в августе 2004 г.
4 августа 2004 г. в Южной Осетии, в районе села Сарабуки председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошин с сопровождавшими его лицами подвергся обстрелу грузинских спецназовцев, незаконно проникших на территорию Южной Осетии. Комментируя это событие, лидер ЛДПР В.В.Жириновский сказал: "Не надо бояться. Кокошин не боится. Даже было бы неплохо, если бы там его убили. Мы его похоронили бы красиво, на Красной площади. Ну, а что делать? Нам нужны борцы за свободу в депутатском корпусе".

Поездка Кокошина в Грузию проходила в весьма сложных условиях. Практически непосредственно перед поездкой А.А.Кокошина в Грузию Президент Грузии М.Саакашвили сделал заявление о том, что он отдал приказ "открывать огонь и топить все суда, которые появятся у берегов Абхазии". В том числе, в заявлении Саакашвили звучала прямая угроза жизни российским гражданам, направлявшимся на отдых в Абхазию.

С мая 2004 г. наблюдалось нагнетание политической обстановки вокруг Северной Осетии с одновременным наращиванием разнообразных сил и средств МВД, Министерства госбезопасности (МГБ), Минобороны Грузии как с проникновением внутрь Южной Осетии, так и по периметру вокруг нее. В этом наращивании сил и средств в том числе была заметной роль батальонов, подготовленных американскими и английскими инструкторами по программе "Оснасти и обучи" (о чем был показан летом 2004 г. даже сюжет по Би-Би-Си). 26 мая грузинские власти начали осуществлять меры по полной экономической блокаде Южной Осетии.

Кокошин находился в головном вездеходе УАЗ с опознавательным знаками миротворческих сил в сопровождении офицеров от трех миротворческих батальонов - российского, грузинского и осетинского. В других машинах колонны находились член российской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по Южной Осетии, советник посольства РФ в Грузии В.С.Кочмар, группа журналистов нескольких российских телеканалов и др. лица.

По ряду данных, в этом районе в основном были дислоцированы подразделения спецназа батальона Внутренних войск (ВВ) Министерства внутренних дел Грузии. Сообщения о появлении в Южной Осетии спецназа внутренних войск в нарушение определенного международными соглашениями режима стали поступать в конце мая 2004 года. По этому поводу в начале апреля 2004 года А.А.Кокошиным было сделано соответствующее заявление. Поступали достоверные сведения о том, что в грузинских анклавах на территории Южной Осетии "Тамарашени-Кехви", "Ередви-Берули", "Авневи-Нули" было роздано местному грузинскому населению несколько сотен единиц автоматического огнестрельного оружия.

Обстрел колонны А.А.Кокошина велся с места на вершине горы над осетинским селом Сарабуки, где, по имевшимся данным, находилось в нарушение всех соглашений подразделение одной из грузинских силовых структур, которое приступило к сооружению полевых фортификационных сооружений. Стреляли с такого близкого расстояния, что было абсолютно ясно откуда был обстрел.

Под огнем стрелкового автоматического оружия, который велся настильно над головами миротворческой колонны, она развернулась в сторону села Сарабуки, откуда вскоре был открыт ответный огонь находившимися в селе силами южноосетинского ополчения и МВД Южной Осетии. Значительная часть сопровождавших Кокошина залегла под огнем в верхней части этого села вдоль его центральной улицы. Кокошин и сопровождавшие его офицеры-миротворцы, оценив характер огня и учитывая то, что эта улица была в небольшой низине и она не простреливалась, залегать не стали. Вскоре к огню из стрелкового оружия с грузинской стороны добавился огонь из подствольных гранатометов и легких минометов. Как выяснилось позднее, в ходе этого обстрела к счастью никто не пострадал. Было видно, что этот огонь тоже не был на поражение, однако Кокошин хорошо знал, что на улице, где залегли сопровождавшие его лица, могли случайно залететь грузинские гранаты или мины. Кокошин отдал команду разместиться в автомашинах и вернуться к расположению поста российских миротворцев, где в том числе имелась боевая машина пехоты.
Как заявил во время выступления в Госдуме и.о. министра иностранных дел В.В.Лощинин, Кокошин "действовал исключительно правильно, решительно, хладнокровно и мужественно".

В столицу Южной Осетии Цхинвали А.А.Кокошин перед этими событиями прибыл из Тбилиси, где у него состоялись встречи (с участием посла Российской Федерации в Грузии В.И. Чхиквишвили) со спикером парламента Грузии Нино Бурджанадзе, госминистром Георгием Хаиндравой, которые были поставлены в известность о поездке Кокошина в Южную Осетию. Речь шла об ознакомлении с деятельностью миротворцев (смешанных сил по поддержанию мира - ССПМ), со взаимными претензиями сторон в зоне конфликта относительно нарушений Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в Сочи 24 июня 1992 г., и других документов, основанных на этом Соглашении.

Незадолго перед этим было принято несколько решений Смешанной контрольной комиссии о разъединении сторон, о выводе из зоны конфликта незаконных вооруженных формирований. В задачу Комиссии входило ознакомиться с тем, как выполняются эти решения и какие препятствия имеются на пути их выполнения.

В Цхинвали А.А. Кокошин встретился с президентом Южной Осетии Э.Д. Кокойты, рядом министров правительства Южной Осетии, с командованием Смешанных сил по поддержанию мира, посетил Южноосетинский государственный университет. Глава думского Комитета подробно ознакомился с бытовыми условиями, в которых находился российский миротворческий батальон, с его материально- техническим оснащением.
Позднее по результатам направленных им записок руководству Минобороны РФ были приняты ряд решений, усиливших возможности российского миротворческого батальона, что оказалось очень кстати во время событий 2008 года.

См.: К годовщине "Сарабукского инцидента" (сборник материалов о поездке председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошина в зону конфликта в Южной Осетии 4-5 августа 2004 г.). - М.: РИА "Новости", 2005;
Потапов В.Я. К истории Сарабукского инцидента: Как и почему в августе 2004 года в Южной Осетии был обстрелян председатель думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошин. - М.: ЛЕНАНД, 2008.

viperson.ru

Док. 650855
Перв. публик.: 28.05.12
Последн. ред.: 29.05.12
Число обращений: 0

  • Кокошин Андрей Афанасьевич
  • Жириновский Владимир Вольфович
  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Кокойты Эдуард Джабеевич
  • Бурджанадзе Нино Анзоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``