В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Маршал Советского Союза В.Г.Куликов о труде А.А.Кокошина `Стратегическое управление` и его практической деятельности в сфере национальной безопасности Назад
Маршал Советского Союза В.Г.Куликов о труде А.А.Кокошина `Стратегическое управление` и его практической деятельности в сфере национальной безопасности
Стратегическое управление до сих пор остается редко затрагиваемой исследователями и слабо разработанной темой в отечественной политологической и военной литературе.

Пробелы же в организации стратегического управления неоднократно оборачивались для нашей страны излишними потерями, а подчас и тяжелыми поражениями, примером чему может служить и война в Афганистане 1979 - 1989 гг. и "первая чеченская война" 1994 - 1996 годов. Крупные проблемы стратегического управления были в нашей стране и на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Значение оптимально построенной системы стратегического управления остается недооцененным многими в нашей стране и по сей день. Эта система все еще недостаточно разработана и прописана в соответствующих федеральных законах. Поэтому и сейчас весьма современно звучит фраза древнего китайского мыслителя, видного представителя "школы бинцзя" ("школы военной философии") Суньзцы: "Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу". Ключевую роль в организации победы играет система стратегического управления, которая является предметом исследования нового фундаментального труда А.А.Кокошина.

Большим достоинством данной книги является то, что она написана автором, давно и плодотворно занимающимся исследованием крупных военно-политических проблем, включения стратегическое управление, и вместе с тем обладающим большим практическим опытом работы в качестве одного из руководителей Министерства обороны Российской Федерации (первого заместителя министра обороны), а затем Государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны и секретаря Совета безопасности России. Практическую работу по укреплению обороноспособности и безопасности нашей страны автор продолжает и в качестве депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, будучи активным членом ряда соответствующих думских и государственных комиссий и депутатских объединений.

В октябре 2001 г. А.А.Кокошин вместе с членом Президиума Госсовета РФ, президентом республики Северная Осетия-Алания А.С.Дзасоховым возглавил созданную решением Президента России В.В.Путина Рабочую группу по международным вопросам, которая призвана оценить последствия для интересов России актов "мегатеррора" в США 11 сентября 2001 г. и связанных с ними событий. В состав этой Рабочей группы вошли руководящие работники Генштаба, ФСБ, СВР, МИДа, Минэкономики и других российских ведомств.

В рамках деятельной этой Рабочей группы были выработаны принципиальные оценки новой международной обстановки, отработаны ряд концептуальных положений для политики России в сфере международной безопасности, даны практические рекомендации, представленные в ряде докладов Президенту России В.В.Путину и Госсовету РФ. Особого внимания заслуживает детально обоснованная А.А.Кокошиным концепция реального суверенитета России, опирающегося в том числе на полностью независимую военную мощь, включая оборонную науку и промышленность, а также стратегию равновекторности внешней политики России в отношении ведущих центров силы. Острый международный кризис, вызванный агрессией США и Великобритании в Ираке, еще раз подтвердил принципиальную важность такой внешнеполитической логики для России.

Сочетание практического опыта и научного знания предмета позволило автору осветить многие проблемы стратегического управления, которые его предшественники по исследованию данной темы упускали из внимания. Особенно интересным представляется ее освещение применительно к высшему звену управления - на уровне главы государства или главы правительства, Совета безопасности, Совета обороны или их аналогов.

В период своего пребывания на высоких должностях автор, будучи гражданским человеком, уделял большое внимание мнению, знаниям, опыту военных профессионалов, что не могло не сказаться на результатах и его практической деятельности и научных изысканий. В военной среде в частности известна тесная и плодотворная работа А.А.Кокошина с такими видными военными руководителями, как Н.В.Огарков, В.П.Дубынин, М.П.Колесников, В.П.Миронов и другими.

Автор настойчиво отстаивал в госорганах интересы обеспечения обороноспособности страны и добивался реализации ряда важнейших проектов по обеспечению наших Вооруженных сил новейшими вооружениями. В профессиональной военной середе, в оборонно-промышленном комплексе России известно, что при активном, а подчас и решающем участии А.А.Кокошина в тяжелейшие 1990-е годы были созданы многие важнейшие системы оружия, которые так важны для обеспечения обороноспособности России, нашей безопасности, нашего суверенитета в условиях ухудшения международной обстановки, роста роли военного фактора, нарастания общей стратегической неопределенности. В их числе - лучшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М", система космической навигации ГЛОНАСС, тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", малошумные многоцелевые атомные подводные лодки, научно-технические разработки для развития морской составляющей стратегических ядерных сил, дальнобойного высокоточного оружия в обычном снаряжении, систем боевого управления.

