В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андреев: `Вся моя жизнь связана с ГИТИСом!` Назад
Владимир Андреев: `Вся моя жизнь связана с ГИТИСом!`
27-го августа народному артисту СССР, лауреату Государственной премии РФ, художественному руководителю Московского театра имени М. Н. Ермоловой, заведующему кафедры мастерства актеру Владимиру Алексеевичу Андрееву исполняется 80 лет. Накануне круглой даты с юбиляром побеседовал наш корреспондент.

- Владимир Алексеевич, в вашей семье, как известно, не было ни актёров, ни литераторов, но были театралы. Кто вам привил любовь к театру?

- Любовь к театру мне привила, во-первых, интуиция, а, во-вторых, - родители. Моя мама любила театральное искусство, и ещё в последние годы Великой Отечественной войны она приносила билеты в тот или иной театр и отдавала их мне, поскольку она работала и не всегда могла посещать театры. Я уже в детстве в свободное время ходил в театр, иногда даже забывая сделать уроки. У нас был Московский Дом пионеров, где существовала прекрасная театральная студия, а мы с моим товарищем по школе создавали разные сценки, показывали их на школьных вечерах, и затем пришли в студию и показали их, и нас приняли. А в театральной студии всё уже было поставлено на профессиональную ногу: мы создавали спектакли, шили хорошие костюмы, у нас был хороший театральный педагог-воспитатель. Среди участников этой театральной студии находились люди, ставшие впоследствии очень известными в отечественном актёрском искусстве. Например, Ролан Быков, но и многие другие. Вот так всё пошло-поехало, а потом без этого я уже не смог жить!

- В 1952 году вы окончили ГИТИС (Государственный Институт Театрального Искусства, прим. автора), курс А. Лобанова и А. Гончарова). Как вы сейчас, спустя много лет, вспоминаете студенческие годы учебы?

- Что я вспоминаю о своей учебе? Прежде всего, я вспоминаю своих учителей - выдающихся людей. Их жизнь складывалась по-разному. Андрей Михайлович Лобанов очень часто критиковался за то, что он создает отрицательные образы, а не играет положительных героев, но это было такое время. А Лобанов показывал такие характеры со всеми человеческими слабостями и пороками, которые, мягко говоря, не очень украшали человеческое общество. У Гончарова тоже судьба складывалась нелегко: он работал в разных театрах - в театре Сатиры, потом перешел в театр имени Марии Ермоловой, затем короткое время был в театре Киноактера, после чего возглавил театр на Малой Бронной, а позже - и театр имени Маяковского. Можно сказать, что он "походил" по театрам. Я до сих пор вспоминаю моих педагогов, и иногда даже использую их приемы в своем скромном творчестве, их постулаты и направления и очень хорошо это помню!

- Вы уже упомянули театр имени Ермоловой, с которым тесно переплелась ваша судьба. Сразу же после окончания учебы вы были распределены именно в этот театр. Как это произошло?

- Дело в том, что ещё будучи студентом, я был приглашен Лобановым для участия в некоторых спектаклях ермоловского театра, и так произошло, что я органично вошел в её труппу. Я был ещё в самом начале четвертого года обучения, но уже играл там в спектаклях. А потом меня стали вводить на роли текущего репертуара, т.к. артисты имеют обыкновение взрослеть, а затем - стариться. Некоторые маститые актеры должны были передавать свои роли более юным артистам, а это значит - и мне. Меня ввели в спектакль "Укрощение укротителя" Дж. Флетчера, и я, таким образом, вошел в ермоловскую труппу.

- Но наравне с актёрской деятельностью вы впоследствии стали заниматься и режиссурой, а первой вашей постановочной работой, если не ошибаюсь, стал спектакль по пьесе А. Афиногенова "Мать своих детей". Это произошло в 1963 году. А как вы пришли к тому, что стали режиссером?

- Мои сверстники - молодые актеры приглашали меня время от времени, чтобы я поставил какую-нибудь сценку для участия в концертах, либо начать какую-либо театральную работу. В афиногеновском спектакле "Мать своих детей" главную роль играла княжна Евдокия Урусова, которая только недавно (1955-56 гг.) вернулась из ссылки, и её восстановили в ермоловском театре, из которого в своё время и забрали, поэтому эта была её первая роль после возвращения домой, благодаря которой Урусова стала очень известной - и в кино, и в театре. Первая моя режиссёрская и основательная работа была связана с её именем, - я до сих пор это с благодарностью вспоминаю. Потом был "Бал воров" Ж. Ануя, "Разлом" Б. Лавренева и другие спектакли, а позже, когда я уже работал в качестве режиссёра, группа артистов предложила мне задуматься над тем, чтобы возглавить театр, и я стал его главным режиссёром.

- Давайте ненадолго отвлечёмся от театра и немного поговорим о кино. Вы дебютировали в картине "Верные друзья". Как вы в общем оцениваете свою деятельность в отечественном кинематографе?

