14 мая 2009 года на сцене "Дирекция проекта "Открытая сцена"" (Поварская ул., 20) будет показан спектакль, выпущенный Театральным агентством "Богис" "Чужие окна" (или "Дни, которых ещё не было") по пьесе и в постановке Алексея Бурыкина. Накануне представления драматург и режиссёр ответил на наши вопросы.
- Жанр пьесы определён Вами, как "поэма для театра". Изменился ли жанр при постановке?
- Старались не отходить. Вокруг главного героя - Александра - образуется плотная атмосфера, которая подталкивает его к действию, может быть, главному действию в жизни каждого человека: покаянию. Эта атмосфера создаётся артистами, поэма пишется ими.
- Расскажите об артистах?..
- Алексея Усольцева я "заприметил" несколько лет назад в спектакле Театра п/р О.Табакова "Бег" и сделал себе "пометочку": "ага!.." Ну, вот и довелось поработать вместе, чему я очень рад. Надеюсь, что у Лёши будет большое будущее. С Павлом Ильиным, которого я знаю с года поступления в Школу-Студию МХАТа, мы уже встречались на театральной площадке: делали отрывок из повести Достоевского "Чужая жена и муж под кроватью" на Высших Режиссёрских Курсах. Павел - фантастический артист, с огромным диапазоном, совершенно не раскрытый... Актрису на роль существа, обозначенного в пьесе как "Женщина в светлом плаще", я искал по театрам полтора года... Для меня было очень важным, чтобы, помимо женственности, актриса обладала чем-то невыразимым... нездешним, что ли... какой-то загадкой... Это невозможно сыграть: это или есть, или нет. И вот в Международной Чеховской лаборатории я увидел Анастасию Зыкову. В роли Елены Андреевны в "Дяде Ване". Я тут же позвонил Насте и предложил работать. И она согласилась... 15-летний Ваня Моисеев удивительно органичен на сцене... У него уже есть опыт работы: в МХТ пару сезонов Иван играл в спектакле Юрия Ивановича Ерёмина "Возвращение".
- В "Чужих окнах" напряжение рождается из ничего, из воздуха...
- Ну, вот это и важно! Пространство совести - так я определяю то метафизическое место, где происходит действие "Чужих окон"; совести Александра - главного героя. Всё остальное подчинено именно этой материи.
- Это напряжение... оно между реплик, помимо текста...
- Артисты хорошие.
- А Вы не боитесь, что неподготовленный зритель его не почувствует, а, значит, не поймёт, о чём, собственно, речь?
- Нет, не боюсь.
- Вот так, да?
- Да. И дело даже не в том, что, как говорила Ахматова, "неважно, понятно или нет; главное, чтобы сам поэт что-то имел в виду", а в том, что это касается каждого - вот то напряжение, о каком Вы говорите. Это напряжение, в котором человек пребывает в самые ответственные моменты своей жизни, когда должен сделать выбор... А человек всегда чувствует это - пусть смутно, пусть "как бы сквозь тусклое стекло", что этот выбор определяет его будущее! Так что... даже если зритель чего-то не поймёт, то уж точно почувствует. Потому что это касается его непосредственно. Знаете, мы дважды сыграли на зрителя, "обкатывали", так сказать, проверяли эхо... Так вот самой ценной для меня реакцией было: "это про меня". Сказано девушкой. Или одна из рецензий, появившаяся в Интернете, называлась "Чужие окна"... а, может быть, свои?" Думаю, что неподготовленного зрителя для нашей истории просто нет. Ну... может быть, только дети безгрешные... То, о чём говорится в спектакле - касается всех. Всех вообще.
- Так о чём там говорится?
- О любви, которая изливается на нас даром, а мы - слепые, глухие - не видим и не слышим. Но наступает предел. Я приведу слова епископа Варнавы Тобольского, сказанные им во время Первой мировой войны: "Часто спрашивают: скоро ли война кончится? Но время ли спрашивать? Сравнялось ли количество убитых сынов с числом невинных младенцев, убитых безрассудными матерями ещё в утробе?" Когда я говорил, что тема спектакля касается всех, я имел в виду вот эту всеобщую, космическую взаимосвязь. И - обратите внимание - когда это было сказано?! Прошло сто лет... А мы по-прежнему ищем причины неустроенности своей жизни в никудышном правительстве, не в той партии, не в том соседе... - повсюду, кроме правды, которую не хотим знать. Собственно, форма спектакля, как некоей притчи, и родилась потому, что человек - так уж устроен! - скрывается от правды про себя изо всех сил. Я пощадил человека. Но мне бы очень хотелось, чтобы зритель всё-таки испытал катарсис.
- Название "Чужие окна" - это о том, что "чужая душа - потёмки"?
- Второе название - "Дни, которых ещё не было" - прямо относит к теме замысла: "Зародыш мой видели очи Твои; в твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было" (Пс. 138). "Чужие окна"... они в каждом доме. Первоначальное название пьесы было - не поверите! - "День рождения Джонатана Свифта", и вся она была такая лёгкая, воздушная!.. Но потом долго, мучительно писался основной монолог героя, и когда это случилось, пришлось "пересмотреть" всю пьесу. И прежнее название перестало быть органичным.
