В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
10 апреля 2012: Семинар А.Е.Рекемчука. Обсуждение романа `Информация` Романа Сенчина (в гостях - сам автор) Назад
10 апреля 2012: Семинар А.Е.Рекемчука. Обсуждение романа `Информация` Романа Сенчина (в гостях - сам автор)
Сегодня на нашем семинаре гость - известный писатель и выпускник Литературного института 2001 года Роман Сенчин. Мы будем обсуждать его недавно вышедший ром "Информация". Забегая вперед, надо сказать, что, несмотря на то, что основной массой семинара роман был встречен негативно, ребята были объективны и лояльны в своих высказываниях.

Первыми выступили рецензенты романа Александр Тагиров и Алена Буткова. В скором времени их рецензии выйдут в третьем выпуске альманаха "Пятью пять".

Своим выступлением Александр Тагиров ввел аудиторию в курс дела. Он говорил о тенденции в современной литературе - о так называемой авторской рефлексии без определенной формы повествования. Это не упрек, а просто констатация факта, ведь литература - зеркало реальности. Главный герой романа - человек-потребитель. Но информация как таковая не имеет особой ценности, важно создать именно литературное произведение. А роман Романа Сенчина оправдывает свое название - это действительно просто информация для размышления.

Основная проблема романа - жизненная цель современного человека. Герой лишен выбора как такового, он не знает, как ему действовать в определенной ситуации. Много брендов и марок. Из этого следует вторая проблема - проблема выбора жизненной цели. Срез глазами автора - преподносится как мысли героя. Получается диссонанс. Но у человека (т.е. у главного героя романа) должна быть мотивация к действию, раз он так думает. Александр рассуждает еще шире: "Идея романа - отсутствие выбора у человека. А это одна из главных проблем современности".

Алена Буткова похвалила удачное название, но потом раскритиковала роман. С одной стороны Алене понятен замысел автора: герой - усредненная масса, обобщенный персонаж... Но проблемы, которые поднимаются в романе, показаны с точки зрения героя. Авторского видения нет.

"Изучая факты о прототипе главного героя романа Кирилле Туровском (писателе и выпускнике Литературного института 2001 года), я сочувствовала, а роман "Информация" почему-то не вызывает у меня эмоций и сопереживания. Мне очень хотелось закрыть роман и не дочитывать его".

Алена поговорила и о брендах, которых в произведении слишком много. Все марки, например, "Пятерочка", "Улица ОГИ" (и так далее) только названы, и могут быть понятны только московскому читателю, а читатель из других регионов нашей страны не поймет о чем идет речь.

У героя весьма выгодное положение: рефлексия. Он записывает самого себя. Получается краткое содержание не очень увлекательной истории. Хотя сюжет сразу понятен: вопрос жизни и смерти после развода с женой. Но достаточно ли это для книги? Автор снял авторскую ответственность перед читателем. Роман однодневный, у него нет большого будущего т.к. бренды и марки могут забыться, а взгляд усредненного человека на мир лишен глубины (главный герой вообще безымянный!).

Андрей Дедов тоже считает, что автор заслоняется персонажем. Андрей выделил в романе основные темы: страх смерти и тема одинокого человека. Жизнь движима страхом смерти, и под этим воздействием живут все персонажи произведений Романа Сенчина. Можно привести в пример хотя бы "Елтышевых": жизнь била, била героев и в финале окончательно добила. Но в романе "Информация" герой остается наедине с собой и сам добивает себя.

Вот один из главных тезисов нашей дискуссии: саморазрушение (часто необоснованное) - главная черта героев Романа Сенчина.

У Анны Могилевой поначалу роман вызвал бурю положительных эмоций, но финал разочаровал. Единственное, что хвалила Анна - язык произведения. Простой разговорный язык оправдан и содержанием и героем. Однако, много абзацев об одном и том же: пессимистичные рассуждения о жизни и т.д. Как и предыдущие выступающие, Анна признает, что повествование от первого лица - это очень хитрый ход. Читатель не знает авторской позиции по отношению к герою, не слышит в тексте авторской интонации.

"Герой постоянно оправдывается в своих рассуждениях. Оправдание - вот его позиция. Еще важно, что он - тот, чья молодость прошла в 90-х. Роману Сенчину хорошо удалось рассказать о своем поколении. Но ситуации, в которые автор ставит персонажей, бытовые. Персонажи безвольны".

Анна считает, что герой раздражает самого автора, а, например, Ф.М.Достоевский любил своих персонажей, поэтому произведения великого русского классика читать интереснее. Хотя безысходности и пессимизма у Ф.М.Достоевского еще больше, чем у Романа Сенчина.

"Герои Достоевского - бунтари, а герои Сенчина просто наблюдают жизнь и делают умозаключения на бытовом уровне. Их психология поверхностная. Убогие мысли можно преподнести интереснее. А в данном романе автор очень плохо исследует психологию главного героя".

Потом выступала Гульнара Абдрахманова. По ее мнению читать бытовые подробности не очень приятно. Самому герою все противно: и жизнь и круг его друзей.

"Возможно, перед нами какой-то новый жанр, который можно обозвать как "файл о себе". Но надо искать в жизни что-то важное, а не просто записывать свою жизнь, позиционируя эти записи как самое важное".

Однако, воспоминания героя о прошлом, о его молодости Гуле очень понравились. Они объясняют характер и поступки героя в настоящем.

Александра Шалашова поговорила непосредственно о главном герое романа. Это герой 21 века, своего рода, Макар Девушкин. Все пытаются его обделить, а он - бесхребетный - не выдерживает испытаний жизни. По жанру это просто информация, а не какое бы то ни было литературное произведение. Сюжет расплывчатый, хотя социальные проблемы, затронутые в романе, актуальны.