Практически впервые после того, как этой темы в конце 1920-х гг. коснулись Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников в своем фундаментальном труде "Мозг Армии" и генерал А.А.Свечин в "Стратегии", А.А.Кокошин рассмотрел теоретические вопросы соотношения политики и военной стратегии. При этом автор, развив ряд тезисов, обозначенных им в труде "Армия и политика", опубликованном в 1995 г., убедительно показал, как может по-разному, с прямо противоположным знаком интерпретироваться ставшая хрестоматийной формула Клаузевица, гласящая, что "война является продолжением политики, но иными средствами". При этом А.А.Кокошин убедительно показал, что нюансы в соотношении политики и военной стратегии имеют самое прямое отношение к построению систем управления, к степени эффективности их функционирования.

Значительный интерес представляет первая глава книги о стратегическом решении, поскольку решение - это действительно ключевая точка процесса стратегического управления. Этот вопрос так подробно практически не рассматривался в отечественной литературе. Весьма уместно автор обращает внимание на то, что при принятии решения исключительно важным является знание не только противника, но и собственных сил и средств, возможностей своей системы управления.

Оправдано включение в данную книгу раздела о роли разведки в стратегическом управлении. В нем убедительно продемонстрирован сложный характер взаимоотношений между разведорганами, органами высшего военного управления и политическим руководством.

Изучение опыта зарубежных стран и практическая работа с высшими должностными лицами иностранных государств позволили автору провести сравнительный анализ систем стратегического управления не только Соединенных Штатов Америки и западноевропейских государств, но и Китайской Народной Республики. Обращение к китайскому опыту имеет особое значение и вызывает повышенный интерес как в силу возрастающей роли великого азиатского соседа России в мировой политике, так и из-за практического отсутствия в нашей стране публикаций о системе стратегического управления в КНР, которая заметно отличается и от систем управления западных стран, и от системы, существовавшей в СССР.

Значительная часть книги А.А.Кокошина посвящена современной системе стратегического управления в России, процесс формирования которой еще не завершен. Не вызывает сомнений обоснованный тезис автора о превращении Генерального штаба Вооруженных сил РФ в подлинный "мозг армии", о том, что Генштаб должен быть неотъемлемой частью Министерства обороны, тесно взаимодействующей с другими компонентами этого органа стратегического управления. Этот тезис Кокошина базируется на подробном рассмотрении автором того, что представляли собой генеральные штабы в истории, включая то, каким сильным органом стал во второй половине Великой Отечественной войны Генеральный штаб Красной Армии, освобожденный Верховным главнокомандованием фактически от всех не свойственных "мозгу армии" административных функций. Говоря о современной системе управления в Минобороны, о роли Генштаба, автор справедливо пишет о том, что нынешний ГШ перегружен административной работой, что ослабляет его возможности по оперативному управлению Вооруженными силами.

Тезис о дальнейшей "гражданизации" Минобороны вызывает неоднозначную реакцию в среде профессиональных военных - как в силу давних традиций, сложившихся в нашем государстве, так и в силу фактического отсутствия в нашей стране готовых кадров гражданских управленцев для военной сферы, что вскользь признает и сам автор (и пока не заметно, чтобы кто-то целенаправленно занимался их подготовкой). А без этого "гражданизация" военного ведомства может только ухудшить положение дел с управлением в важнейшей для безопасности государства сфере.

Книга А.А.Кокошина как в ее исторической, так и в теоретической части содержит обширные сведения и основанные на собственном опыте суждения автора, касающиеся системы стратегического управления в России и в ряде зарубежных государств. Приведенные в книге выводы и обобщения, подкрепленные богатым фактическим материалом, представляют большой интерес для читателя не только с академической, но и с практической точки зрения.

В.Г.Куликов,
Маршал Советского Союза,
бывший начальник Генерального штаба
Вооруженных сил СССР - первый
заместитель министра обороны РФ

(см. Предисловие В.Г.Куликова к книге А.А.Кокошина "Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России". М.: РОССПЭН, 2003, с.3-6)

Viperson

Док. 650755
Опублик.: 25.05.12
Число обращений: 0

  • Кокошин Андрей Афанасьевич
  • Куликов Виктор Георгиевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Дзасохов Александр Сергеевич
  • Колесников Михаил Петрович
  • Огарков Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``