- Вы сотрудничали с Театральным агентством "Богис" 15 лет назад, когда по Вашим пьесам были поставлены знаменитые спектакли "Нижинский" и "Башмачкин". Это были Ваши драматургические дебюты. Возвращение в "Богис", как возвращение домой?
- Понимаете, Галина Борисовна Боголюбова, художественный руководитель "Богиса" - человек и профессионал уникальный. Она отбирает только то, что задевает её и то, что она считает настоящей драматургией. Достаточно сказать, что Владимира Гуркина, чья пьеса "Любовь и голуби" стала не только театральным, но впоследствии и кинохитом, открыла Г.Б. Да она многих драматургов "открыла" и поддержала, будучи завлитом сначала в "Современнике", потом в Театре им. Ермоловой! Рад, что и к "Чужим окнам" она отнеслась благожелательно. Финансирование мы получили - путём конкурса - в московском Департаменте культуры. С той поры, когда был поставлен "Нижинский", время очень сильно изменилось, но неизменными остались наши отношения. Поэтому с новой пьесой я пришёл в "Богис".
- Но эта программа Департамента культуры г. Москвы "Открытая сцена" рассчитана только на выпуск спектакля. Какова прокатная судьба спектакля?
- Самый больной вопрос. Очень надеемся, что мы сможем прокатывать "Чужие окна" с помощью заинтересованных лиц. Прошлый год был объявлен "годом семьи", этот - "годом молодёжи"... спектакль напрямую обращён к молодым, которые только познают жизнь... познают не только искусы, но и ответственность за свои поступки. Этот спектакль нужен прежде всего им.
- Песня Константина Кинчева звучит в Вашем спектакле для привлечения молодёжи?
- Почему нет? Мне показалось, что Мальчик должен слушать именно "Алису"! Во-первых, это одна из немногих групп, кого неизменно слушает молодёжь: и в 80-ые, и в 90-ые, и сейчас, в нулевые... Во-вторых, в зависимости от замысла, музыка может быть и иллюстративной, и контрапунктной... К тому же, Константин благожелательно отнёсся к пьесе, благодаря которой мы и познакомились. Вообще, "Чужие окна" как-то становились действительно своими для многих, кто попадал в их орбиту. Сразу согласился работать над спектаклем художник Акинф Белов. Я очень хотел, чтобы композитором спектакля стал Андрей Леденёв - человек, слышащий ангелов. Я работал с ним на первом своём самостоятельном документальном фильме "Поле Куликово. Год 2005". И Андрей, прочитав пьесу, к моей радости, тут же дал согласие. А Михаил Леонидович Лавровский, наш гениальный танцовщик, человек потрясающего человеческого дарования... он с нами возился весь репетиционный период!.. И о деньгах речь не шла вообще!.. Да что говорить! Мне очень везёт на талантливых и человечных людей!
- Вы окончили Высшие Курсы Сценаристов и Режиссёров...
- Да, мастерскую Эмиля Владимировича Лотяну, человека жёсткого и нежного одновременно, поэта... Первым своим киноучителем считаю Андрея Андреевича Эшпая, встреча с которым оказалась судьбоносной.
- Так как дела с кино?
- Весёлый вопрос. Тем более сейчас... Ищу своего продюсера. Если кратко. Не хочу снимать то, что не хочу и противно моим убеждениям. Поняв это, уже и предлагать перестали... Но замыслов на две жизни минимум! В том числе уже ставших сценариями. Поэтому... Надеюсь и верю. Кстати, мой товарищ Антон Яковлев - тот же путь проделал: Школа-Студия МХАТ, Высшие режиссёрские курсы, а сейчас ставит спектакли. Очень хорошие. "Гупёшка" в РАМТе, "Крейцерова соната" в МХТ... очень жалею, что снят его спектакль в Вахтанговском театре "Мелкий бес". Мне повезло: я смотрел один из первых прогонов... Это могло стать театральным событием, а для Владимира Симонова, возможно, лучшей ролью... Увы.
- Вы тоже, до встречи со "своим" продюсером, пока "скроетесь" в театре?
- Очень правильный глагол. Надеюсь, что нет. Хотя... Есть замыслы и театральные... Посмотрим, как жизнь распорядится... А "Чужие окна" были моей мечтой, мне надо было поставить этот спектакль. Надо. Это разговор не с людьми. Но для людей.
Разговор вела Зинаида Серебрякова
май 2009 года
http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/106/
Док. 650468 Перв. публик.: 18.05.09 Последн. ред.: 18.05.12 Число обращений: 0
Лавровский Михаил ЛеонидовичТабаков Олег ПавловичЭшпай Андрей ЯковлевичВарнава (Кедров Владимир Викторович)Еремин Юрий ИвановичБурыкин Алексей Анатольевич
|