В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фаяс Халилулин: В первую очередь надо изменить порядок формирования комиссий всех уровней Назад
Фаяс Халилулин: В первую очередь надо изменить порядок формирования комиссий всех уровней
По материалам круглого стола Общественного комитета "За честные выборы!" от 26.04.2012

Я много лет работаю в системе избирательных комиссий, и могу сказать, что каждый раз, куда бы я ни приходил, я с собой беру документы. Федеральный закон "Об основных гарантиях", в который вносится бесконечное количество поправок и по существу ни один документ нельзя понять, не посмотрев ту или иную норму закона. А мы полагаем, что этим законом должны руководствоваться не только партии, не только движения, не только кандидаты, но и члены участковых, территориальных, иных комиссий, где работают люди на общественных началах, зачастую не имея даже какой-то достаточно серьезной подготовки по работе с этим. Поэтому, не вдаваясь в подробности, скажу несколько слов о том, что надо было бы изменить. В первую очередь надо изменить порядок формирования комиссий всех уровней. Во-вторых, нужно серьезнейшим образом изменить протоколы, как участковых, территориальных, так и вышестоящих комиссий. На сегодняшний день про протоколы наших комиссий по итогам голосования можно с гордостью сказать, что они самые насыщенные в мире. Такого количества требований, которые закладываются в протокол, нет нигде. Можно привести маленький пример. И кандидаты, и партии по итогам голосования видят, что важно на участке, сколько было в списке избирателей, сколько из них пришли и как эти люди проголосовали за Иванова, за Петрова, за Сидорова или за ту или иную партию. Все остальные сведения, которые мы сегодня вкладываем в протокол участковой комиссии, лишние. Они приводят к техническим ошибкам, они приводят к подготовке массы ненужных документов. Если даже все эти материалы нужны, можно все это в виде актов представлять по итогам голосования. Поэтому, если бы у нас протоколы были несколько иной формы, в 5 часов утра никто протоколы на выборах депутатов муниципальных собраний не собирал. Нужно изменить и время проведения голосования, изменить многие организационно-технические вопросы, связанные с организацией досрочного голосования. У нас на сегодняшний день только в Москве где-то около 300 тысяч человек, которые голосуют практически в домашних условиях. Многие из них не могут принять участия в голосовании, потому что участковая избирательная комиссия к ним умышленно не ходит. Но это реально невозможно. Практика показывает, что где-то больше 45-53 избирателей участковая избирательная комиссия на дому посетить не в состоянии, учитывая транспорт, движение, лифт, подъезд и т.д. И поэтому, если менять формы голосования, менять избирательное законодательство в части введения различных технических новшеств, то очень многие проблемы, связанные с подведением итогов можно было бы снять. Что касается вопросов, связанных с проведением наших последних избирательных кампаний. Нужно сказать, что многие замечания по-прежнему остаются и по работе комиссий, и по подведению итогов, несмотря на то, что и камеры ввели, и большое количество наблюдателей, но, тем не менее, замечаний остается довольно много. Хотелось бы обратить внимание, что тема муниципальных выборов всегда актуальна и Николай Николаевич мог бы вспомнить очень много примеров из прошлых лет, когда только начали формироваться муниципальные собрания. Раньше они по-другому назывались. Но одно я хочу подчеркнуть. Да, действительно, если кандидат приходит непосредственно в состав собрания и если он не интересуется у своих избирателей, например, порядок у них в подъезде или нет, можно ли записаться на прием в дирекцию единого заказчика или нельзя записаться, почему, то это плохо. Если бы группа депутатов проанализировала, например, организацию приема населения у них в районе в разных структурах в государственных и иных и потом бы вынесла этот вопрос на комиссию, обсудила бы, предприняла какие-то шаги, вплоть до предложения уволить, может быть, какую-то группу руководителей... Но когда люди этого не делают, а просто, если даже ведут прием населения, пишут в управу о том, что нужно выполнить такие-то условия, то это, конечно, не функция муниципального депутата. Человек должен делать конкретную работу, а не рассчитывать на то, что у него появятся определенные полномочия, когда он будет распределять землю, принимать решение о строительстве, принимать решение о движении новых транспортных средств, водоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.д. Понятно, что эти вопросы на уровень депутатов муниципального собрания никогда не отдадут, и 79 статью соответствующего закона никто менять не будет. Потому что Москва и Санкт-Петербург - это города, в которых ломать сложившуюся систему городского хозяйства - практически поставить под удар жизнь миллионов людей. И в завершении я хотел бы сказать, что чем больше партий, чем больше общественных движений будет существовать в обществе, тем будет лучше. Большинство из присутствующих выезжали за рубеж. Там существует масса общественных движений, организаций, в которых, может быть, всего-то несколько десятков человек входит, но человеку там интересно, человек находит там поддержку, поэтому для его развития это значит много. И я думаю, чем больше будет общественных организаций, движений, тем дальше от человека будет государство, тем меньше будет у государства возможности каким-то образом использовать и силу государства и иные вопросы, о которых сегодня говорить неуместно. Но в целом то движение, которое сегодня возникло в связи с возможностью формировать и через Минюст проводить различные партии, будет на пользу людям. Тысячи новых инициативных людей появится. У кого-то из них, может быть, получится формирование партии, у кого-то не получится. Может быть, будет не партия, а какое-то общественное движение. Мне кажется, что все это пойдет на пользу.

Комитет "За честные выборы!"

Док. 650418
Перв. публик.: 17.05.12
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 0

  • Халилулин Фаяс Фатехович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``