На обсуждение романа "Информация" пришли выпускники Литературного института: Евгений Завадский, Татьяна Оловянникова, Татьяна Панкратова и Людмила Черкашина. Они тоже высказались.

Евгений Завадский считает, что, во-первых, роман - это стилизация под деградирующую литературу, которой забито большинство литературных сайтов и журналов. Персонаж пишет в ноутбук для себя. У него даже в мыслях нет, что он создает литературу - ему это и не надо. Вот тут и возникает одна из главных проблем последнего десятилетия: все пишется в пустоту, неизвестно для какого читателя, из соображений "кому надо - тот прочитает".

""Информация" - книга о нищете духовной. Но посмотрите, какой у книги тираж: 3000 экземпляров. Классику и то меньшим тиражом издают".

Читатель не сопереживает главному герою. Он только задается вопросом: как еще автор добьет своего героя, в какую ситуацию поставит? Это и заставляет продолжать читать роман. Истории до боли знакомые: больница, суд, менты, литературная тусовка. Представители литературной тусовки тоже нищие, только считают, что они - писатели. У них недостаточно силы духа, чтобы выдать что-то гениальное, чтобы их ценили. Роман "Информация" отсылает читателя к французской литературе концептуализма. Хотя от И.А.Бунина и И.А.Гончарова тоже много чего есть. Роман стилизация и в этом плане. У главного героя обломовские метания: как бы еще устроить, чтобы было хорошо? Причем всем.

Татьяна Оловянникова склонна полагать, что главный герой попытался найти смысл жизни. Но как охарактеризовать это произведение? История безумия? Героя со стороны не видно, опять же нет авторского видения. Вера в достоверность происходящего исчезает. Особенно, это касается того, как в романе изображены женщины. Еще эпизод, когда главный герой по электронной почте читает письмо-угрозу от мужа своей бывшей жены. Кто угрожает по интернету? Логичнее, если нынешний муж позвонит по мобильному телефону. Финал романа похож на алкогольный бред главного героя. Грань между реальностью и безумием неясна. Где в этот момент авторская позиция? - вот что непонятно Татьяне, как и почти всем выступавшим.

Татьяна Панкратова считает, что, если автор описывает современную реальность, то в этом уже большой плюс. Герои романа живут физическими потребностями. Ко всему прочему, каждый живет только для себя. Персонаж Олег Свечин - это авторская карикатура (что уже ясно из фамилии). Женские образы Татьяне неприятны: главный герой смотрит на них только как на сексуальные объекты. В романе много порнографии. Еще персонажи постоянно пьют - это растягивает объем произведения. Нужно ли это? Нет.

Вполне логичный конец романа - самоубийство. Но главный герой просто сходит с ума. По крайней мере, читатель понимает это так.

Идея романа "Информация", по мнению Людмилы Черкашиной, это то, чем занимается главный герой, т.е. его работа. Он работает в сфере рекламы. Надо было делать упор на это. Но Роман Сенчин перенес все в быт, пьянки и выяснения отношений с женщинами. Надо было пойти по пути, по которому пошел Фредерик Бегбедер в романе "99 франков". Герой должен быть ярким: он удивляет, развлекает, учит, заставляет сопереживать.

"Все оппоненты были суровы, но справедливы", - подытожил Александр Евсеевич.

В заключительном слове мастер поведал о прототипе главного безымянного героя - умершем полгода назад писателе и выпускнике Литературного института Кирилле Волкодаеве. Под псевдонимом Кирилл Туровский он выпустил два романа: "Каждый сам себе дурак" и "Никто никому ничего никогда". А когда друзья и сокурсники пришли проведать его могилу, то долго не могли ее найти. Оказалось, писатель похоронен под именем Кирилл Туровский: он сменил имя и в паспорте... Наверное, отсюда и безымянность главного героя.

Роман "Информация" чем-то похож на роман-хронику Максима Горького "Жизнь Клима Самгина". В обоих произведениях поколения и жизнь России показаны через главного героя. Это монороманы.

Екатерина Юркевич возражает: "Горький любил своего героя, а Роман Сенчин - нет".
Аудитория согласна с этой репликой.

Александр Евсеевич замечает, что в романе есть рассуждения о духовности и роли православной церкви в жизни общества. На что Алена Буткова говорит, что это кухонная правда.

Автор не должен нести в произведение всю грязь реального мира. Автору важно найти решение проблем. Или хотя бы попытаться размышлять по этому поводу: от чего все так, а не иначе? Почему так получилось? Роман Сенчин занимается простой констатацией фактов.

Александр Евсеевич пробует обнадежить публику: "Автор размышляет! Он приходит к выводу, что нет решения. В раннем рассказе Романа Сенчина "Афинские ночи" на героев все плюют. В новом романе ничего не изменилось. Мы должны найти новые образы, новые мысли и решения, которые выведут нас из пропасти".

Напоследок слово предоставляется самому Роману Сенчину. Он благодарит семинар за честную критику, однако оправдываться за написанное не намерен. Оно и верно, за писателя говорят его произведения.

"В литературе нужен новый герой, - рассуждает Роман Сенчин. - Я жду светлых произведений. Но ощущение реальности авторам не стоит терять. В моем романе герой с собой не кончает, он хочет жить. Просто жизнь загнала его в угол. Квартира, машина - это были главные проблемы героя".

Мы читаем произведения Романа Сенчина, пишем на них рецензии, даем советы и надеемся, что сегодняшний семинар заинтересовал автора.

Журнал вела Екатерина Куканова

http://www.litinstitut.ru/index.php?type=special&area=1&p=articles&id=630

Док. 650521
Перв. публик.: 10.04.12
Последн. ред.: 21.05.12
Число обращений: 0

  • Рекемчук Александр Евсеевич
  • Рейн Евгений Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``