- Вы знаете, я до сих пор, хотя у меня было много фильмов, в первую очередь - актёр театра. Я не буду лгать и скажу, что в кино мне работать интересно, ведь когда человек к чему-то привыкает (я имею в виду кинокамеру), то ему без этого уже становится скучно. Но всё-таки по манере работать над ролью (вот я сейчас с вами разговариваю, а передо мной лежит роль, работу над которой я начну осуществлять в начале нового театрального сезона),- мне намного ближе театр. Но в кино были работы, которые популярны и до сих пор,- эти фильмы по-прежнему показывают по разным телевизионным каналам. Это "Доброе утро", и "Человек родился", и "Ночной патруль", и "Жестокость", "Три дня вне закона" и т. д. Я особенно люблю фильм "Сказка о царе Салтане", где мне довелось сыграть роль царя Салтана с добрыми и беззащитными глазами. Надо сказать, что фильмы моей молодости мне дороже, чем мои последние работы, в частности, в сериалах (имеется в виду роль Павла Федотова в сериале "Принцесса цирка". Прим. автора), когда все снимается быстро, и за смену нужно снять подряд семь (!) эпизодов, а текст получаешь прямо на съёмочной площадке, и все следует быстро-быстро делать. А в то время можно было поразмышлять над тем, как выстраивается действие в кадре, привыкнуть к глазам и дыханию партнера. Но это время ушло!

- Теперь мы опять возвращаемся в театр. Вы возглавляете театр имени Ермоловой уже на протяжении сорока лет. Это, можно сказать, - целая эпоха. Что, по-вашему, изменилось в отечественном театре за этот большой срок на примере вашего театрального коллектива?

- Что изменилось? Меняется время, но театр не изменяется в главном. Театр имени Ермоловой - это психологический театр, независимо от того, что происходит вокруг. Сегодня очень часто бегут в театр. Томас Манн говорил: "В театр приходит толпа, а уходит народ". Он имел в виду значение театра как воспитателя. Сегодня для того чтобы была театральная жизнь, большие театры нуждаются в поддержке со стороны государства. Некоторые театры вынуждены ставить такие пьесы, на которые бежит толпа. Но мы сегодня, когда ставим Уильямса (я говорю о начале нового сезона) или Достоевского и Островского, то уходим от лёгкого жанра в сторону серьёзного, чтобы интерпретировать Сухово-Кобылина. Режиссёр Алексей Левинский поставил "Свадьбу Кречинского". Это очень ищущий режиссер и поклонник творчества В. Мейерхольда, поэтому позволяет себе в работе некоторые острые проявления, но всё-таки эти авторы у нас - главные, например, нобелевский лауреат Иван Бунин и те, кого я вам перечислил. Сегодня это непросто, потому что легкость, броскость, водевильность и адюльтерность представляют театр завтрашнего дня. Но, тем не менее, нам удаётся сохранять свое лицо!

- Владимир Алексеевич, у вас есть ещё одно направление деятельности - это преподавательская работа в РАТИ (РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, бывший ГИТИС, прим. автора). Вы являетесь заведующим кафедры мастерства актёра и художественным руководителем мастерской, а также профессором. Как проходит ваша педагогическая деятельность?

- Я вам должен сказать, что общение с молодёжью и студентами приносит мне не только удовлетворение, но и помогает жить, потому что иначе человек обречён на старение и дряхление. Для меня - это очень большая часть жизни. На преподавательскую работу меня - ещё молодого человека - привел Андрей Александрович Гончаров, который тогда заведовал кафедрой режиссуры, и сказал мне: "Володя, пора начинать!". Первый курс я набрал в 1972 году, и с тех пор вся моя жизнь связана с ГИТИСом, где я учился, закончил и стал преподавать!

- Не так давно отмечался юбилей вашей супруги - замечательной актрисы Натальи Селезнёвой. Как две такие яркие личности могут ужиться в одной семье?

- Мы уже 40 лет вместе, так что это - не случайно. У меня - тоже юбилей, который можно назвать не очень весёлым, но вместе с тем и знаменательным. Канал "Культура" снял две передачи обо мне, которые пойдут в эфир 27-го августа - в день моего рождения. Это две серии о моих творческих наклонностях, хобби, моих человеческих привязанностях. Я им благодарен за это. Думаю, что кто-то увидит эти программы и у вас в Германии.

- И самый последний вопрос: как будет проходить празднование вашего юбилея в театре имени Ермоловой?

- Я его не намерен праздновать, а 27-го августа я приду в театр, и наверняка найдутся люди, которые придут меня поздравить. Это будет не на сцене, в зале не будет зрителей, я просто буду находиться у себя в кабинете и ждать, когда мне скажут: "Будь здоров, старик! Давай, жми дальше, пока живой!".

- Дорогой Владимир Алексеевич, позвольте мне от имени многочисленной армии читателей поздравить вас со славным юбилеем, пожелать вам крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов на театральном поприще!

- Спасибо и вам, Евгений!
Беседовал Евгений Кудряц
опубликовано в газета "Вести" (Германия), сентябрь 2010-го года

http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/167/

viperson.ru

Док. 650431
Перв. публик.: 17.05.10
Последн. ред.: 17.05.12
Число обращений: 0

  • Андреев Владимир Алексеевич
  • Кудряц Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``